Презентация, доклад на тему Символизм как модернистское течение рубежа XIX - XX веков

Содержание

СИМВОЛИЗМ Французский символизм (появился в 1870-е годы): Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме.Первое модернистское течение в России (1890-1900-е годы)

Слайд 1СИМВОЛИЗМ КАК МОДЕРНИСТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ
Бондаренко Н.А.,
учитель

литературы МАОУ «ЛНИП»,
г.о. Королёв Московской области
СИМВОЛИЗМ КАК МОДЕРНИСТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ Бондаренко Н.А.,учитель литературы МАОУ «ЛНИП»,г.о. Королёв Московской области

Слайд 2СИМВОЛИЗМ
Французский символизм (появился в 1870-е годы):
Ш. Бодлер, П. Верлен,

А. Рембо, С. Малларме.



Первое модернистское течение в России
(1890-1900-е годы)


СИМВОЛИЗМ Французский символизм (появился в 1870-е годы): Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме.Первое модернистское течение

Слайд 31892 г. – лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о

новых течениях современной русской литературы»


Провозглашение трех главных принципов символизма:

мистическое содержание;
использование символов;
расширение художественной впечатлительности в духе импрессионизма.


1894-95 гг. – 3 сборника стихотворений «Русские символисты»


появление множества новых поэтов




1892 г. – лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»Провозглашение трех

Слайд 4Символизм в живописи
А. Бёклин.
Война

Символизм в живописиА. Бёклин.Война

Слайд 5Символизм в живописи
О. Редон.
Муза на Пегасе

Символизм в живописиО. Редон.Муза на Пегасе

Слайд 6Символизм в живописи
Д. Б. Сегантини. Альпийский триптих. Исчезновение.

Символизм в живописиД. Б. Сегантини. Альпийский триптих. Исчезновение.

Слайд 7Символизм в живописи
Ж. Дельвиль. Данте, пьющий воду Леты.

Символизм в живописиЖ. Дельвиль. Данте, пьющий воду Леты.

Слайд 8Символизм в архитектуре
А. Гауди.
Церковь Саграда Фамилья (Барселона)

Символизм в архитектуреА. Гауди.Церковь Саграда Фамилья (Барселона)

Слайд 9Символизм в архитектуре
А. Гауди. Каза Мила (Барселона)

Символизм в архитектуреА. Гауди. Каза Мила (Барселона)

Слайд 10Символизм в архитектуре
А. Гауди. Каза Баттло (Барселона)

Символизм в архитектуреА. Гауди. Каза Баттло (Барселона)

Слайд 11Особенности литературы символизма:
Против традиционного познания мира.
За конструирование мира в процессе творчества,

т.к. творчество выше познания.

Низшие формы жизни рациональное осмысление.

Высшие формы жизни (по Платону, область абсолютных идей;
по В.Соловьеву, область «мировой души») подсознательно-
интуитивное созерцание тайных смыслов.

- Творчество есть «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В. Брюсов);
- «Поэзия есть тайнопись неизреченного» (Вяч. Иванов).



Особенности литературы символизма:Против традиционного познания мира.	За конструирование мира в процессе творчества, т.к. творчество выше познания. 	Низшие формы

Слайд 12Особенности литературы символизма:


2) Главное средство, передающее тайные смыслы, - символ.

Символ (греч.

«условный знак») - поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; передает индивидуальные, часто сиюминутные предста- вления поэта; многозначен и содержит в себе бесконечную перспективу развертывания смысла.

Особенности литературы символизма:2) Главное средство, передающее тайные смыслы, - символ.Символ (греч. «условный знак») - поэтический образ, 			выражающий

Слайд 14Особенности литературы символизма:
3) Культ музыки как высшей формы творчества


Музыкальность; максимальное использование

звуковых и ритмических возможностей поэзии; передача тончайших движений души.

 


Особенности литературы символизма:3) Культ музыки как высшей формы творчестваМузыкальность; максимальное использование звуковых и ритмических возможностей поэзии; передача

Слайд 15Особенности литературы символизма:
4) Элитарность поэзии:

Нет стремления быть понятным, передать авторские мысли

и чувства.
Есть стремление пробудить собственные чувства, обострить
восприятие, разбудить скрытые возможности.



Т.е. обращение не к читателю-потребителю, а к читателю-соавтору, творцу.


Особенности литературы символизма:4) Элитарность поэзии:Нет стремления быть понятным, передать авторские мысли и чувства.Есть стремление пробудить собственные чувства,

Слайд 16Особенности литературы символизма:
5) Интенсивная метафоричность (использование не единичных метафор, а целых

цепочек метафорических образов).


Особенности литературы символизма:5) Интенсивная метафоричность (использование не единичных метафор, а целых цепочек метафорических образов).

Слайд 17М. Врубель. Демон поверженный.

М. Врубель. Демон поверженный.

Слайд 18 Символизм – явление неоднородное






В конце 1890-х гг. объединились

- Издательство «Скорпион»;
- альманах

«Северные цветы»;
- журналы «Весы» и «Золотое руно»
Символизм – явление неоднородноеВ конце 1890-х гг. объединились- Издательство «Скорпион»;- альманах «Северные цветы»;- журналы «Весы»

Слайд 19«Старшие символисты»
Петербургский кружок
(Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский):

Символизм

– это миропонимание, способ мышления;
Близость декадентству (сами отрицали);
Религиозно-мистическое содержание;
Демонстративный отказ от служения общественным интересам;
Отказ от социальной и гражданской тематики;
Основные темы: одиночество, пессимизм, крайний индивидуализм;
Апокалиптические мотивы;
Стремление к потустороннему, ирреальному, неведомому, даже
загробному миру;
Центральные понятия: смерть, загробная жизнь, небытие, ночь, холод, лёд, пустыня, пустота.


«Старшие символисты»Петербургский кружок (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Н. Минский):Символизм – это миропонимание, способ мышления;Близость декадентству

Слайд 21«Старшие символисты»
Московский кружок
(В. Брюсов, К. Бальмонт):

Символизм – это всего лишь

литературная школа, близкая
импрессионизму («поэзия намеков»);
Уходя от реальности в мир мечты, не увлекались мистицизмом;
Главное – личность творца, его внутренний мир;
Тематика схожа с тематикой петербуржского кружка + темы города,
поэта и поэзии, творчества;
Иная, чем у петербуржцев, эмоциональная окраска: поэзия яркая, звучная, красочная;
В центре – бьющая через край жизненная энергия, обилие солнца, света, огня.




«Старшие символисты»Московский кружок (В. Брюсов, К. Бальмонт):Символизм – это всего лишь литературная школа, близкая импрессионизму («поэзия намеков»);Уходя

Слайд 23«Младосимволисты»
(А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев)

Символизм – это философия,

преломленная в поэтическом сознании, метод изображения идей в стихах;
Философско-религиозное понимание мира (в центре – понятия «мировая душа». «вечная женственность», «соборность») (влияние философии
В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра);
Теургия – соединение творчества и религии, искусства и мистики искусство – средство преображения действительности; создание духовной утопии и новой всенародной культуры;
Реальность не отвергается (в отличие от «старших символистов»), т.к. она есть неизбежная оболочка образа; в реальности надо искать тайный смысл (отсюда – зашифрованность их поэзии);
После 1905 г. – появление гражданской тематики (Родина, Россия, социальное неблагополучие).


«Младосимволисты»(А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев)Символизм – это философия, преломленная в поэтическом сознании, метод изображения

Слайд 25Поэты, близкие символизму:
И. Анненский, М. Волошин.



1909 – журналы «Весы» и «Золотое

руно» объявили о прекращении издания
(задача распространения идей символизма выполнена)


1910 – кризис символизма


Появление новых течений на «осколках» символизма



Поэты, близкие символизму:И. Анненский, М. Волошин.1909 – журналы «Весы» и «Золотое руно» объявили о прекращении издания (задача

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть