Слайд 1МБОУ«Веселовская средняя общеобразовательная школа №1»
Акбулакского района Оренбургской области
Районный фестиваль детского творчества
«Здравствуй, мир!»
Секция «Литературоведческая»
Исследовательская работа
Тема:
«Как написать стихотворение?»
Автор: Пелепенко Кристина
ученица 7 класса
Руководитель: Искакова А.И.,
учитель английского языка
I квалификационной категории
с.Веселый-Первый, январь,2018 г.
Слайд 2Введение.
Многие люди пробуют себя в стихосложении, и мне тоже хочется творить,
я иногда чувствую такое желание.
Люди, одаренные воображением и вдохновением, всегда стремились передать свои чувства в своих стихах и других поэтических произведениях, отдаваясь высокому слогу стихосложения.
Конечно, писать стихи нелегко,но думаю, напрасным такой опыт не будет. Главное для меня понять, как следует писать стихи.
Слайд 3Актуальность
данной темы заключается в том, что стихи люди писали, пишут и
будут всегда писать потому, что в своих стихах они выражают близкие для себя чувства и понятия: восторг, восхищение, любовь или боль, страдания.
Эти чувства - всегда важны для людей.
Слайд 4Цель и задачи
Цель моей работы: рассказать школьникам, как научиться писать
стихи.
Задачи:
* актуализация умений правильного стихосложения;
* приобщение школьников к творческому написанию стихов;
* раскрытие и воспитание творческих способностей своей личности.
Слайд 5Предисловие
Мне нравится писать стихи, но правильно ли я, это делаю?
Я написала несколько стихов, которые нравятся моим родителям, которые не сочиняют стихов.
Однако, в наше время, когда появляются какие-либо вопросы, в первую очередь, люди обращаются к помощи Интернета, который кажется, даст нужный и правильный ответ от людей, знающих толк в этом деле.
И я, начинаю изучать статьи из Интернета.
Слайд 6Советы начинающим поэтам
Первый шаг: с чего начать?
разумнее всего начать с
чтения поэтических произведений признанных авторов. Начать следует с современных авторов, затем перейти можно на поэтов Серебряного века, а дальше можно усложнять свой читательский репертуар.
Возможно, что первые самостоятельные стихи у вас будут похожи на творчество тех поэтов, которые вам больше всего нравятся. Относиться к этому нужно, как к первому этапу обучения и продолжать сочинять, как получается. Не секрет, что первые стихи многих впоследствии прославленных поэтов были подражательными. Но целеустремлённый человек сумеет развить свой талант и найти собственный стиль письма. Необходимо верить в себя, пробовать и, экспериментировать.
Слайд 7Разновидности стихосложения
Избранный жанр и стиль подскажут, как писать. Стих в
значении «способ выражения поэтической речи» слагается по определённым правилам. Перечислим виды поэтических произведений:
белый стих (отсутствует рифма, но чётко сохраняется размер и ритм);
Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.
Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками.
В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах.
Слайд 8Например, у Александра Пушкина в драме «Каменный гость»:
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый
воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты… В XX веке употребительность белого стиха в русской поэзии идёт на спад, и его появление обычно свидетельствует о сознательной стилизации
Слайд 9АКРОСТИХ стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу, например:
Лазурный день
Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас — Луна.
смешанный стих - одна особенная разновидность вольного стиха (способ
написания без сохранения одинакового размера на протяжении всего произведения); стих смешанный, отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров. В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами.
Душа мира (Андрей Белый)
Вечной
тучкой несется,
улыбкой
беспечной,
улыбкой зыбкой
смеется.
Слайд 10стихи в прозе (нет рифмы и ритма, но особый выразительный стиль
позволяет относить их к поэзии);
Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Слайд 11Верлибр — стихотворение, в котором отсутствует рифма, количество ударных слогов в
каждой строке не ограничено и отсутствует какой бы то ни было ритм. Также нельзя обнаружить в верлибре и единообразно повторяющихся строф.
Примером русского верлибра может послужить стихотворение Александра Блока «Она пришла с мороза...»
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Слайд 12Далее мы разберёмся в основных составляющих стихотворения: рифме и ритме.
Ещё
одним немаловажным фактором является ритм – цикличное чередование безударных слогов с ударными. Чтобы лучше почувствовать ритм, нужно прочесть написанное стихотворение вслух.
Слайд 13Ритм и рифм. Или как писать стихи в рифму
Стихотворение – это
песнь души, это естественный поток слов. И необходимо иметь элементарное представление о системе стихосложения. Знать нужно, что самая подходящая система языка – это силлабо-тоническая, которая держится на фиксированном чередовании ударных и безударных слогов. Такие чередования возможны в пяти различных вариациях. Отсюда и названия:
хорей (ударный/безударный)
ямб (безударный/ударный)
дактиль (ударный/два безударных)
амфибрахий (безударный/ударный/безударный)
анапест (два безударных/ударный)
Слайд 14А рифма – это то, на чём порой держится всё стихотворение.
Это те ключевые слова, которые наиболее запоминаются читателю. Вы можете подобрать самые искусные метафоры, самые неожиданные оксюмороны и самые восхитительные сравнения, но стоит вам повторить в рифме или сделать малейшую оплошность в её звучании – всё. Стихотворение испорчено, оно больше не будет переливаться всеми цветами радуги и манить волшебным звучанием. Стихотворение должно быть понятным. Оно может иметь тысячу намёков, десятки иносказаний, но читатель, пусть и не сразу, обязательно должен вас понять. Ведь понять – это значит и запомнить.
Слайд 15Художественные средства
И вот мы подошли к тому, что именуют тропами. Да,
средства художественной выразительности – это тропы. Пусть каждый подберёт ту метафору, которая выразит его личные чувства. Главное, чтоб это было неожиданно и интересно.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
Слайд 16Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не
требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Слайд 17Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора
- едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское "Я".
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет) , эпитафия (посмертное) , элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви) , ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.
Слайд 18Заключение
В заключение, изучив все описанные особенности стихосложения, я думаю, в первую
очередь они нужны для профессиональных поэтов.
Считаю, что каждый человек может писать стихи, придумывая рифмы к словам. Просто следует добавлять к зарифмованным словам уточняющие и связывающие их воедино словосочетания, подбирая их к определенным ситуациям и передавая в них свои ощущения.
Слайд 19
Библиография
dic.academic.ru›
http://fb.ru/article/190900/kak-pisat-stihi-kak-nauchitsya-pisat-stihi
. galatey.com/?do=verlibr-primer
kakpravilno-budet.ru/kak-...
liter-rm.ru/kak-pisat-stixi-...
old.prosv.ru/ebooks/lib/30_...
otvet.mail.ru/question/57172072
poetwriterschool.jimdo.com/2017/..
ru.wikipedia.org/wiki/Белый_стих
stihi.ru/2011/06/22/6354
Слайд 20Я, Пелепенко Кристина, в 2016 г. приняла участие в районном конкурсе
стихов авторского сочинения, посвященном Дню Матери «Загляните в мамины глаза» в рамках фестиваля «Мамочка, любимая моя».
Я мамочку свою люблю и обожаю,
Нет никого на свете - дороже для меня!
Для бабы, папы и меня
старается она,
Терпением, добротою, кругом всех поражая,
Ночь не поспит, всё сделает она,
Чтоб только было нам уютно, свежо и
хорошо.
Красавица моя, заботливая мама,
Ты – солнышко в моём окне!
Слайд 21Дивлюсь всегда я, как нежно звучит слово «мама»,
Услышав его, я везде
представляю тебя - моя золотая!
Мне так хорошо,
ведь, ты всегда со мной рядом.
Прекрасная, милая, добрая, моя мама!
Без устали, она рада - меня холить и лелеять.
Для меня она – самый родной человек,
С любовью, везде о тебе я всегда вспоминаю.
И кажется, нет никого в этом мире, счастливей меня!
Спасибо тебе за всё, моя дорогая мама!