Презентация, доклад на тему Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки студентов СПО к сдаче ГИА. Электронная версия. Тема : ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. СИНОНИМЫ. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ. ГРУППЫ СЛОВ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И УПОТРЕБЛЕНИЮ

Содержание

. Лексика русского языка с точки зрения употребления

Слайд 1Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки студентов к ГИА
Октябрьский филиал

КГБ ПОУ « УАПК»
кабинет русского языка и литературы
Преподаватель Копылова Н.А.
Апрель 2019 г село Покровка

«ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. СИНОНИМЫ. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ. ГРУППЫ СЛОВ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И УПОТРЕБЛЕНИЮ»

Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки студентов к ГИАОктябрьский филиал КГБ ПОУ « УАПК» кабинет русского

Слайд 2. Лексика русского языка с точки зрения употребления

. Лексика русского языка с точки зрения употребления

Слайд 3Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски

Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски

Слайд 4Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса

Слайд 5Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,

но имеющие одинаковое или очень близкое значение.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Найти предлагаемое слово в тексте, определи его лексическое значение.
2. Подбери стилистически нейтральный синоним.

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое

Слайд 6
ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЯ

Слайд 71. Разговорное слово ОХАЛЬНИЧАЮТ из приведённого ниже предложения замените стилистически нейтральным синонимом:


Лицо Володьки приняло выражение, какое бывает у кошки, когда та сидит на подоконнике, а под самым носом у нее безнаказанно ОХАЛЬНИЧАЮТ за стеклом воробьи. (Платов Л.)

1.	Разговорное слово ОХАЛЬНИЧАЮТ из приведённого ниже предложения замените стилистически нейтральным синонимом: Лицо Володьки приняло выражение, какое бывает

Слайд 82. Замените слово БАМКАЛ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
Ярко

сверкали на солнце кресты собора. БАМКАЛ большой колокол на звоннице. (Платов Л

2.	Замените слово БАМКАЛ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: Ярко сверкали на солнце кресты собора. БАМКАЛ

Слайд 93. Замените разговорное наречие ПООДАЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:


Огонёк над водой был вертикальный и узкий, как кошачий зрачок в ночи. Чуть ПООДАЛЬ возник второй, дальше третий, четвёртый. Ого! Да тут целая вереница фонариков! Это фарватер, ограждённый вешками с фонариками на них! (Платов Л.)

3.	Замените разговорное наречие ПООДАЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: Огонёк над водой был вертикальный и

Слайд 104. Замените разговорное наречие ИСПОДВОЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:


Но не только для Динки, для всех Арсеньевых переезд на хутор был всегда радостным событием, к которому ИСПОДВОЛЬ готовились всю зиму, мечтая о летнем отдыхе. (Осеева В.)

4.	Замените разговорное наречие ИСПОДВОЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: Но не только для Динки, для

Слайд 115. Замените разговорное слово ОБШАРПАННЫЙ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:


Ещё недавно Дубравка гоняла с мальчишками ОБШАРПАННЫЙ мячик, ходила в горы за кизилом и дикой сливой. (Погодин Р.)

5.	Замените разговорное слово ОБШАРПАННЫЙ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: Ещё недавно Дубравка гоняла с мальчишками

Слайд 126. Замените разговорное слово ПРОХУДИЛАСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:


Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах ПРОХУДИЛАСЬ и проржавела. (Железников В.)

6.	Замените разговорное слово ПРОХУДИЛАСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: Целый год до его приезда дом

Слайд 137. Замените устойчивое выражение РУКОЙ ПОДАТЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным

словом-синонимом:
Трое суток неумолкаемо грохотал бой на краю Брянского леса. От деревни Кочки РУКОЙ ПОДАТЬ. А на третий день в деревню ворвались немцы. (Богданов Н.)

7.	Замените устойчивое выражение РУКОЙ ПОДАТЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным словом-синонимом: Трое суток неумолкаемо грохотал бой

Слайд 14 8. Замените книжное слово ЖИВОТА из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:


И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой артиллерии со всевозможными мортирами и гаубицами, с запасными лафетами и полевыми кузницами, превратив и без того худые местные дороги в сплошное месиво. А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя ЖИВОТА своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно, хотя совсем было непонятно, откуда они взяли силы. После такого длинного отступления, голода и эпидемий. (Железников В.)

8.	Замените книжное слово ЖИВОТА из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:  И Отечественная война 1812

Слайд 159. Замените разговорное слово СЛОНЯЛИСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:


И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они СЛОНЯЛИСЬ по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (Железников В.)

9.	Замените разговорное слово СЛОНЯЛИСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся

Слайд 1610. Замените книжное слово НЕВЕДОМЫХ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:


Сумрак быстро окутывает ущелье. В темноте теряется ельник. Над нами медленно ползет туман, цепляясь за уступы и камни. Путь кажется невероятно тяжелым. Одежда на нас промокла и обледенела. Голод мучает всех. Жаль и людей и оленей, но нужно идти. Там, возле ельника, мы рассчитываем обсушиться и дать передышку животным. Из каких-то НЕВЕДОМЫХ источников вливается в уставший организм крохотными долями сила. И мы идем. (Федосеев Г.)


10.	Замените книжное слово НЕВЕДОМЫХ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом: Сумрак быстро окутывает ущелье. В темноте

Слайд 17

ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ

Слайд 18Прочитайте текст, выполните задания.

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и

пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопловых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пустыни: «(17)У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честная, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. «(25)Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей. (26)Заплакала она и говорит: «(27)Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: «(32)Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…»
– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (33)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
(По К.Г. Паустовскому)


Прочитайте текст, выполните задания.(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти

Слайд 192.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старушка

не хотела отдавать Лёньке доски, называя их «народной ценностью»?»
1)Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила творчество отца для потомков.
2)Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.
3)Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей, как представительнице народа.
4)Старушка не хотела отдавать гравюрные доски Лёньке, так как считала его ненадёжным человеком.


2.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке доски, называя

Слайд 203.В каком варианте ответа средством выразительности является просторечная лексика?
1)– Ты бы,

Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
2)Встревает тут Федосья, баба из Пустыни…
3)Эти доски и пригодятся.
4)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.


3.В каком варианте ответа средством выразительности является просторечная лексика?1)– Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.2)Встревает тут Федосья,

Слайд 214.Из предложений 4 – 6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки

зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

5.Из предложений 32 – 33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.

6. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


4.Из предложений 4 – 6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей

Слайд 227.Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным

словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 35.

9.Среди предложений 10 – 15 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.


7.Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся

Слайд 2310.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, (1) – продолжил Лёня.
– Нечем, (2) говорит, (3) чинить то, (4) что требуется, (5) потому давайте колокола снимать

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.–

Слайд 2411.Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

12.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я пришёл к Пожалостиным, (1) сказал, (2) в чём дело, (3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски, (4) завёрнутые в чистый рушник.


11.Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой. 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного

Слайд 2513.Среди предложений 28 – 32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения.

14.Среди предложений 15 – 19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.


13.Среди предложений 28 – 32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.14.Среди предложений

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть