Слайд 1Проектная и исследовательская деятельность
в школе
Презентацию выполнила:
Тихонова Ольга Николаевна,
учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Сурская СШ № 2»
Сура, 2015
Слайд 2 Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
Слайд 3Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проект и проектирование,
проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия, либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Слайд 4Исследование – извлечь нечто «из следа». Исследование – процесс выработки новых
знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Слайд 5“Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я
знаю, где и как эти знания применить”.
Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Слайд 6Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности
— поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Слайд 7Формы продуктов проектной деятельности
(на уроках русского языка и литературы)
Видеофильм, видеоклип,
мультимедийный продукт.
Выставка, экскурсия.
Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья
Игра.
Праздник, сценарий.
Учебное пособие.
Серия иллюстраций.
Сравнительно-сопоставительный анализ и др.
Слайд 8Виды презентаций проектов
(на уроках русского языка и литературы)
Защита на заседании
научного общества.
Спектакль.
Пресс-конференция.
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох.
Научный доклад.
Ролевая игра.
Реклама.
Диалог литературных персонажей
Слайд 9Классификация проектов по продолжительности :
Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.
Краткосрочные проекты
требуют выделения 4-6 занятий.
Среднесрочные (недельные) проекты.
Долгосрочные (годичные) проекты.
Слайд 10Классификация творческих работ учащихся в области гуманитарных наук.
Проблемно-реферативные.
Экспериментальные
Описательные
Исследовательские
Слайд 11Проблемы исследовательской
работы в школе:
Практическое использование полученных результатов
Выполнение исследовательской работы –
очень трудоемкое дело
Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы
Слайд 12Ученические компетентности
для исследовательской работы:
Умение работать с рекомендованной литературой,
Умение критически
осмысливать материал, представленный в книге
Умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Слайд 13Требования к личности педагога, занимающегося НИР
Педагог должен сам быть творческой личностью
Педагог
должен постоянно заниматься самообразованием
Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Слайд 14Формы представления исследования:
Публичный доклад или сообщение
Обсуждение результатов
Дискуссия
Публичная защита в форме
лицензирования
Беседа и спор с оппонентами и коллегами
Слайд 15Разделы содержательной части
отчета по НИР:
Введение
Объект исследования (обзор литературы)
Методика исследования
Результаты
исследования и их интерпретация
Выводы и предложения