Презентация, доклад на тему Проект Русский богатырский эпос. Поэтика былин

Содержание

Цель работы:Рассмотреть былину как жанр УНТ (устное народное творчество) с научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки;Показать своеобразие и поэтичность произведений этого жанра.

Слайд 1Проект
«Русский богатырский эпос.
Поэтика былин»
Составили и разработали:
ученицы 7 «Б» класса
Хазанская

Екатерина и Шашкова Арина.
Руководитель: Галайдич Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Проект «Русский богатырский эпос. Поэтика былин»Составили и разработали:ученицы 7 «Б» классаХазанская Екатерина и Шашкова Арина.Руководитель: Галайдич Ольга

Слайд 2Цель работы:
Рассмотреть былину как жанр УНТ (устное народное творчество) с научной

точки зрения, выяснить её отличительные признаки;
Показать своеобразие и поэтичность произведений этого жанра.

Цель работы:Рассмотреть былину как жанр УНТ (устное народное творчество) с научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки;Показать

Слайд 3Основные вопросы, на которые ищем ответ:
Что такое былина?
По каким признакам

можно отличить былину от других произведений?
Какие известны былинные циклы?
О чём рассказывают сюжеты былин?
Каковы особенности композиции былины?
Какие выразительные средства используются в былинах?
Основные вопросы, на которые ищем ответ: Что такое былина?По каким признакам можно отличить былину от других произведений?Какие

Слайд 4Что такое былина и период развития былин?
Былины – это эпические песни,

в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории.
Вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным. В своем первоначальном виде былины оформились и развились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян. Былины художественно обобщили историческую действительность XI—XVI вв., однако выросли они из архаичной эпической традиции, унаследовав от нее многие черты.

Героический эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Что такое былина и период развития былин?Былины – это эпические песни, в которых воспеты героические события или

Слайд 5Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу

с фантастическим вымыслом. Как и в волшебных сказках, в былинах фигурируют мифологические образы врагов, героям помогают животные. Тем не менее фантастика в эпосе оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности.
Основное значение былин заключалось в сохранении исторической памяти народа, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.
Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Как и в

Слайд 6Отличительные признаки былин:

Отличительные признаки былин:

Слайд 7Основные циклы былин:
Киевс кий
Новгородский
Основные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша

Попович и др.;

Действие происходит в Киеве или около него;

В центре повествования – князь Владимир;

Основная тема – защита Русской земли от кочевников;

Исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси;

Действие происходит в Новгороде;

В центре повествования – новгородские купцы;

Затрагиваются социальные темы, что обусловлено своеобразием жизни в торговом Новгороде;

Исторические обстоятельства и бытовые подробности характерны для Новгорода: жизнь купечества, поездки в другие страны;

Основные герои – Садко, Василий Буслаев и др.;

Основные циклы былин:Киевс кийНовгородскийОсновные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и др.;Действие происходит в Киеве

Слайд 8Киевский цикл
Стольный Киев-град
В. Васнецов «Три богатыря»

Киевский циклСтольный Киев-градВ. Васнецов «Три богатыря»

Слайд 9Новгородский цикл

Новгородский цикл

Слайд 10Сюжеты былин:
Сюжетом былины является какое-либо историческое событие, либо примечательный эпизод русской

истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).
Сюжеты былин:Сюжетом былины является какое-либо историческое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины –

Слайд 11О чём рассказывают былины?
О борьбе с чудовищами;
О борьбе с иноземными врагами;
О

встречах и спасении родных;
О сватовстве и борьбе героя за невесту;
О состязаниях между богатырями...

Г. Травников «Былина»

О чём рассказывают былины?О борьбе с чудовищами;О борьбе с иноземными врагами;О встречах и спасении родных;О сватовстве и

Слайд 12Композиция былин
Зачин – начало былины.
Экспозиция – обрисовка положения действующих лиц, в

котором они находятся до начала действия.
Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Как правило, былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев.
Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородный добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град,
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
Иногда зачин былины представляет собой экспозицию, которая предшествует завязке.
Экспозиция подготавливает и усиливает драматизм завязки.

Композиция былинЗачин – начало былины.Экспозиция – обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.Завязка

Слайд 13Однако зачин в качестве экспозиции выступает в былинах очень редко. Как

правило, зачин представляет собою завязку сюжета.
После зачина-завязки в былине идет развитие действия.
Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником.
Как и в любом эпическом произведении, сюжет в былине заканчивается развязкой, которой в какой-то мере подчеркивается реальность и историческая достоверность былины.


Кульминация — момент наивысшего действия в худ. произведении.
Развязка – один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в худ. произведении.

Однако зачин в качестве экспозиции выступает в былинах очень редко. Как правило, зачин представляет собою завязку сюжета.

Слайд 14Композиционную основу сюжетов многих былин составляет антитеза: герой резко противопоставлен своему

противнику ("Илья Муромец и Калин-царь", "Добрыня Никитич и змей", "Алеша Попович и Тугарин").

Илья Муромец

Соловей Разбойник

Композиционную основу сюжетов многих былин составляет антитеза: герой резко противопоставлен своему противнику (

Слайд 15Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений является,

как и в сказках, утроение ("Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром", "Василий Буслаев и новгородцы").
В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия; или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы. Некоторые сказители начинали все былины своего репертуара не с запева, а прямо с зачина — например Т. Г. Рябинин.
Былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике он начал с описания выезда богатыря:

Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородный добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град,
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

Другим главным приемом изображения подвига героя и вообще эпических положений является, как и в сказках, утроение (

Слайд 16В новгородских былинах зачины начинаются с упоминания Новгорода как места действия:
В

славном великом Нове-граде
А и жил Буслай до девяноста лет...

В новгородских былинах зачины начинаются с упоминания Новгорода как места действия:В славном великом Нове-градеА и жил Буслай

Слайд 17Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру, где главный герой

ведет себя не так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Былины киевского цикла иногда начинались сразу с завязки — с описания пира:
Во стольном во городе во Киеве,
У ласкова князя у Владимира,
Заводился пир, право, почестен стол...

Завязка былинного сюжета часто происходит на княжеском пиру, где главный герой ведет себя не так, как все

Слайд 18Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения, которые принято называть «общие

места». Общие места использовались сказителями при повторяющихся в разных сюжетах одних и тех же ситуациях - таких, как пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне — и проч.
Например, устрашающий свист и крик врага. В былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник":
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.
В былине "Бой Ильи Муромца с Подсокольником"
Алеша Попович, завидев молодца в чистом поле:
А ревел-то Алешенька по-звериному.
Засвистел-то Алеша по-соловьиному.
Зашипел-то Алеша по-змеиному.
Этими же словами описано поведение Ильи
Муромца в той же былине.

Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения, которые принято называть «общие места». Общие места использовались сказителями при

Слайд 19Исполнители былин выработали формулу течения времени, аналогичную сказочной “Долго ли, коротко

ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. Например, в былине "Добрыня Никитич и Алеша Попович":
Тут как день за днём да будьто ложь дожжит.
А неделя за неделей как трава растет.
Год тот за годом да как река бежит.

Исполнители былин выработали формулу течения времени, аналогичную сказочной “Долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, да не

Слайд 20В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения, которые имеют

как композиционное, так и стилистическое значение.

Замедленность действия достигается
путем утроения эпизодов, повторения
общих мест, речей героев. Так, в былине
"Вольга и Микула" изображаются три
попытки княжеской дружины сошку
с земельки повыдернути.

Когда общие места начинали
повторяться внутри одной былины, они
включались в систему замедления
действия.

«Вольга и Микула Селянинович»

В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения, которые имеют как композиционное, так и стилистическое значение.Замедленность

Слайд 21Пример — былина «Бой Ильи Муромца с Подсокольником»:
На бой с молодым

богатырем Подсокольником последовательно выезжают Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
И каждый раз сказитель почти дословно повторял общие места, меняя в них только имя богатыря.
Как выходит Алешенька из бела шатра.
Засвистел он коня да из чиста поля:
А бежит его конь, дак мать-земля дрожит.
Алеша Попович не смог одолеть супротивника.
Послали Добрынюшку:
А как выходит Добрынюшка из бела шатра.
Засвистел он коня да из чиста поля;
А бежит его конь, дак мать сыра земля дрожит.
Не одолел молодого неизвестного богатыря и
Добрынюшка Никитич млад. Послали Илью Муромца.
Пример — былина «Бой Ильи Муромца с Подсокольником»:На бой с молодым богатырем Подсокольником последовательно выезжают Алеша Попович,

Слайд 22В поэтический стиль былины включались повторения слов, которые могли быть тавтологическими

(черным-черно, много-множество, крепко-накрепко, плотно-наплотно, скорым-скоро, чудным-чудно, дивным-дивно) или синонимическими (злодей-разбойник, путь-дорога, стерегли-берегли, драться-ратитъся, дани-пошлины, краса-баса).
Один из приемов соединения строк — повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей, или палилогия.
А летит ко Добрынюшке люта змея.
А лютая-то змея да печерская.


Палилогия - повторение слов в начале и конце предложений, или целого предложения в начале и конце периода - риторическая фигура.

В поэтический стиль былины включались повторения слов, которые могли быть тавтологическими (черным-черно, много-множество, крепко-накрепко, плотно-наплотно, скорым-скоро, чудным-чудно,

Слайд 23Нередко смежные строки былины повторяют одну и ту же синтаксическую конструкцию

— такое явление называется синтаксическим параллелизмом.
Уходили-то вcи рыбушки во глубоки моря,
Улетали вcи птички за оболоки.
Убегали вcи звери за темны леса.
В синтаксически параллельных строках могло появиться единоначатие (анафора).
А й берёт-то ведь Добрыня да свой тугой лук,
А й берет-то ведь Добрыня калены стрелы,
А й берет-то ведь Добрыня саблю вострую,
А й берет копьё да долгомерное,
А й берет-то он ведь палицу военную,
А й берет-то Добрыня слугу младого.

Синтаксический параллелизм- смежные строки былины, которые повторяют одну и ту же синтаксическую конструкцию.
Анафора - стилистический приём, заключающийся в повторении начальных частей смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).

Нередко смежные строки былины повторяют одну и ту же синтаксическую конструкцию — такое явление называется синтаксическим параллелизмом.Уходили-то

Слайд 24Созвучия однородных слов, напоминающие рифму, могли возникать на концах строк. В

былинах появлялись аллитерации и ассонансы. В народном эпосе широкая типизация персонажей не исключала элементов индивидуализации.
Один из важных принципов эпической типизации — изображение множественного в обобщенном единичном (синекдоха).
Былины переносили качество массы людей на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов.
Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Иногда выделялся предводитель вражеского войска (Калин-царь).

Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
Ассонансы – повтор гласных звуков.
Синекдоха - стилистический приём, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего или наоборот.

Калин-царь

Созвучия однородных слов, напоминающие рифму, могли возникать на концах строк. В былинах появлялись аллитерации и ассонансы. В

Слайд 25Главный художественный прием народных эпических песен — гипербола. С помощью гипербол

рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь.
Гиперболы применялись для развенчания врагов. Чудовищный облик врага передавали гиперболы, которые показывали его отвратительно безобразным. Они насмешливо изображали огромные размеры врага.
Гиперболически изображалось количество съедаемой врагом пищи.
В былине "Алеша Попович":
Стали тут пить, есть, прохложатися,
А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:
По целой ковриге за щеку мечит,
Те ковриги монастырския;
И нечестно Тугарин питья пьет:
По целой чаше охлестовает,
Котора чаша в полтретья ведра.

Гипербола — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Главный художественный прием народных эпических песен — гипербола. С помощью гипербол рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает

Слайд 26Русские богатыри на пиру у князя Владимира также выпивают чарочку в

полтора ведра, и не одну. Но в данном случае гипербола передавала чувство восхищения героем:
Да сказал же тут Владимир стольно-киевский:
"Слуги верные, наливайте-тко-сь зелена вина,
А не малую чарочку — в полтора ведра;
Наливайте-тко-сь еще меду сладкого,
Наливайте-тко-сь еще пива пьяного,
А всего четыре ведра с половиною".

Русские богатыри на пиру у князя Владимира также выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну. Но

Слайд 27Гиперболы усиливали общее место, изображающее устрашающий крик врага. В былине "Илья

и Соловей", записанной от Т. Г. Рябинина:

А то свищет Соловей да по-соловьему,
Ён крычит злодей разбойник по-звериному,
И от него ли-то от посвисту соловьяго,
И от него ли-то от покрику звериного,
То все травушки муравы уплетаются.
Все лазуревы цветочки отсыпаются.
Темны лесушки к земли вcu приклоняются,
А что есть людей, то вcu мертвы лежат.

Гиперболы усиливали общее место, изображающее устрашающий крик врага. В былине

Слайд 28В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали

богатырей. Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия.
У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд , клюка сорок пудов, палица три тысячи пуд. У Добрыни Никитича палица буёва — шестьдесят пудов, Добрыня берет вяз в девяносто пуд. Алеша Попович берет палицу булатную в девяносто пуд.
Столь же весомо все богатырское снаряжение.
У Михаила Казаринова в колчане полтораста стрел. У Святогора шляпонька — сорок пуд; у Добрыни Никитича шляпа — сорок пудов.
Гиперболически подчеркивалась цена богатырского
снаряжения.
У Михаила Казарина кольчуги цена сорок тысячей, шелому
цена — три тысячи, куяку и панцырю цена на сто тысячей,
цена луку — три тысячи, стрелы — по пяти рублев,
коню — цены-сметы нет. Как видим, самое дорогое для
богатыря — его конь.

В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей. Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия.У

Слайд 29Столь же необычайны расстояния, которые с легкостью преодолевает богатырский конь.

О коне

Ильи Муромца:
Ёго добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать.
Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.

Столь же необычайны расстояния, которые с легкостью преодолевает богатырский конь.О коне Ильи Муромца:Ёго добрый конь да богатырскийС

Слайд 30Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета — изображении боя.

Здесь появлялась типическая формула: богатырь хватает то, что подвернулось ему под руку (шапку со буйной головы, палицу боевую, дубиночку и даже татарина) и начинает этим помахивать.
Где он ни пройдет, тут улица,
Где ни повернется, проулочек,
Где он ни станет, тут площадью.

Кульминация — момент наивысшего действия в худ. произведении.

Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета — изображении боя. Здесь появлялась типическая формула: богатырь хватает

Слайд 31В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине

"Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем", записанной А. Д. Григорьевым, богатыри бились палочками буевыми, сабельками вострыми, копьями по семь сажен.
В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине

Слайд 32В былинах с мирным содержанием появлялись свои гиперболы.
В былине «Вольга и

Микула Селянинович» пахарь Микула имел необычайно прекрасный внешний вид: его кудри рассыпались как скатный жемчуг, глаза были ясна сокола, брови — черна соболя. Но особенно поразительна одежда Микулы Селяниновича, вовсе не предназначенная для пахоты:
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту пяту воробей пролетит.
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Столь же роскошна сошка кленовая: у нее гужики шелковыи, омешики булатнии, присошечек серебряный, а рогачик — красна золота.
В былинах с мирным содержанием появлялись свои гиперболы.В былине «Вольга и Микула Селянинович» пахарь Микула имел необычайно

Слайд 33Прекрасна по своему виду и кобылка соловая — т. е. рыжая,

с белым хвостом и белой гривой. За внешним великолепием пахаря, его сошки и кобылки скрыта их внутренняя мощь и сила, которая обнаруживается по мере развертывания сюжета.
Прекрасна по своему виду и кобылка соловая — т. е. рыжая, с белым хвостом и белой гривой.

Слайд 34Сказители воспринимали эпические песни в качестве достоверно исторических, и это влияло

на их поэтический стиль. В былинах отсутствуют метафоры как стилеобразующий прием — метафорические выражения возникали только в привычных оборотах речи (Богатырская кровь раскипелася; Разгорелось его сердце богатырское).

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Сказители воспринимали эпические песни в качестве достоверно исторических, и это влияло на их поэтический стиль. В былинах

Слайд 35Важным художественно-изобразительным средством являлись эпитеты и сравнения.
Сравнения использовались при изображении богатыря,

а также врага. Богатырь выезжает на своем коне как ясен сокол, как бы белой кречет. Конь под ним — как бы лютой зверь, а копье в его руках как свеча горит.
Сравнения подчеркивали конфликтную ситуацию:

Тугарин почернел, как осення ночь,
Алеша Попович стал как светел месяц.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Важным художественно-изобразительным средством являлись эпитеты и сравнения.Сравнения использовались при изображении богатыря, а также врага. Богатырь выезжает на

Слайд 36Предметы, наполняющие поэтический мир русского эпоса, отличаются статичностью своих качеств. Это

обусловило постоянство сопровождающих их кратких определений — эпитетов. В былине почти всегда поле — чистое, конь — добрый, богатырь — сильный, Киев — стольный, палаты — белокаменные, пир — почестен, Соловей — разбойник.
Эпитеты бывают простыми и
сложными. Простые эпитеты
состоят из одного определения,
сложные — из нескольких.
Поэтизация степной воли,
молодецкой удали, всего облика
богатыря и его коня переносила
слушателей в воображаемый мир
Древней Руси, величаво
вознесенный над заурядной
действительностью.
Предметы, наполняющие поэтический мир русского эпоса, отличаются статичностью своих качеств. Это обусловило постоянство сопровождающих их кратких определений

Слайд 37Заключение:
Мы познакомились с понятием «былина», выяснили её отличительные признаки, ознакомились с

былинными циклами, узнали (сюжет) о чём рассказывают былины, а также особенности композиции былины и какие выразительные средства присутствуют в былинах.

Заключение:Мы познакомились с понятием «былина», выяснили её отличительные признаки, ознакомились с былинными циклами, узнали (сюжет) о чём

Слайд 38Краткий словарь литературоведческих терминов (редакторы-составители: Л. И. Тимофеев, С.В. Тураев; 2-е

издание, М. «П:»-1985 г.)
Добр. Никитич и Ал. Попович – Добрыня Никитич и Алёша Попович / Изд. подготовили Ю.И. Смирнов и А.Г. Смолицкий – М., 1974 г.
К.Д. – Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / 2-е доп. Изд. подготовили А.Н.Евгеньева и Б.Н.Путилов – М.,1977 г.
Рыбн. – Песни, собранные П.Н.Рыбниковым: В 3 т./ Под ред. А.Е.Грузинского. - 2-е изд. – М., 1909-1910 г.
Селиванов Ф.М. Художественные сравнения русского песенного эпоса: Систематический указатель /Отв. Ред. В.М.Гацак.- М., 1990 г.

Литература:

Краткий словарь литературоведческих терминов (редакторы-составители: Л. И. Тимофеев, С.В. Тураев; 2-е издание, М. «П:»-1985 г.)Добр. Никитич и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть