Слайд 1«Создание образовательной среды на уроках русского языка и литература для обучающихся
с ОВЗ»
Презентацию подготовила Прокофьева В.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №16»
Г.Великий Новгород
Слайд 2Главная задача:
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание
условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех.
Слайд 3«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова»
Ян Каменский
Основной функцией при работе с детьми с различными нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития является коррекционная работа. Эффективность исправления недостатков развития зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приёмов обучения.
Слайд 4Основной принцип коррекции – формирование у обучающихся умений самостоятельно ориентироваться в
требованиях к выполнению задания, анализировать и планировать свою деятельность.
Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ОВЗ к реалиям окружающего мира.
Одним из показателей успешности коррекционной работы является уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных задач.
Слайд 5Основные направления коррекционной работы
- развитие зрительного восприятия
- развитие пространственного мышления
- развитие
слухового внимания и памяти
- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму
- развитие речи, владение техникой речи
- расширение представления об окружающем и обогащение словаря
- развитие мелкой моторики
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Слайд 6Коррекционная работа с обучающимися строится на принципах сочетания слова, наглядного образа
и практических действий.
На разных этапах урока я использую различные приёмы
Слайд 7Начало урока
Создаю «ситуацию успеха». Удачным является эмоциональный настрой, поэтому в начале
урока я использую психологический и организационный настрой, который часто придумываю самостоятельно исходя из темы урока, тщательно подбираю занимательный материал, соответствующий тематике урока.
Слайд 8Примеры начала урока:
Это могут быть стихи:
Слова, как деревья ветвисты.
Возьми
хоть бы слово ЛЮБОВЬ.
Войди в этот мир многоликий
И в музыку вслушайся вновь
Любовь моя, Любонька, Люба,
Любляна, Любань, Люблино…
Слайд 9Притчи или басни
Притча о разных частях речи:
Однажды части слов
собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, т.к. без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали,что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов…
Слайд 10Дидактические игры и упражнения
Упражнение «Пол, нос, потолок».
Эта игра является
хорошей активизацией и проверкой внимательности. Она проста и её правила легко объяснить.
Упражнение «Три слова».
Берутся наугад три слова из темы урока. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова.
Цель: развитие вербального мышления, его скорости, гибкости; развитие способности оперировать образами и понятиями.
Слайд 11Динамические паузы
На уроках письма и чтения я применяю чередование различных занятий,
более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленный на воспитание и сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и воспитывает в них желание овладевать знаниями.
Слайд 12Дифференцированный подход к обучению
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям,
не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора. Готовя задания для урока русского языка в 5 «Б» классе, я делаю три варианта, рассчитанные на среднего, слабого и очень слабого ученика.
Слайд 13Создание проблемной ситуации
Для активизации познавательной деятельности обучающихся создаю проблемные ситуации, ситуации
затруднениия, которые побуждают к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые дети воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них не достаёт каких-либо знаний.
Слайд 14Пример:
- три группы слов:
Морской вокзал
изложение
Лесник морковь предложение
Тропа сорока излагать
- Нужно провести сопоставительный анализ и выяснить какому правилу поддаются слова из третьего столбика!
Часто практикую такие игры: «Восстанови пословицы» (Части пословиц соединены неверно), «Заново расставь знаки препинания» и другие.
Слайд 15Различные формы уроков
Урок – путешествие
урок – экскурсия
урок –
сказка
Такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала.
Цель: привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности.
Для оживления интереса ввожу в традиционный урок элементы игры: разгадывание кроссворда, решение ребусов. Актуальны эти виды работы при изучении тем: «Фонетика», «Словообразование», «Морфология».
Слайд 16Работа в группах
Для выработки у учеников орфографической зоркости, навыка правописания организую
работу в группе или паре. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются
Слайд 17Новая тема
опорные схемы
ответ по заранее приготовленному учителем плану
взаимоконтроль
при проверке теоретического материала
заполнение таблиц со сравнительным анализом
Слайд 18Рефлексия
Было ли интересно на уроке?
Что вызвало затруднение?
Что можно сделать, чтобы
преодолеть это затруднение?
Какое задание оказалось лёгким?
Слайд 19Домашнее задание
Чтобы повысить интерес ребят к слову, использую различные творческие задания:
Нарисовать
рисунок
Сочинить загадку, используя синонимы, антонимы
Составить кроссворд
Подобрать стихи для той или иной темы
Слайд 20Итог:
Не стоит переводить весь учебный процесс в «нетрадиционный формат». Именно традиционный
урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс НЕСТАНДАРТНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ необходимо, т.к. они помогут активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию к учению.