Слайд 1Презентация учителя русского языка и литературы
Усмановой Гульнар Фаритовны
Слайд 3Тематика сочинений: типы формулировок
Формулировка в виде
проблемного вопроса.
Формулировка в виде утвердительного суждения, нацеливающего на определенную проблему.
Цитатная формулировка.
Формулировка, ориентирующая на анализ и интерпретацию эпизода прозаического или драматического произведения.
Формулировка, предполагающая анализ и интерпретацию лирического стихотворения.
Слайд 4Образцы формулировок
I.
Чацкий – победитель или
побежденный?
(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Какую роль играет семья в становлении героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Почему Агафья Пшеницына оказалась Обломову ближе, чем Ольга Ильинская? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).
Какую роль Соня Мармеладова сыграла в судьбе Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Слайд 5II.
Обломов и Штольц : смысл антитезы (По роману И.А. Гончарова
«Обломов»).
Родион Раскольников и его уродливый двойник Свидригайлов (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Величие народа и развенчание «великих людей» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: красота истинная и ложная.
Тема несостоявшейся любви и жизни в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».
Слайд 6III.
«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» (Ф.И. Тютчев):
о
лирике А.С. Пушкина.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»: лирика Н.А. Некрасова.
«Что такое счастье? – Насыщенная гордость»: как слова Печорина отражают его жизненную позицию? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Согласны ли мы с Евгением Базаровым? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
«Люблю отчизну я, но странною любовью…. »: патриотическая лирика М.Ю. Лермонтова.
Слайд 7IV.
Чичиков в гостях у Коробочки: анализ эпизода. (По поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
Первая встреча городничего с Хлестаковым: анализ эпизода (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).
Раскольников и Соня читают Евангелие: анализ эпизода (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Князь Андрей на Аустерлицком поле: анализ эпизода. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Слайд 8V.
Элегия А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных….» : анализ
и интерпретация.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»: анализ и интерпретация.
Элегия М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива….»: анализ и интерпретация.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас - и все былое….»: анализ и интерпретация.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»: анализ и интерпретация.
Слайд 9Практические рекомендации к работе над сочинением
Внимательное
прочтение формулировки темы: определение ключевых слов, истолкование их семантики.
Выбор жанра, соответствующего теме сочинения.
3. Формулирование главного тезиса и аспектов его раскрытия (микротем).
4. Определение способов аргументации тезиса на основе художественного текста и литературно-критического материала (примеры, цитаты, комментарии).
5. Продумывание композиционной структуры: от введения к заключению.
6. Постановка акцента на заключении: концентрированное выражение главного в сочинении и определение «горизонтов» дальнейшего развития темы.
Слайд 10Возможные жанры сочинений
Эссе.
Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей.
Литературоведческая (школьная) статья.
3.1. Анализ и интерпретация эпизода.
3.2. Анализ и интерпретация лирического стихотворения.
Слайд 11Эссе
- это сочинение школьника, предполагающее такое раскрытие темы, при
котором совмещаются литературоведческий и философско-этический аспекты ее освещения. В эссе ученик наиболее свободно выражает свое эмоционально-личностное понимание темы.
Ведущие стилевые черты эссе: экспрессивность, ассоциативность, образность, субъективность.
Слайд 12Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей
- это сочинение,
предполагающее создание «портрета» героя/героев, в котором через сравнение с другими персонажами выявляются его/их нравственные характеристики и грани личности.
При этом обязательно рассмотрение системы ценностей героя, его жизненной позиции.
Слайд 13
Литературоведческая (школьная) статья
- это сочинение, ориентированное на научный жанр литературоведческой статьи.
В его основе – рассмотрение конкретной литературоведческой проблемы: жанра, композиции, описаний (портрета, пейзажа, интерьера), рамочного комплекса (заголовка, посвящения, эпиграфа, авторского предисловия и др.), идейного смысла текста в целом.
Слайд 14
Анализ и интерпретация эпизода
это сочинение, которое является разновидностью школьной
литературоведческой статьи. Пишется на основе анализа эпизода – условно вычленяемой структурной единицы текста, которая осмысляется в контексте целого.
Эпизод – относительно законченный фрагмент текста, обладающий своей структурой: микросюжетом, описаниями, композицией, авторским идиостилем.
Слайд 15
Анализ и интерпретация лирического стихотворения
это сочинение, которое также
является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на основе целостного структурного анализа лирического текста и осмысления его пафоса (мироощущения лирического героя).
Рассмотрение стихотворения в его интертекстуальных связях и литературном контексте придаст сочинению большую глубину.
Слайд 16
Критерии оценивания литературного содержания сочинения
Слайд 20
Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки
Слайд 21
Критерии оценивания грамотности и фактической точности
Слайд 22
Критерии оценивания грамотности и фактической точности
Слайд 23
Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки