Презентация, доклад на тему Сочинение по литературе в 10 классе

Содержание

Тематика сочинений: типы формулировок Формулировка в виде проблемного вопроса.Формулировка в виде утвердительного суждения, нацеливающего на определенную проблему. Цитатная формулировка. Формулировка, ориентирующая на анализ и интерпретацию эпизода прозаического или драматического произведения. Формулировка, предполагающая

Слайд 1Презентация учителя русского языка и литературы
Усмановой Гульнар Фаритовны

Презентация учителя русского языка и литературы Усмановой Гульнар Фаритовны

Слайд 3Тематика сочинений: типы формулировок


Формулировка в виде

проблемного вопроса.
Формулировка в виде утвердительного суждения, нацеливающего на определенную проблему.
Цитатная формулировка.
Формулировка, ориентирующая на анализ и интерпретацию эпизода прозаического или драматического произведения.
Формулировка, предполагающая анализ и интерпретацию лирического стихотворения.
Тематика сочинений: типы формулировок     Формулировка в виде проблемного вопроса.Формулировка в виде утвердительного суждения,

Слайд 4Образцы формулировок
I.
Чацкий – победитель или

побежденный?
(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Какую роль играет семья в становлении героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Почему Агафья Пшеницына оказалась Обломову ближе, чем Ольга Ильинская? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).
Какую роль Соня Мармеладова сыграла в судьбе Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Образцы формулировок     I. Чацкий – победитель или побежденный? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе

Слайд 5II.
Обломов и Штольц : смысл антитезы (По роману И.А. Гончарова

«Обломов»).
Родион Раскольников и его уродливый двойник Свидригайлов (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Величие народа и развенчание «великих людей» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: красота истинная и ложная.
Тема несостоявшейся любви и жизни в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

II.  Обломов и Штольц : смысл антитезы (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).Родион Раскольников и его уродливый

Слайд 6III.
«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» (Ф.И. Тютчев):
о

лирике А.С. Пушкина.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»: лирика Н.А. Некрасова.
«Что такое счастье? – Насыщенная гордость»: как слова Печорина отражают его жизненную позицию? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Согласны ли мы с Евгением Базаровым? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
«Люблю отчизну я, но странною любовью…. »: патриотическая лирика М.Ю. Лермонтова.
III.«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» (Ф.И. Тютчев): о лирике А.С. Пушкина.«Поэтом можешь ты не

Слайд 7IV.
Чичиков в гостях у Коробочки: анализ эпизода. (По поэме

Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
Первая встреча городничего с Хлестаковым: анализ эпизода (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
Раскольников и Соня читают Евангелие: анализ эпизода (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Князь Андрей на Аустерлицком поле: анализ эпизода. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
IV.  Чичиков в гостях у Коробочки: анализ эпизода. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Первая встреча

Слайд 8V.
Элегия А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных….» : анализ

и интерпретация.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»: анализ и интерпретация.
Элегия М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива….»: анализ и интерпретация.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас - и все былое….»: анализ и интерпретация.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»: анализ и интерпретация.
V.Элегия А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных….» : анализ и интерпретация.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»:

Слайд 9Практические рекомендации к работе над сочинением

Внимательное

прочтение формулировки темы: определение ключевых слов, истолкование их семантики.
Выбор жанра, соответствующего теме сочинения.
3. Формулирование главного тезиса и аспектов его раскрытия (микротем).
4. Определение способов аргументации тезиса на основе художественного текста и литературно-критического материала (примеры, цитаты, комментарии).
5. Продумывание композиционной структуры: от введения к заключению.
6. Постановка акцента на заключении: концентрированное выражение главного в сочинении и определение «горизонтов» дальнейшего развития темы.
Практические рекомендации к работе над сочинением     Внимательное прочтение формулировки темы: определение ключевых слов,

Слайд 10Возможные жанры сочинений
Эссе.
Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей.
Литературоведческая (школьная) статья.

3.1. Анализ и интерпретация эпизода.
3.2. Анализ и интерпретация лирического стихотворения.
Возможные жанры сочиненийЭссе.Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей.Литературоведческая (школьная) статья.   3.1. Анализ и интерпретация эпизода.

Слайд 11Эссе
- это сочинение школьника, предполагающее такое раскрытие темы, при

котором совмещаются литературоведческий и философско-этический аспекты ее освещения. В эссе ученик наиболее свободно выражает свое эмоционально-личностное понимание темы.
Ведущие стилевые черты эссе: экспрессивность, ассоциативность, образность, субъективность.

Эссе  - это сочинение школьника, предполагающее такое раскрытие темы, при котором совмещаются литературоведческий и философско-этический аспекты

Слайд 12Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей
- это сочинение,

предполагающее создание «портрета» героя/героев, в котором через сравнение с другими персонажами выявляются его/их нравственные характеристики и грани личности.
При этом обязательно рассмотрение системы ценностей героя, его жизненной позиции.
Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей   - это сочинение, предполагающее создание «портрета» героя/героев, в котором

Слайд 13 Литературоведческая (школьная) статья
- это сочинение, ориентированное на научный жанр литературоведческой статьи.

В его основе – рассмотрение конкретной литературоведческой проблемы: жанра, композиции, описаний (портрета, пейзажа, интерьера), рамочного комплекса (заголовка, посвящения, эпиграфа, авторского предисловия и др.), идейного смысла текста в целом.
Литературоведческая (школьная) статья - это сочинение, ориентированное на научный жанр литературоведческой статьи. В его основе –

Слайд 14 Анализ и интерпретация эпизода
это сочинение, которое является разновидностью школьной

литературоведческой статьи. Пишется на основе анализа эпизода – условно вычленяемой структурной единицы текста, которая осмысляется в контексте целого.
Эпизод – относительно законченный фрагмент текста, обладающий своей структурой: микросюжетом, описаниями, композицией, авторским идиостилем.
Анализ и интерпретация эпизода  это сочинение, которое является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на

Слайд 15 Анализ и интерпретация лирического стихотворения
это сочинение, которое также

является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на основе целостного структурного анализа лирического текста и осмысления его пафоса (мироощущения лирического героя).
Рассмотрение стихотворения в его интертекстуальных связях и литературном контексте придаст сочинению большую глубину.
Анализ и интерпретация лирического  стихотворения  это сочинение, которое также является разновидностью школьной литературоведческой

Слайд 16 Критерии оценивания литературного содержания сочинения

Критерии оценивания литературного содержания сочинения

Слайд 17 Критерии оценивания

Критерии оценивания

Слайд 18 Критерии оценивания

Критерии оценивания

Слайд 19 Критерии оценивания

Критерии оценивания

Слайд 20 Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки

Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки

Слайд 21 Критерии оценивания грамотности и фактической точности

Критерии оценивания грамотности и фактической точности

Слайд 22 Критерии оценивания грамотности и фактической точности

Критерии оценивания грамотности и фактической точности

Слайд 23 Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки

Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки

Слайд 24
Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть