Слайд 1 ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В УСЛОВИЯХ
ВВЕДЕНИЯ ФГОС
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ФГОС: I. Общие положения. п. 5
Слайд 3Системно-деятельностный подход в обучении
Все объекты познания в школе, как и в
окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в системно-деятельностный.
Слайд 4Системно-деятельностный подход в образовании
Чему учить?
Обновление содержания
Ради чего учить?
Ценностные установки
Как учить?
Обновление средств
обучения
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача: создание и организация условий деятельности ребенка
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Слайд 5Овладение системой учебных действий
с изучаемым учебным материалом
Деятельностная парадигма образования:
планируемые результаты и
система оценки
Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
Оценивается
В образовательном процессе реализуется
Слайд 6представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования
качеств личности;
на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
Слайд 8Цель деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных
способов деятельности.
Это означает, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. (При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит).
Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Слайд 9Почему?
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты
второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет
«Образование для жизни»
пришёл лозунг
«Образование на протяжении всей жизни».
Слайд 10Требования к современному уроку
Прочитайте высказывания и попытайтесь сформулировать требования к современному
уроку.
Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь.
Китайская пословица.
Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего не знает.
Георг Зиммель
Школа – это место, где нам дают ответы на вопросы, которые мы не задавали.
Из сочинения ученика.
Кто ясно не видит цели, - очень удивляется, придя не туда.
Марк Твен.
Назначение учителя – помочь родиться мысли ученика.
Сократ.
Не прыгнув в воду, плавать не научишься.
Пословица.
Слайд 11Требования к современному человеку
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя
их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способным к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Слайд 12Современный урок
Современный урок
Чем он отличается от традиционного?
Слайд 13
Современный – отвечающий на вызовы времени
Слайд 14 В чем новизна современного урока в условиях введения стандарта второго
поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Слайд 15В чем новизна современного урока?
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном
кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время сбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Слайд 16Обучающий – чему?
Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной
картины мира
Воспитывающий – что?
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность
Развивающий – что?
Деятельность, мышление, рефлексию
Слайд 17Правильная постановка цели урока
Развитие мышления:
Аналитического мышления (формировать умения, существенные признаки и
свойства);
Синтезирующие мышление (умение устанавливать единые и общие признаки, свойства целого, составлять план изученного материала);
Аналитикосинтезирующие мышление (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы);
Абстрактное мышление (умение выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки;
Развитие умения применять знания на практике;
б) Развитие познавательных умений:
Формирование умения выделять главное;
Составлять план, тезисы;
Вести конспект;
Наблюдать, делать опыты;
Умение проводить частично-поисковую познавательную деятельность;
Постановка проблемы, выдвижение гипотезы ее решения.
в) Развитие общетрудовых и политехнических умений:
Коммуникативно-технических умений;
Нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач;
Операционно-контрольных умений пользоваться приборами и инструментами;
Умение планировать, оценивать результаты выполненных действий;
Регулировать и контролировать свои действия.
Слайд 18Правильная постановка цели урока
г) Развитие умения учебного труда:
Работать в должном темпе
(читать, писать, считать, конспектировать)
Развитие приемов наблюдения (цель наблюдения и его последовательность, составление наблюдения объекта)
д) Развитие воли и самостоятельности:
Развитие инициативы уверенности в своих силах;
Развитие настойчивости;
Умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
Развитие умения владеть собой, выдержка, самообладания;
Развитие умения действовать самостоятельно.
Слайд 19Развитие деятельности:
Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
Исследование
(факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)
Проектирование (замысел, реализация, рефлексия)
Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)
Моделирование …
Конструирование…
Прогнозирование…
Слайд 20Что отличает современный урок?
Место в образовательном процессе
Структура
Содержание
Организационные формы
Методика
средства
Слайд 21Место в образовательном процессе
Урок утратил роль главной организационной формы образования
Его конкуренты:
Открытое
образование
Информальное образование
Домашнее образование
Дополнительное образование
Слайд 22Структура урока
Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания:
Организационный
момент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Закрепление
Современная дидактическая структура основана на логике познания:
Актуализация
1.мотивационная, 2.содержательная
Изучение нового материала
Рефлексия
Слайд 23Организационные формы
Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)
Досуговые (путешествие, конкурс,
диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)
Мыследеятельностные (выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)
Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Слайд 24Некомпетентностные формы и методы
Монолог учителя;
Фронтальный опрос;
Информирующая беседа;
Самостоятельная работа с учебником по
заданию учителя;
Демонстрация видеофильма;
Пр.р. или К.р., проводимая в традиционной форме;
Слайд 25Методики, технологии, подходы
Задачный подход;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение;
Слайд 26Методики, технологии, подходы
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Рефлексивное обучение;
Мыследеятельностное обучение;
Продуктивные технологии
Слайд 27Методики, технологии, подходы
коммуникативные технологии;
Информационно-коммуникационные технологии;
Технология КТД;
ТРИЗ (АРИЗ)(технология/алгоритм решения исследовательских задач);
технологии дифференциации;
Технологии индивидуализации
Слайд 28Средства обучения
Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной
деятельности и др.);
Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.)
Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.);
Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Слайд 29Пирамида обучаемости
лекция – 5%
Самостоятельное чтение – 10%
Аудио-,видео-обучение – 20%
Показ (демонстрация) – 30%
Обсуждение в малой группе – 50%
Практика в процессе деятельности – 75%
Обучение других (ребенок обучает ребенка) – 90%.
Слайд 30ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Базовые образовательные
технологии
Информатизация образования –
это приведение системы образования
в соответствие с потребностями
и
возможностями информационного
общества
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
инструменты «взрослой» информационной деятельности,
среда информационной поддержки учебного процесса,
гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
современные системы управления учебным процессом
Слайд 31ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Базовые образовательные
технологии
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его
деятельность
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Слайд 32Учебные ситуации
Учебные ситуации строятся с учетом:
• возраста ребенка (то, что
провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
• специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в филологической, естественнонаучной/обществоведческой области типами формируемыми умениями),
• меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Слайд 33Учебные ситуации
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
• определение педагогических
задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи,
• отбор учебного материала ,
• определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся).
• прогнозирование возможных действий детей.
Слайд 34 Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление
знаний учениками
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми