Слайд 1Тимофей Максимович Белозёров
(1929-1986)
Выполнила: Леушина О.
Слайд 2
Родился в крестьянской семье в Курганской области. Детство провёл на Алтае.
Окончил семилетнюю школу в селе Старо-Карасук Омской области
В 1952 году закончил Омское речное училище. Работал мастером механического цеха на Бобровском судоремонтном заводе в Барнауле. Одновременно писал стихи.
Слайд 3
В 1957 году в Омском книжном издательстве вышла первая книга Белозёрова
«На нашей реке».
В 1962 был принят в Союз писателей СССР.
С 1963 года, после окончания Литинститута им. А. М. Горького, работает редактором Омского телевидения.
С 1968 — на литературной работе.
Слайд 4
Тимофей Максимович является автор более 60 детских книг, вышедших в различных
издательствах Москвы, Омска, Новосибирска и др. Общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров.
Четыре книги Белозёрова вошли в серийные издания:
«Лесной плакунчик» (1979),
«Зимушка-зима» (1989),
«Карасик» (1981),
«Журавкин праздник» (1990).
Слайд 5
По мнению многих критиков, писавших о Т.Белозерове в 50-60-е годы, он
сумел заявить о себе уже в первых сборниках. Отмечали его способность всюду видеть красоту, говорить о высоком простыми словами, не заигрывая с читателем.
Слайд 6
Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от
ученичества и подражания – к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем – «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэта начинается лирика природы в творчестве Т.Белозёрова.
Слайд 7
Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х
годов обретают многообразие вариантов воплощения. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай» (1962), «Таежный светофор» (1962), «Орешки» (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы.
Слайд 8
Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон,
в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т.Белозерова.
И не случайно подлинный взлет поэзии Т.Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего» (1970), «Кладовая ветра» (1972), «Зимушка-зима» (1974), «Жаворонок» (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983).
Слайд 9
Большинство произведений Т.Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе,
детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк – более твердым, поэтическое слово – емким и красочным.
В зрелый период своего творчества поэт приходит к той форме стиха, которую он считал для себя наиболее органичной. Поэтическая миниатюра была осознана им как наиболее подходящая для этого форма.
Слайд 10
В стихах Т.Белозерова при всей точности поэтической зарисовки всегда возникает второй
план, глубокий подтекст. Достигается это, как правило, неожиданной концовкой, выразительно-изобразительными свойствами языка («Утро бакенщика», «Старинные часы» и др.)
Слайд 11
Неожиданный финал, проливающий иной свет на все предшествующее развитие сюжета, заставляет
по-новому взглянуть на привычное явление и сместить интонационные акценты при повторном озвучивании таких произведений. Обобщение в конце стиха придает всему произведению глубокий смысл: ощущение хрупкости человеческой жизни и щемящей тоски по уходящему времени.
Слайд 12
Рассказывая детям о красоте мира, поэт не скрывает от юных собеседников,
что в жизни существует не только радость. Он не боится рассказать им о тоске старого человека, об одиночестве собаки, жестоко преданной хозяином. Его стихи отличаются четкой линией рисунка, акварельной ясностью красок. Здесь обилие желтого, зеленого, розового, золотистого, белого, алого и синего. Много солнца, тепла, света.
Мир в поэзии Т.Белозерова не только многоцветен, но и наполнен запахами и звуками. В стихотворениях очень много побудительных и восклицательных предложений.
Слайд 13
Масштаб ситуации, отраженный в стихотворении, вряд ли можно назвать глобальным, скорее
он частно-бытовой. Но эта бытийность настолько широко и глубоко обозревается и отражается, что из нее складывается огромная мозаика жизни природы. Художественная картина мира динамична, носит цельный характер. Ритмика, архитектоника, образность стихов идут от самой жизни, от фольклора, от ритма детских игр и песенок, от шорохов, шумов и громов природы.
Слайд 14
Читая книги поэта, мы видим, что его интересовало не только настоящее
сибирского края, но и его прошлое, начиная со времен присоединения Сибири к России. В стихотворении «Ермак» он пишет:
Шел Ермак с боевой дружиной,
Вороша вековую тишь.
И дружину его в пружину
Сжал широкий седой Иртыш.
Отразились в воде кольчуги,
Копья, шлемы, скуластость лиц,
И поплыли на север струги,
Словно стая тяжелых птиц.
Слайд 15
В стихотворной легенде «Сказ о Ермаке» подчеркивается, что дружина отважного атамана
совершила великое дело, позволившее преобразить дикий суровый край. Покоритель Сибири уходит в легенду, становится бессмертным, поселяется в водах Иртыша и оттуда присматривает за тем, все ли в порядке в мире.
Когда Иртыш
с весенним громом
Разбудит в пойме
тальники
Блестя кольчугой
и шеломом,
Ермак выходит из реки.
С мечом, не отданным
татарам,
С державной тяжестью щита
Обозревает с крутояра
Преображенные места.
Слайд 16
Мемориальный камень Тимофею Белозёрову в Омске. Фото 2010 г.
Слайд 17
4 сентября 1987 года на доме № 2 по ул. Чокана Валиханова,
где жил и работал поэт, установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Ф. Д. Бугаенко. Именем Тимофея Белозёрова названа одна из улиц и библиотек Омска. В 2005 году одному из танкеров Омского речного пароходства присвоено имя поэта, и на Аллее литераторов (бульвар Мартынова) появился мемориальный камень с именем Тимофея Белозёрова.
Слайд 18
Бюст на могиле Т. М. Белозерова на Северо-Восточном кладбище
г. Омска.
Скульптор Ф. Д. Бугаенко.
Слайд 19
1. Личные вещи поэта, хранящиеся в Литературном музее им. Ф.М. Достоевского.
Дар вдовы поэта В.И. Белозеровой.
2. Рабочий кабинет поэта.
1
2