Презентация, доклад на тему Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы

Содержание

Виктор Федорович ШаталовВиктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные

Слайд 1 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках

русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 16 г.Екатеринбург
Оганесян Лиана Жановна

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и

Слайд 2Виктор Федорович Шаталов
Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал

и реализовал в своей педагогической практике технологию интенсивного обучения на основе опорных конспектов или опорных схем. По доминирующему методу технология является объяснительно-иллюстративной, но, учитывая отличительные признаки данной технологии, её с полным основанием можно отнести к группе личностно-ориентированных технологий.
Виктор Федорович ШаталовВиктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР разработал и реализовал в своей педагогической практике

Слайд 3Теоретическая интерпретация изученного опыта

Теоретическая интерпретация изученного опыта

Слайд 4Целевые ориентации этой технологии
Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование

ЗУН.

Целевые ориентации этой технологии	Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование ЗУН.

Слайд 5Новизна
На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а

ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

НовизнаНа всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем,

Слайд 7Основные принципы технологии:
-   многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности,

изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий; -   личностно-ориентированный подход; -   гуманизм (все дети талантливы); -   ученье без принуждения; - бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха; - соединение обучения и воспитания.
Основные принципы технологии: -   многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип

Слайд 8Основные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым:
Опора, это ориентировочная основа учебной деятельности

ученика, способ внешней организации его мыслительной деятельности

Опорный сигнал представлен ассоциативным символом (цифрой, условным знаком, схемой, рисунком), заменяющим смысловое значение содержания познавательного блока;

Опорный конспект, это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, отражающую систему понятий, причинно-следственных связей, фактов изучаемого познавательного блока.

Основные дидактические понятия технологии, введённые В.Ф.Шаталовым:Опора, это ориентировочная основа учебной деятельности ученика, способ внешней организации его мыслительной

Слайд 9Отличительные особенности технологии:
изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками;

смысловая группировка

учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная компановка материала);

выражение содержания учебного материала в виде опорных схем-конспектов;

- полная и практически всеобщая активность учащихся в процессе познавательной деятельности.
Отличительные особенности технологии:изучение содержания учебного предмета осуществляется крупными познавательными блоками;смысловая группировка учебного материала небольшими познавательными блоками (поблочная

Слайд 10Особенности методики Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей

достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся. Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
Особенности методики Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность

Слайд 11
Изучение теории в классе:
обычное объяснение у доски (с мелом,

с наглядностью);
создание опорного конспекта;
индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;
фронтальное закрепление
2. Самостоятельная работа дома:
опорный конспект + учебник + повторение.

Этапы работы:

Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, с наглядностью);создание опорного конспекта;индивидуальная работа учащихся

Слайд 12Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект

по памяти, после письменной работы громкий опрос.
Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешней речевой деятельности, усвоение которого происходит во время различных видов опроса.
Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь.
Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий

Слайд 13 Памятка учащемуся:
Вспомни объяснение учителя, используя

конспект.
Прочти заданный материал по книге.
Сопоставь прочитанный материал с конспектом.
Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
Запомни наизусть конспект как опору рассказа.
Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.


Памятка учащемуся:    Вспомни объяснение учителя, используя конспект. Прочти заданный

Слайд 14Вывод:
Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету,

учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду.
Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации.
Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.
 
Вывод:		Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и

Слайд 15 Примеры опорных сигналов по русскому языку

Примеры опорных сигналов по русскому языку

Слайд 16Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на

конце существительных”, “Разделительный ъ”. Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют.

Приложение 1

Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ”. Читается эта

Слайд 17 


И
                                                             Ы
1.в             :  ЦИРК                     1. в ^ : ЛИСИЦЫН
2. на – ЦИЯ: АКАЦИЯ                          2. в        : ОГУРЦЫ        
Исключения:  ЦЫГАН,
ЦЫПОЧКИ,
ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ,
ЦЫЦ.

Изучение темы “Правописание гласных И – Ы после Ц ” .Читается эта схема так: буква И после Ц пишется в следующих случаях:1) в корне слов; 2) в заимствованных словах, оканчивающихся на –ЦИЯ. Буква Ы пишется 1) в суффиксе –ЫН; 2)в окончаниях существительных; 3)в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц.

Приложение 2

 

Слайд 19Приложение 3

Приложение 3

Слайд 20 Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных

и причастиях Прилагательное или причастие?

Приложение 4

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Слайд 21С У П
Согласование
Управление
Примыкание
Меняется главное слово – меняется зависимое
Меняется главное- не

меняется зависимое

Зависимое слово – неизменяемая часть речи

Широкая равнина
Мой друг
Читающий мальчик

Пойду в театр
Написать картину
Мастерство художника

Бегло читать
Желание помириться
Читать лёжа

Приложение 5

С У ПСогласованиеУправлениеПримыкание Меняется главное слово – меняется зависимоеМеняется главное- не меняется зависимоеЗависимое слово – неизменяемая часть

Слайд 22Примеры опорных сигналов-конспектов по русской литературе

Примеры  опорных сигналов-конспектов  по русской литературе

Слайд 23Приложение 6

Приложение 6

Слайд 24М.А.Булгаков
«Мастер и Маргарита»
История создания: 1928-1940 гг., писал 12 лет, сжёг рукопись,8

редакций, множество вариантов названий

Жанр – роман-миф

Композиция- роман в романе
1)роман о Понтии Пилате
2)роман о мастере

Сюжетные линии

Философская
Иешуа,Понтий Пилат

Любовная
Мастер, Маргарита


Мистическая и сатирическая
Воланд, его свита и москвичи

Хронотоп(время и место)

Древний мир
(Ершалаим)

Современный мир
(Москва)

Полусторонний мир
(вечный)



Темы: о любви;
о смысле жизни;
о добре и зле


Проблемы: любовь, смысл жизни, добро и зло, вера и безверие, власть, личный выбор, истинное искусство

Приложение 7

М.А.Булгаков«Мастер и Маргарита»История создания: 1928-1940 гг., писал 12 лет, сжёг рукопись,8 редакций, множество вариантов названий Жанр –

Слайд 25Приложение 8

Приложение 8

Слайд 26Вывод:
Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету,

учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному труду.
Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации.
Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на уроке в активных участников.
 
Вывод:		Систематическая работа с опорными конспектами и сигналами повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и

Слайд 27Литература: 1) Виктор Федорович Шаталов, ученый педагог, народный учитель СССР, заведующий лабораторией

проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке http://lib.ru/KIDS/SHATALOW/shatalov.txt (электронная версия книги) 2)Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Артемьева Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей – «Открытый урок» 3) «О применении опорных конспектов и схем на уроках русского языка и литературы» Александрова Г.Н., учитель русского языка и литературы г. Тамбов Сайт ТОИПКРО  
Литература: 1) Виктор Федорович Шаталов, ученый педагог, народный учитель СССР, заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ

Слайд 28 Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть