Презентация, доклад на тему САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Презентация на тему САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 36 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Выполнила: Жукова Нина Григорьевна,Учитель русского языка и литературы.Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
Текст слайда:

Выполнила: Жукова Нина Григорьевна,
Учитель русского языка и литературы.

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»


Тема. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ















Слайд 2
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ  И СЛУЖЕБНЫЕ  ЧАСТИ РЕЧИПовторение, систематизация, исследование,  обобщение и закрепление.
Текст слайда:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Повторение, систематизация, исследование, обобщение и закрепление.


Слайд 3
Зрительный (орфографический) диктантПр…ехать, пр…брежный, пр…клеить, пр…шить, пр…городный, пр…открыть, пр…образовать, пр… думать, пр…топывать, пр…успевать, пр…ступить к делу, пр…одолеть,
Текст слайда:

Зрительный (орфографический) диктант


Пр…ехать, пр…брежный, пр…клеить, пр…шить, пр…городный, пр…открыть, пр…образовать, пр… думать, пр…топывать, пр…успевать, пр…ступить к делу,
пр…одолеть, пр…добрый , пр…дел к храму, пр…рвать, пр…градить
II



1)чере..чур, чре..мерно, и..подтишка
2)пр..чудливый, непр..рекаемый, пр..ободренный
3)под..грать, пред..стория, без..нициативный
4)пред..стеречь, поз..вчера, нед..варить.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?


Слайд 4
Проверь себяПриехать, прибрежный, приклеить, пришить, пригородный, приоткрыть, преобразовать, придумать, притопывать, предобрый, преуспевать, приступить к делу, преодолеть, придел
Текст слайда:

Проверь себя


Приехать, прибрежный, приклеить, пришить, пригородный, приоткрыть, преобразовать, придумать, притопывать, предобрый, преуспевать, приступить к делу, преодолеть, придел к храму прервать, преградить
II


1)чересчур, чрезмерно, исподтишка
2)причудливый, непререкаемый, приободренный
3)подыграть, предыстория, безынициативный
4)предостеречь, позавчера, недоварить

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?




Слайд 5
Какой частью речи является каждое из этих слов?Проведите исследование. Можно ли из этих слов составить предложения? Прочитайте
Текст слайда:


Какой частью речи является каждое из этих слов?
Проведите исследование. Можно ли из этих слов составить предложения?

Прочитайте предложения, которые у вас получатся.


.

Мы, жить, Россия.
Всегда, летом, Гриша, отец, мать, поехать, теплоход, Волга.
Гриша, написать, бабушка, письмо.
Наступление, осень, птицы, улетать, юг, весной, возвращаться.
Сегодня, дети, чистить, каток.








Слайд 6
Составьте и запишите предложения из данных слов. В, на, по, а, и, из, с, не
Текст слайда:


Составьте и запишите предложения из данных слов.
В, на, по, а, и, из, с, не


Слайд 7
Составьте и запишите предложения из слов двух предыдущих групп. I группаМы, жить, Россия. Всегда, летом, Гриша, отец,
Текст слайда:

Составьте и запишите предложения из слов двух предыдущих групп.


I группа
Мы, жить, Россия.
Всегда, летом, Гриша, отец, мать, поехать, теплоход, Волга.
Наступление, осень, птицы, улетать, юг, весной, возвращаться.
II группа
В, а, по, с, на, что, о, у, не.


Слайд 8
ответила учительница. Почему учительница, не прочитав рассказ Иванова, знала, что в нём нет предложений, состоящих только из
Текст слайда:

ответила учительница.
Почему учительница, не прочитав рассказ Иванова, знала, что в нём нет предложений, состоящих только из служебных слов?

– А теперь ответьте на вопросы

Однажды ребятам задали задание: сочинить рассказ.
Потом учительница предложила им отметить,
какие предложения в их рассказе состоят только из самостоятельных слов,
затем те, которые – из самостоятельных и служебных.
А ученик Иванов спросил:«А как быть с предложениями, которые состоят только из служебных слов?»

Таких предложений в твоем рассказе нет, -


Слайд 9
ВопросыИз каких частей речи можно составить предложение?А теперь давайте подумаем, за что их так назвали –самостоятельные части
Текст слайда:

Вопросы

Из каких частей речи можно составить предложение?

А теперь давайте подумаем, за что их так назвали –самостоятельные части речи.

Из самостоятельных

самостоятельные части речи (значимые)
отвечают на вопросы
имеют лексическое значение
выполняют синтаксическую роль


Слайд 10
Почему у вас не получилось составить предложения из служебных частей речи?А теперь давайте подумаем, за что их
Текст слайда:

Почему у вас не получилось составить предложения из служебных частей речи?

А теперь давайте подумаем, за что их так назвали – служебные части речи.

Они обслуживают самостоятельным частям речи.

Служебные части речи
не отвечают на вопросы
не имеют лексического значения

не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения


Слайд 11
Самостоятельные слова употребляются в речи как самостоятельно, без служебных слов, так и вместе со служебными словами.Служебные слова
Текст слайда:

Самостоятельные слова употребляются в речи как самостоятельно, без служебных слов, так и вместе со служебными словами.
Служебные слова употребляются только вместе с самостоятельными словами.

Вывод:


Слайд 12
Части речи.СЛУЖЕБНЫЕПРЕДЛОГСОЮЗЧАСТИЦАСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕИмя существительное Кто? Что?Имя прилагательное. Какой? Чей?Имя числительное. Сколько? Который?Наречие. Где? Куда? Как? Зачем? Откуда?Местоимение. Кто?
Текст слайда:

Части речи.

СЛУЖЕБНЫЕ

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

ЧАСТИЦА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

Имя существительное Кто? Что?

Имя прилагательное. Какой? Чей?

Имя числительное. Сколько? Который?

Наречие. Где? Куда? Как? Зачем? Откуда?

Местоимение. Кто? Что? Какой?

Глагол. Что делать? Что сделать?

Особая ф-ма гл. - Причастие. Какой? Какая? Какое?

Особая ф-ма гл. - Деепричастие. Как? Что делая? Что сделав?

МЕЖДОМЕТИЕ


Слайд 13
ЧАСТИ РЕЧИСЛУЖЕБНЫЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ1. Общее значение части речи.2. Имеют грамматическое значение (морфологические признаки)3. Являются членами предложения.1. Не имеют лексического
Текст слайда:

ЧАСТИ РЕЧИ

СЛУЖЕБНЫЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ


1. Общее значение части речи.

2. Имеют грамматическое значение (морфологические признаки)

3. Являются членами предложения.

1. Не имеют лексического значения

2. Не изменяются.

3. Не являются членами предложения

В предложении употребляются только вместе с самостоятельными частями речи

Употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи

Какие части речи имеют лексическое значение, а у каких их нет?

Какие части речи имеют грамматическое значение? У каких их нет?

Какие части речи являются членами предложения?

Какие части речи могут употребляться самостоятельно?


Слайд 14
Составить предложение.Берега, стоять, мгла, будто, во, прислушиваясь, немолчный, шорох, к, всё, прибывающий, вода.Берега стояли во мгле, будто
Текст слайда:

Составить предложение.

Берега, стоять, мгла, будто, во, прислушиваясь, немолчный, шорох, к, всё, прибывающий, вода.

Берега стояли во мгле, будто прислушиваясь
к немолчному шороху всё прибывающей
воды.

пред

союз

част

сущ

глаг

сущ

дееприч

пред

прилаг

сущ

причаст

сущ

(повеств., невоскл., простое, двусоставн., распростр., осл. дееприч.оборотом)

[ ,/ / ].

д.о.


Слайд 15
Исследование.В шуточной задаче встречаются слова, которых нет в русском языке. Однако они могут быть распределены по частям
Текст слайда:

Исследование.
В шуточной задаче встречаются слова, которых нет в русском языке. Однако они могут быть распределены по частям речи. Классифицируйте слова по частям речи.
Объясните, по какому принципу вы действовали?


Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк?


Слайд 16
Существительные: от пляк, хамсик, на глын, гнусиков.Прилагательные: сурых.Глагол: шмыряет, шмырнут.Глагольные формы: деепричастие – отплякиваясь;причастие: отплякивающихся.
Текст слайда:

Существительные:
от пляк, хамсик, на глын, гнусиков.
Прилагательные:
сурых.
Глагол:
шмыряет, шмырнут.
Глагольные формы: деепричастие
– отплякиваясь;
причастие: отплякивающихся.


Слайд 17
Выполните устный морфологический разбор слова «шмыряет».
Текст слайда:

Выполните устный морфологический разбор слова «шмыряет».


Слайд 18
Шмыряет – это …………..План разбора.Часть речиОтвечает на вопросНачальная формаВидСпряжениеНаклонениеВремялицоЧисло и род, если глагол в изъявительном наклонении в
Текст слайда:

Шмыряет – это …………..

План разбора.

Часть речи
Отвечает на вопрос
Начальная форма
Вид
Спряжение
Наклонение
Время
лицо
Число
и род, если глагол в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

Синтаксическая роль в предложении

Морфологические признаки


Слайд 19
Можем ли мы, не зная лексического значения слова, назвать его морфологические признаки? (Да.)Вывод
Текст слайда:

Можем ли мы, не зная лексического значения слова, назвать его морфологические признаки?

(Да.)

Вывод


Слайд 20
Давайте запишем правило— Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение? (У самостоятельных частей речи
Текст слайда:

Давайте запишем правило
— Есть ли у самостоятельных и служебных частей речи лексическое значение?
(У самостоятельных частей речи есть лексическое значение. Оно зафиксировано в словаре, у служебных его нет.)
— Могут ли изменяться самостоятельные и служебные части грамматически?
(Самостоятельные изменяются - служебные части речи не изменяются.)
— Какие синтаксические функции выполняют самостоятельные и служебные части речи?
(Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.)


Слайд 21
Упражнение. Прочитайте рассказ. Чего в нем не хватает?Вставьте недостающие слова и укажите, какие это части речиЕсть …
Текст слайда:

Упражнение.
Прочитайте рассказ.
Чего в нем не хватает?
Вставьте недостающие слова и укажите, какие это части речи

Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.
… это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … лице … складок. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.
 


Слайд 22
Упражнение. Прочитайте рассказ. Чего в нем не хватает?Вставьте недостающие слова и укажите, какие это части речиЕсть
Текст слайда:

Упражнение.
Прочитайте рассказ.
Чего в нем не хватает?
Вставьте недостающие слова и укажите, какие это части речи

Есть ли (ч) «связь» с (п) языком, на (п) котором говорит человек, и (с) морщинами на (п) его лице? Да, есть, и самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих на разных языках. Самым «жестким» для лица, по его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.
И это приводит к преждевременному его старению, появлению морщин на лице и складок. Самыми «щадящими» для кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, испанский, итальянский и русский.
 


Слайд 23
–тестВыберите правильные ответы.Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.Самостоятельные и служебные части речи
Текст слайда:

–тест
Выберите правильные ответы.

Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
Служебные части речи не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи имеют лексическое значение.
Служебные части речи не имеют, грамматическое значение.
К любой части речи можно задать вопрос.
Самостоятельные части речи живут сами по себе.
Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

.

.


Слайд 24
–тест Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы.Служебные части речи имеют такие
Текст слайда:

–тест
Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. Выберите правильные ответы.

Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
Самостоятельные части речи не имеют грамматического значения
Служебные части речи не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи имеют лексическое значение.
Служебные части речи не имеют, грамматического значения.
К любой части речи можно задать вопрос.
Самостоятельные части речи живут сами по себе.
Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой.
К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

.

.


Слайд 25
.Конструирование предложений  Составьте из слов правого и левого столбиков предложения и запишите их в тетради, определите
Текст слайда:

.Конструирование предложений Составьте из слов правого и левого столбиков предложения и запишите их в тетради, определите части речи:


Слайд 26
Русская девушка гордится своей русой косой.Косой взгляд, брошенный на недоброжелателя, может вызвать конфликт.Мой брат выше меня.Мой брат
Текст слайда:

Русская девушка гордится своей русой косой.

Косой взгляд, брошенный на недоброжелателя, может вызвать конфликт.

Мой брат выше меня.

Мой брат через планку прыгает выше меня.

Счастье прошло мимо меня.

Счастье прошло мимо.

 Определить к какой части речи относятся одинаковые по произношению слова (омоформы).


Слайд 27
СПИШИТЕ ТЕКСТ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ВЫДЕЛИТЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ РОЛЬ.Но есть ещ… другая кр_сота, Которая
Текст слайда:

СПИШИТЕ ТЕКСТ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ВЫДЕЛИТЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ РОЛЬ.


Но есть ещ… другая кр_сота, Которая не кажет_ся кр_сивой. К пр_меру, Кр_сота крота Или пчелы труд_любивой. Или зм_и, л_гушки и жука. Или другого стра(н,нн_ого народа. (Не)зря все бе_конечные века Её ваяла Мудрая пр_рода. Вгл_дись в лицо Любого сущ_ства – И ты увид_ш_, Как оно кр_сиво.


Слайд 28
Но есть ещё другая красота, Которая не кажется красивой.    К примеру,
Текст слайда:

Но есть ещё другая красота, Которая не кажется красивой. К примеру, Красота крота Или пчелы трудолюбивой. Или змеи, лягушки и жука. Или другого странного народа. Не зря Все бесконечные века Её ваяла Мудрая природа. Вглядись в лицо Любого существа – И ты увидишь, Как оно красиво.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.


Слайд 29
Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)Какой предлог является нотой? (до)Какие
Текст слайда:

Мозговой штурм. Умеете ли вы разгадывать шарады?

В конце какого предлога стоит сотня?
(вместо)
Какой предлог является нотой?
(до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием?
(доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?
(задача)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита.
(затор)


Слайд 30
1Подведение итогов урока.Назовите ключевые слова урока. (Части речи, самостоятельные, служебные, морфологические признаки.)Почему они называются ключевыми? (Они являются
Текст слайда:

1Подведение итогов урока.
Назовите ключевые слова урока. (Части речи, самостоятельные, служебные, морфологические признаки.)
Почему они называются ключевыми?
(Они являются «ключом» к новым знаниям.)
Что узнали на уроке, чему новому учились?
(Узнали, в чём существенное отличие служебных частей речи от самостоятельных:
они не имеют обобщённого грамматического значения, морфологических признаков, самостоятельной синтаксической роли. Научились находить в тексте служебные и самостоятельные части речи и определять их функции.)


Слайд 31
Как можно разграничить самостоятельные и служебные части речи? (Самостоятельные части речи имеют обобщённое грамматическое значение – служебные
Текст слайда:

Как можно разграничить самостоятельные и служебные части речи?
(Самостоятельные части речи имеют обобщённое грамматическое значение – служебные части речи не имеют обобщённого грамматического значения; самостоятельные части речи имеют морфологические признаки – служебные части речи не имеют морфологических признаков; самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения, они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.)


Слайд 32
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИПРЕДЛОГСОЮЗЧАСТИЦАДля чего служит?Связ.слова в словосоч.и предлсвяз.однор.чл. и части сл.предл.вносит эмоц.оттенки2. Роль в предложенииСамостоятельной роли не
Текст слайда:

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

ЧАСТИЦА

Для чего служит?

Связ.слова в словосоч.и предл

связ.однор.чл. и части сл.предл.

вносит эмоц.оттенки

2. Роль в предложении

Самостоятельной роли не играют

3. Вопросы

4. Грам.признаки

Задать нельзя

Непостоянные морфологические признаки отсутствуют, не изменяются


Слайд 33
Части речи. Самостоятельные. (или значимые) На какие вопросы отвечает?Что обозначает?Каким членом предложения является?
Текст слайда:

Части речи. Самостоятельные. (или значимые)

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Каким членом предложения является?


Слайд 34
Какие виды работ мы выполнили на уроке? (Синтаксический разбор предложения, Морфологический разбор слова. Конструирование предложений. Устная работа,
Текст слайда:

Какие виды работ мы выполнили на уроке?

(Синтаксический разбор предложения, Морфологический разбор слова. Конструирование предложений.
Устная работа, зрительный диктант.
Выполняли тестовые задания.

Кто был активен на протяжении всего урока? (Ученики называют фамилии своих одноклассников.)


Слайд 35
Дом/зСтолбовая, дороженька, сойтись, семь, мужики»Дорога, мужики, встречать, крестьяне, ямщики, солдаты.Разговор,  поп, мужики, отправиться, дальше.      Пойти,
Текст слайда:

Дом/з
Столбовая, дороженька, сойтись, семь, мужики»

Дорога, мужики, встречать, крестьяне, ямщики, солдаты.

Разговор, поп, мужики, отправиться, дальше.

     Пойти, мужики, дорога, вокруг “неудобный”, “заброшенный, земля.

    Роман, сказать, помещик, Демьян, сказать, чиновник,  Лука, сказать, поп. 

Этот, посвящены , знаменитый, строки, выражающий, бесправный, положение , женщин.


Слайд 36
Спасибо за урок!До свидания!
Текст слайда:

Спасибо за урок!

До свидания!


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть