Слайд 1Система подготовки к итоговому сочинению.
2015-2016 год.
Слайд 2
Нечитающие люди-это низшая каста, потому что спрос
на людей ,способных читать и понимать, писать и внятно излагать текст, всегда будет достаточно высок в любой сфере человеческой деятельности. Если человек видит свою будущность не в качестве разнообразной прислуги , а в качестве субъекта , управляющего пусть не миром , но хотя бы частью его, ему от этого никуда не деться. Он будет читать. Более удобного способа упорядочить свои представления о мире ещё не придумано.
Павел Басинский.
Слайд 3 Задачи введения итогового сочинения
в 11 классе.
Выявить:
уровень
речевой культуры учащихся
начитанность учащихся
личностную зрелость
умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме
Таким образом, назначение итогового сочинения- проверка речевых компетентностей и умения обращаться к литературному материалу.
Слайд 4Итоговое сочинение- это не сочинение
по литературе
Сочинение носит надпредметный характер и
нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы;
литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль;
опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т.
В темах сочинений
не используются узкие формулировки;
реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;
не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях
Слайд 5
Одна из главных целей творческой работы- мотивировать учеников на чтение, пробудить
прежний интерес к литературе как к предмету.
Определение уровня широты кругозора учащегося.
Умение владения речью.
Слайд 6 Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений
, которые формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами.
Н.Д.Солженицына.
Слайд 7Сочинение должно быть написано как сочинение- рассуждение непременно с опорой на
текст :художественный (русская и мировая литература), научный , публицистический.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (опора на текст) и привлекая для аргументации не менее одного произведения.
Слайд 8 Жанры итоговых сочинений:
Сочинение –рассуждение литературоведческого характера,
Сочинение
–рассуждение проблемного характера,
Сочинение-эссе по афористическому высказыванию на нравственно- философскую или иную проблемную тему.
Слайд 9Нужно,конечно ,помнить, что это метапредметная работа.
Соответственно,как заметила Е.С.Романичева,
тема сочинения –своего рода теорема, а сама творческая работа ученика – её доказательство.
Слайд 10Дано – это тема сочинения
Требуется доказать- это вступление к сочинению.
Доказательство
–основная часть сочинения.
Что требовалось доказать(подведение итогов, вывод)- заключительная часть сочинения.
Таким образом, композиция сочинения трехчастная:
вступление- основная часть- заключение.
Слайд 11Вступление- тезис, который необходимо доказать в основной части.
Основная часть- система доказательств.
Заключение-
подведение итогов сказанному.
Таким образом, сочинение имеет кольцевую композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.
Выбор темы.
Лучше выбрать ту тему, формулировка которой более понятна и интересна, и учащийся отчётливо представляет себе, какой литературный материал поможет ему раскрыть в полной мере выбранную тему.
Слайд 13 Приемы и виды написания вступления.
Приемы:
-обоснование актуальности проблемы или темы
-рассказ о впечатлении, которое произвела на пишущего тема сочинения
-описание ситуации, аналогичной теме сочинения
-начать с ключевого слова
-сообщение сведений об авторе или книгах, чья цитата будет использована.
Виды вступлений:
историческое (характеристика эпохи)
аналитическое(анализ какого-либо понятия, входящего в формулировку темы)
биографическое(факты из авторской биографии)
сравнительное( о литературных традициях,новаторстве автора)
обществоведческое( привлечение знаний по общественным дисциплинам)
лирическое( высказывание субъективного мнения по поводу темы, проблемы анализируемого произведения).
Цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
Слайд 15Основная часть представляет собой ответы на те вопросы, в которые будет
переформулирована тема сочинения.
Каждая мысль начинается с красной строки.
Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.
Основная часть немыслима без цитат.
Слайд 16 Для раскрытия темы необходимы аргументы.
Аргументы
-это доводы , основания, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль. Важным элементом аргументации являются иллюстрации ,т. е. примеры, поддерживающие аргумент.
Виды аргументов:
логические- доводы , апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму
психологические – доводы, которые вызывают определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому(человеку, предмету, явлению).
обязательно должно перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения была только обозначена, то в заключении она уже высказана полно и достаточно подробно.
Виды заключения:
-Обобщение основных мыслей автора сочинения
-призыв, обращение к читателю
-использование цитат
-вопросительное предложение, в том числе и риторический вопрос.
Слайд 18
Направление « Путь»
Направление
актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление.
Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Слайд 19 Мотив пути в литературе.
Путь как поиск места в жизни
Путь (путешествие)как
способ познания жизни и возможность описания социальной действительности
Путь духовной эволюции
Путь развития и искания, духовного становления
Путь как символ скоротечности жизни
Путь поиска правды
Путь как этап жизни
Исторический путь России