Слайд 1Мастер-класс
Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в условиях
индивидуально-ориентированного обучения.
Подготовила
учитель русского языка и литературы
I кв. категории
МОУ «СОШ р. п. Озинки»
Родинова Татьяна Владимировна.
Слайд 2
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку выпускники встречаются
со многими проблемами:
Сложной является работа с текстом; формулировка заданий;
Большой объем теоретического материала, необходимого для качественного выполнения заданий;
И главное – огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на практике.
Слайд 3
Все эти проблемы связаны прежде всего с непониманием школьниками учебного
материала, формулировок заданий. Причем учитель не всегда может правильно определить, чего не понимает ученик. Это может быть и незнакомым термином, и значение какого-то сложного слова, и формулировка правила, и использование сложных синтаксических конструкций в формулировке.
Поэтому я считаю, что подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки, к которой тоже необходимо готовить учащихся.
При подготовке к ЕГЭ я использую приемы и методы индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО).
Считаю, что это деятельностная технология, в основе которой лежит педагогика понимания, принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне. Индивидуально-ориентированная система обучения (ИОСО) ориентирована на учет знаний каждого учащегося. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать особенности развития памяти, мышления, и речи детей.
По данной технологии я работаю много лет. (когда еще не модно было употреблять слово «технология»)
Я уже пять раз «сдавала ЕГЭ», т. е. выпустила пять одиннадцатых общеобразовательных классов среднего и низкого уровня. В 2007 – 08 учебном году приняли участие в сдаче ЕГЭ 21 учащийся. Результат – 100% успеваемость, качество – 61,3%. В 2008 – 09 учебном году приняли участие 23 учащихся. Результат – 100% успеваемость, качество – 71,3%. В 2009 – 10 учебном году приняли участие 25 учащихся. Результат – 100% успеваемость, качество – 61,35%.
Слайд 4
В работе с учащимися я использую такие формы работы,
как парная и групповая, провожу работу в группах с позиционным разделением. Ученики знакомы с позициями, умеют их держать. Считаю очень важным этапом урока актуализацию знаний для создания цепочки между изученным и новым материалом. Следующий прием, который также почти постоянно присутствует на уроках – это прием схематизации (кластеры), учащиеся стараются весь словесный материал перевести в схему, и это помогает им понять его и запомнить. В работе использую алгоритмы, таблицы, карточки для индивидуальной работы со слабоуспевающими или пропустившими занятия учащимися. На уроках самостоятельной работы учащиеся выполняют теоретический и практический материал.
Слайд 5 Приложение
Представляю фрагменты
урока, рассчитанный на учащихся среднего уровня.
Тема урока. Синтаксис словосочетаний.
Цель: 1) систематизация изученного по теме «Синтаксис словосочетаний»;
2) систематизировать знания учащихся по основным видам подчинительных словосочетаний; по способам связи слов в словосочетании;
3) научить умению распознавать и моделировать словосочетания различных видов
Слайд 6Этап I
Схема 1 (понимание)
Синтаксис словосочетаний
сочинительные
подчинительные
гл.сл. + завис. сл.
вид словосочетаний способ связи слов
именные наречные согласование
глагольные управление
примыкание
Слайд 7Этап II
Схема 2 (применение)
Осенний день
Взмахнул рукой
Сильно ударился
Очень далеко
Приятный голос
День лета
Слайд 8Этап III
Схема 3 (закрепление)
Словосочетание
сочинительное
подчинительное
не является цельное
словосочетанием словосочетание
Мягкий хлеб, семь богатырей, день и ночь,
тихо вздохнул, идет дождь, любой из нас,
быстро побежал.
Слайд 9Этап IV
Схема 4 (моделирование)
Согласование
Управление
сущ. + прил. сущ. +сущ.
прил. + сущ. сущ. +сущ.
Примыкание Согласование
гладь быстрее гладь
правило долго правило
(самодержавие)
Слайд 10Приложение 2
Тема. Синтаксис простого предложения.
Цель: 1) систематизировать знания учащихся по теме
«Синтаксис словосочетаний»;
2) повторить изученное по теме «Согласованные и несогласованные определения»;
3) повторить изученное о написании приложений;
4) повторить орфограммы глагольных форм;
5) дать понятие односоставных предложений различных видов;
6) развивать логическое мышление учащихся;
7) воспитание любви к языку.
Методический прием: 1) дифференцированное обучение;
2) обучающая технология – выстраивание кластера
Слайд 11Синтаксис
простого предложения
двусоставное
односоставное
подлежащее сказуемое
(назывное)
определённо-
личное неопределённо- безличное
личное
Я,Мы,Ты,Вы Они
Глагол
1,2 лица
ед.мн.числа
Глагол
3 л.
мн.числа
Нет лица
Обобщенно-личное
обобщенно-личное
Слайд 12Список литературы
«Опорный конспект» В. Ф. Шаталов
«Активизация методов обучения на современном уроке».
М. И. Махмутов
«Современный урок». М. И. Махмутов (М. 1985) с. 36
«Типы, структура и методика урока. Киев. 1985 г. В. А. Онищук»
«Классификация уроков»
И. Н. Казанцев
Т. И. Огородников
Б. П. Осипов
Ю. Б. Зотов
Система оценивания по В. Ф. Шаталову.