Презентация, доклад на тему Пушкин на уроках русского языка (9 класс)

Содержание

Н.В.Гоголь о Пушкине

Слайд 1




Пушкин на уроках русского языка
9 класс

Автор: Климова Надежда Николаевна
учитель русского языка и литературы
АНО ОШ «Новогорск»

Пушкин на уроках русского языка 9 класс

Слайд 2Н.В.Гоголь о Пушкине

Н.В.Гоголь о Пушкине

Слайд 3 Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль

При им..ни Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, (н..)кто из поэтов наших не выше его и не может более назва..ся национальным; это право решительно пр..надлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё б..гатство, сила и ги..кость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пр..странство.
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развити.., в каком он, может быть, яви..ся через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой(же) чистоте, в такой очище..ой красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой п..верхности оптического стекла.
Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль     	При им..ни Пушкина тотчас осеняет

Слайд 4Выполните задания:
Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите орфограммы.
Выпишите из

текста ключевые слова и словосочетания.
Объясните значение слова ландшафт, осеняет. В каких значениях они употребляются в тексте?
Подберите синоним к слову тотчас.
Выпишите из текста предложение с вводным словом. Произведите его пунктуационный разбор. Придумайте и запишите предложение, в котором слово может быть не является вводным словом.
Напишите сочинение-миниатюру.


Выполните задания:Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите орфограммы.Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания.Объясните значение

Слайд 5А.Герцен о Пушкине

А.Герцен о Пушкине

Слайд 6Запишите текст, определите его тему, основную мысль.
Пушкин как

нельзя более национален и в то же время п..нятен для иностранцев. Он ре..ко по..делывает..ся под родной язык русских песен он выражает свою мысль такой какой она возникает у него в уме. Как все великие поэты он всегда на ур..вне своего читателя: он р..стёт, становит..ся мрачен, грозен, трагичен; его стих шумит, как море, как лес, в..лнуемый бурею, но в то же время он ясен, светел, сверкающ, жаждет насл..ждений, душевных в..лнений. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезне..ого, ничего из той пр..увеличенной психол..гической патологии, из того абстрактного христианского спиритуализма которые так часто встречают..ся у немецких поэтов. Его муза - не бледное существо, с расстрое..ыми нервами, закута..ое в саван, а пылкая женщина сияющая зд..ровьем слишком богатая подли..ыми чувствами чтобы искать поддельных, и достаточно несчастная чтобы иметь нужду в выдума..ых несчастьях.
Запишите текст, определите его тему, основную мысль.   		Пушкин как нельзя более национален и в то

Слайд 7Выполните задания:
Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их

постановку.
Выпишите из текста краткие прилагательные. Какую роль они выполняют в тексте?
Выпишите из текста причастия, произведите их разбор по составу.
Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Расскажите об употреблении двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Выполните задания:Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.Выпишите из текста краткие прилагательные. Какую

Слайд 8И.Тургенев о Пушкине

И.Тургенев о Пушкине

Слайд 9Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль.
Заслуги

Пушкина перед Россией велики и достойны народной пр..знательности. Он дал ок..нчательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, сил.., логик.. и красоте формы признает..ся даже иностранными филологами едва ли н.. первым после древн..греческого; он от..звался типическими образами, бе..смертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый, наконец, водрузил могуч..й рукою знамя поэзии глубоко в русскую землю… Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древн..й столицы, и гласи грядущим п..к..лениям о нашем праве называт..ся великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек!
Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль.    	Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны

Слайд 10Выполните задания:
Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
К кому обращается Тургенев

в четвертом предложении?
Объясните значение слова веяния.
Какова стилистическая окраска слова гласи?
Выпишите из текста предложение с вводным словом. Придумайте и запишите предложение, в котором слово наконец не является вводным словом.
Подготовьте сообщение на заданную тему.


Выполните задания:Запишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.К кому обращается Тургенев в четвертом предложении?Объясните значение слова веяния.Какова

Слайд 11С. Бонди о Пушкине

С. Бонди о Пушкине

Слайд 12Запишите высказывание о Пушкине известного ученого С.М.Бонди.

Пушкин

писал удивительно сжато, коротко, лаконично. Каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Он не любил подробно разъяснять свою мысль, он рассчитывал на внимательного читателя, умеющего разбираться в содержании стихотворения, правильно осмыслить его образы и расшифровать заключающиеся в нем намеки.
Стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию


Запишите высказывание о Пушкине известного ученого С.М.Бонди.   			Пушкин писал удивительно сжато, коротко, лаконично. Каждое слово

Слайд 13Выполните задания:
Определите тему, основную мысль текста.
Выпишите из текста слова, в которых

букв больше, чем звуков.
Объясните значение наречия лаконично, подобрав к нему синонимы. Что достигается благодаря тому, что слова-синонимы используются в качестве однородных членов предложения?
Какие языковые средства использует автор для выражения своего отношения к поэзии Пушкина.
В одном из предложений замените причастный оборот придаточным предложением.
Напишите сочинение по данному началу. Озаглавьте свой текст.

Выполните задания:Определите тему, основную мысль текста.Выпишите из текста слова, в которых букв больше, чем звуков.Объясните значение наречия

Слайд 14В.А.Жуковский о Пушкине

В.А.Жуковский о Пушкине

Слайд 15Прочитайте отрывок из письма В.А.Жуковского, определите тему, основную мысль.


Я

сделал ещё приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое живое творенье!.. Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет…
Прочитайте отрывок из письма В.А.Жуковского, определите тему, основную мысль.  				Я сделал ещё приятное знакомство с нашим

Слайд 16Выполните задания:
Докажите, что это связный текст. Какие языковые средства усиливают смысловую

связь предложений.
Объясните значение слов гигант, словесность.
Какие языковые средства в высказывании Жуковского помогают выразить чувство восхищения? Какие слова содержат высокую оценку? Какова роль восклицательного предложения?
Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид.
Выполните разные виды разбора.
Составьте схему последнего предложения, произведите его синтаксический разбор.
Запишите данный отрывок, включив его в предложение с прямой речью.
Выполните задания:Докажите, что это связный текст. Какие языковые средства усиливают смысловую связь предложений.Объясните значение слов гигант, словесность.Какие

Слайд 17И.Северянин о Пушкине

И.Северянин о Пушкине

Слайд 18Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения И.Северянина.
Он – это чудное мгновенье,
Запечатленное

в веках.
Он – воплощенье вдохновенья,
И перед ним бессилен прах.
Лишь он один из всех живущих
Не стал, скончавшись, мертвецом,
Он вечно жив во всех поющих,
И смерть здесь не звучит «концом».
В его созданьях красота ведь
Показывает вечный лик.
Его нам мертвым не представить
Себе, - и этим он велик!
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения И.Северянина.Он – это чудное мгновенье, Запечатленное в веках.Он – воплощенье вдохновенья,И перед

Слайд 19Выполните задания:
Какова основная мысль текста?
Объясните значение слов лик, вдохновенье, воплощенье, прах.
Запишите

ряд синонимов к наречию вечно. Запомните их правописание.
Произведите разбор по составу употребленных в тексте однокоренных слов век, вечно (наречие), вечный. Можно ли эти слова назвать ключевыми для этого текста?
Выполните задание по выбору:
1) напишите, какие известные орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста;
2) подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Подготовьтесь рассказать о синтаксической роли полных и кратких прилагательных, используя примеры из текста;
3) выпишите существительные 2-го склонения.
6. Выучите стихотворение наизусть.

Выполните задания:Какова основная мысль текста?Объясните значение слов лик, вдохновенье, воплощенье, прах.Запишите ряд синонимов к наречию вечно. Запомните

Слайд 20Приложение
ПАРАФРАЗ(А) (от гр. Paraphrasis) - описательный оборот, описание
Русский национальный поэт
Явление

чрезвычайное
Русский человек в его развитии
Великий поэт
Русский поэт
Молодой чудотворец
Милое живое творенье
Надежда нашей словесности
Будущий гигант
Чудное мгновенье
Воплощенье вдохновенья

Словарь парафраз о А.С.Пушкине

Приложение ПАРАФРАЗ(А) (от гр. Paraphrasis) - описательный оборот, описание Русский национальный поэтЯвление чрезвычайноеРусский человек в его развитииВеликий

Слайд 21
Горчаков А.М. О Пушкине //А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: В

2 т. – М., 1985
В.Верасаев. Пушкин в жизни

Литература

Горчаков А.М. О Пушкине //А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1985В.Верасаев.

Слайд 22Спасибо за внимание!


До свидания!

Спасибо за внимание!До свидания!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть