Слайд 1Двадцать седьмое февраля
Классная работа
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Слайд 2Проверьте своего соседа по парте
Архитектура, искусство, воплотить, пьедестал, галерея, колоссальный, пьеса,
режиссёр, труженик, подлинный, пейзаж, фестиваль.
За каждое правильно написанное слово 1 балл
11-12 – «5»
9-10 – «4»
6-8 – «3»
менее 6 – «2»
Слайд 3Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными – сложное предложение, у которого два
и более придаточных.
Слайд 4При последовательном подчинении образуется цепочка, в которой предыдущая часть становится главной
для последующей.
При параллельном подчинении к одной главной части относятся две и более придаточные разного типа.
Слайд 5При однородном подчинении к одной главной части СПП относятся две и
более придаточные одного и того же типа.
Слайд 6Цель урока: систематизировать и углубить знания о сложноподчинённом предложении с несколькими
придаточными.
Слайд 7ЗАДАНИЕ:
1. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение, в составе которого есть
сложноподчиненное c последовательным подчинением. Выпишите это предложение, обозначьте главные члены, составьте схему.
(1) У пожарных на автомобилях был насос. (2) Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. (3) Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. (4) В доме никого не было. (5) Пожарные стали выносить вещи.
(6) Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. (7) Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.
Слайд 8 2. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением
придаточных. Выпишите это предложение, обозначьте главные члены, составьте схему.
(1)Мальчишки – их было человек пять – назвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(2)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (3)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (4)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
Слайд 93. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение, в составе которого есть
сложноподчиненное c параллельным неоднородным подчинением. Выпишите это предложение, обозначьте главные члены, составьте схему.
(1)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (2)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
(3)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (4)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (5)И всякие космические картинки. (6)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.
Слайд 10Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
(1)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (2)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…
(3)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (4)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц!
Правильный ответ: 4 предложение
Слайд 11 Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным однородным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (2) Она даже готова была вслух признать свою вину.(3) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
– (4) Как ты можешь так, Коля? (5) Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду…
Правильный ответ: 1 предложение
Слайд 12Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
(1)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (2)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(3)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (4)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (5)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(6)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (7)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (8) Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
Правильный ответ: 1 предложение
Слайд 13Домашнее задание
Из произведений русской литературы выписать и проанализировать по образцу 6
предложений (по два с каждым видом подчинения).
Слайд 14-Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли мы её?
-
На какие вопросы сегодня нашли ответы?
- Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?
- Какое значение имеют для вас полученные знания?