Слайд 1Задание 2
ЕГЭ по русскому языку.
Средства связи предложений в тексте
Слайд 2Чтобы правильно сделать задание 2 ЕГЭ, необходимо:
внимательно прочитать текст;
вникнуть в его
содержание;
понять, какая связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением;
выбрать слово из предложенных вариантов по смыслу и вставить его на место пропуска.
Слайд 3Теория
Иногда ответ очевиден.
Но иногда варианты ответов очень похожи между собой
или смысл места пропуска слова неясен.
В таком случае надо брать каждый вариант ответа и подставлять его на это место.
Слайд 4Пример 1. (1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем
нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...>состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Хотя
Эти
Таким образом,
Вопреки этому
Наоборот
Второе предложение является логическим продолжением первого. Вещества бывают жидкими, твердыми или газообразными. Речь идет о состояниях веществ, как поясняется далее. Но не о "каких-то", а об "этих", описанных в предыдущем предложении.
Правильный ответ - "эти".
Слайд 5Допустим, в тексте встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти
наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых...
Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.
Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.
Слайд 6Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений
в тексте. Вспомним, что это такое.
Союзы
Функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.
Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.
Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.
Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте.
Слайд 7Совет
Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов
будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы.
Слайд 8Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также,
тоже
Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
Пояснительные: то есть, а именно
Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Слайд 9Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
Причинные: так как, потому
что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
Следствия: так что
Уступительные: хотя, несмотря на то что
Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
Изъяснительные: что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы
Слайд 10Вводные слова и сочетания
Неслучайно их делят на группы по значению. Вот
основные из них:
Эмоции, чувства, оценка ↓
Степень достоверности, возможности, уверенности ↓
Источник сообщения ↓
Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тексте) ↓
Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте) ↓
Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности ↓
Мера того, о чём говорится ↓
Обычность, типичность того, о чём говорится ↓
Слайд 11Чтобы правильно определить необходимое для данного текста слово необходимо:
Внимательно прочитать
текст
Путем последовательного подбора предлагаемых средств связи установите логическое соответствие между предыдущим предложением и предложением с пропуском.
Этот прием поможет вам определить, какое слово должно быть на месте пропуска.
Слайд 12Пример 2.(1)Уже в настоящее время человечество остро ощущает недостаток пресной воды,
и с каждым годом проблема обеспечения водой приобретает всё большую остроту; ведь общее потребление воды в мире в тысячу раз превышает использование всех остальных видов ресурсов вместе взятых. (2)Для утоления «водного голода» жителей нашей планеты существуют различные пути. (3)<...> наиболее эффективных — опреснение солёных вод Мирового океана, тем более что большие площади засушливых и малообводнённых территорий примыкают к его берегам.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?
За исключением того, что
Поэтому
Наоборот,
Потому что
Один из
На первый взгляд между 2-ым и 3-им предложением связь вообще отсутствует.
Вот говорили о различных путях утоления "водного голода", а вот уже говорят об опреснении соленых вод. Но, если приглядеться, опреснение соленых вод и предлагается как способ утоления "водного голода".
Следовательно, правильный ответ - "один из".
Слайд 13(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное
под названием «романтизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…> в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины природы вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Однако
Вопреки этому
Хотя
Неслучайно
Несмотря на то что
Возникло направление "романтизм", оно стало утверждать культ человеческих чувств. Внезапно от чувств романтизм перекидывается на пейзажную живопись, но далее поясняется, что картины природы вызывают в душе человека яркий эмоциональный отклик, именно поэтому романтизм и выдвинул пейзаж на первый план - это произошло неслучайно. Это и есть верный ответ.
Слайд 14(1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно
медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<...>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с "внутренним содержанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Поэтому
Естественно
Вследствие этого
Но
2 естественно
Слайд 15(1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых
других, она содержит пары воды и газы. (2)<...> главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения — спокойный или взрывной, форма вулкана.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Значит,
Вследствие этого
Поэтому
Но
4 но
Слайд 16(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте
употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3)<...>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Кроме того
Так, например
В результате
Ведь
2.Так, например
Слайд 17(1)Бактерии поистине вездесущи. (2),в воздухе и воде, в любом комочке почвы
и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. (3)Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.
Следовательно,
Например,
Не случайно
И действительно
4.И действительно
Слайд 18(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на
использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)<...> в ненастоящее время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.
Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.
Потом
Сегодня
Однако
Затем
3. Однако