Презентация, доклад на тему Проект Роль пушкинского контекста в поэме Реквием А. А. Ахматовой

Содержание

Тема: Роль пушкинского контекста в поэме «Реквием» А. А. АхматовойПРОЕКТ

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Новогордеевка Анучинского района Приморского

края» П Р О Е К Т Роль пушкинского контекста в поэме «Реквием» А. А. Ахматовой Выполнила: Ершова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ школы с. Новогордеевка 2016 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа с. Новогордеевка Анучинского района Приморского края»  П Р О

Слайд 2Тема: Роль пушкинского контекста в поэме «Реквием» А. А. Ахматовой

ПРОЕКТ

Тема:	 Роль пушкинского контекста в поэме «Реквием» А. А. АхматовойПРОЕКТ

Слайд 3Тема: Роль пушкинского контекста в поэме «Реквием» А. А. Ахматовой
 
Цель: Выявить

роль пушкинского контекста в поэме «Реквием» А. А. Ахматовой.
 
Задачи:
1. Изучить критику.
2. Найти тесную связь творчества А. А. Ахматовой с творчеством А.С. Пушкина в поэтике, тематике, проблематике, аллюзии, реминисценции, цитатных перекличках.
3. Проследить пушкинский контекст в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой.
 
Гипотеза: Пушкинский контекст является концептуальной основой мировоззренческой позиции поэта.
 
Проблема: Какую роль играет пушкинский контекст в разгадке смысла поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой.

Тема:	 Роль пушкинского контекста в поэме «Реквием» А. А. Ахматовой Цель: Выявить роль пушкинского контекста в поэме «Реквием»

Слайд 4Планирование проекта

Планирование проекта

Слайд 5ВСТУПЛЕНИЕ

Поэзию можно исследовать по-разному. Можно прочитывать стихи в контексте биографии поэта,

можно в контексте его творчества, можно воспринимать стихотворение как самодостаточный художественный мир, а можно – как результат развития предшествующей поэтической традиции. Именно такой подход мы выбираем в нашем проекте.

Исследование мы будем проводить на основе интертекстуальности.

Интертекстуальность - термин введён в конце 1960г. Ю. Кристевой. В её изысканиях впервые возникает термин интертекстуальность в качестве пояснения к мысли Бахтина о том, что «любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст – это впитывание и трансформация какого-нибудь другого текста. Тем самым на место понятия интерсубъективности встаёт понятие интертекстуальность».

Сам Бахтин писал: «Даже прошлые, то есть рождённые в диалоге прошедших веков, смыслы никогда не могут быть стабильными (раз и навсегда завершёнными, конечными) – они всегда будут меняться (обновляться) в процессе последующего, будущего развития диалога. В любой момент развития диалога существуют огромные, неограниченные массы забытых смыслов, но в определённые моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его, они снова вспомнятся и оживут в обновлённом (в новом контексте) виде.

ВСТУПЛЕНИЕПоэзию можно исследовать по-разному. Можно прочитывать стихи в контексте биографии поэта, можно в контексте его творчества, можно

Слайд 6Аллюзия (от лат. Allusion – шутка, намёк) – намёк на историческое

событие, бытовой или литературный факт, предположительно известный читателю; разновидностью аллюзии является намёк на современные общественно-политеческие реалии в произведениях об историческом прошлом с целью оградить произведение от цензурного преследования.

Аллюзия, и, ж. [фр. allusion намек < лат. allūdere намекать, подшучивать]. лит. Соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического и т. п. характера.

Аллюзия (от лат. Allusion – шутка, намёк) – намёк на историческое событие, бытовой или литературный факт, предположительно

Слайд 7Цитата (от лат. citātum – вызываю, привожу) – дословная выдержка из

какого-либо произведения в качестве эпиграфа; становится крылатым выражением, если входит в речь и закрепляется как готовая словесная формула.

Цитата, ы, ж. [нем. Zitat < лат. citātum < citāre - призывать; приводить; провозглашать]. Дословная выдержка из какого-н. текста.

Реминисценция, и, ж. [фр. riminiscence < лат. reminiscintia воспоминание]. 1. Смутное воспоминание; явление, наводящее на мысль о чем-н. 2. В художественном произведении: отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием из другого произведения.
Цитата (от лат. citātum – вызываю, привожу) – дословная выдержка из какого-либо произведения в качестве эпиграфа; становится

Слайд 8Композиция поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой
Текст «Реквиема» создавался на протяжении нескольких

лет. Стихотворения, составившие основной текст»Реквиема», почти стенографически фиксировали трагические события жизни Ахматовой 1935 -1939 годов:
Композиция поэмы «Реквием» А. А. АхматовойТекст «Реквиема» создавался на протяжении нескольких лет. Стихотворения, составившие основной текст»Реквиема», почти

Слайд 9В 1940-м году были созданы:

В 1940-м году были созданы:

Слайд 10 В страшные годы ежовщины я провела

семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
– А это вы можете описать?
И я сказала:
– Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 апреля 1957 г., Ленинград

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в

Слайд 11
ПОСВЯЩЕНИЕ
 
     Перед этим горем гнутся горы,
     Не течет великая река,
     Но крепки тюремные затворы,
     А

за ними «каторжные норы»
     И смертельная тоска.
     Для кого-то веет ветер свежий,
     Для кого-то нежится закат —
     Мы не знаем, мы повсюду те же,
     Слышим лишь ключей постылый скрежет
     Да шаги тяжелые солдат.
     Подымались как к обедне ранней,
     По столице одичалой шли,
     Там встречались, мертвых бездыханней,
     Солнце ниже, и Нева туманней,
     А надежда все поет вдали.
     Приговор… И сразу слезы хлынут,
     Ото всех уже отделена,
     Словно с болью жизнь из сердца вынут,
     Словно грубо навзничь опрокинут,
     Но идет… Шатается… Одна.
     Где теперь невольные подруги
     Двух моих осатанелых лет?
     Что им чудится в сибирской вьюге,
     Что мерещится им в лунном круге?
     Им я шлю прощальный мой привет.
 Март 1940

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас…
(«Во глубине сибирских руд…». А.Пушкин)


«…Мысли о декабристах, то есть об их судьбе и об их конце, неотступно преследовали Пушкина. Из его стихов следует, как он думал о тех из них, кто остался жив… Пушкину не надо было вспоминать погибших: он просто их не забывал, ни живых, ни мертвых».
(А.А.Ахматова. «Пушкин и Невское взморье»)


пушкинская цитата
Эпитет «невольные» – 1) «связанные единством участи»;
2) «лишённые свободы».

«…Иных уж нет, а те далече…»
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»


Размышление-вопрошание о нынешней судьбе «подруг»

ПОСВЯЩЕНИЕ      Перед этим горем гнутся горы,     Не течет великая река,     Но крепки тюремные затворы,     А за ними «каторжные норы»     И смертельная тоска.     Для

Слайд 12  ЭПИЛОГ

1  
 
     Узнала я, как опадают лица,
     Как из-под век выглядывает страх,
     Как клинописи жесткие

страницы
     Страдание выводит на щеках,
     Как локоны из пепельных и черных
     Серебряными делаются вдруг,
     Улыбка вянет на губах покорных,
     И в сухоньком смешке дрожит испуг.
     И я молюсь не о себе одной,
     А обо всех, кто там стоял со мною,
     И в лютый холод, и в июльский зной
     Под красною, ослепшею стеною.
 
  ЭПИЛОГ1        Узнала я, как опадают лица,     Как из-под век выглядывает страх,     Как клинописи жесткие страницы     Страдание выводит на щеках,     Как локоны из

Слайд 13
 2  
    Опять поминальный приблизился час.
     Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
     И ту,

что едва до окна довели,
     И ту, что родимой не топчет земли,
     И ту, что красивой тряхнув головой,
     Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
     Хотелось бы всех поименно назвать,
     Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
     Из бедных, у них же подслушанных слов.
     О них вспоминаю всегда и везде,
     О них не забуду и в новой беде,
     И если зажмут мой измученный рот,
     Которым кричит стомильонный народ,
     Пусть так же они поминают меня
     Вканун моего поминального дня.

     


череда воспоминаний, поочерёдно возникающих перед «духовными глазами» картин «аукается» с пушкинскими стихами на 19 октября 1825 года (дата «братской переклички») («Роняет лес багряный свой убор…»)

…Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришёл? Кого меж вами нет?



«Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли…»
(«Бог помочь вам, друзья мои…». А. С. Пушкин)

 2      Опять поминальный приблизился час.     Я вижу, я слышу, я чувствую вас:     И ту, что едва до окна довели,     И ту,

Слайд 14 А если когда-нибудь в этой стране
     Воздвигнуть задумают памятник мне,
     Согласье

на это даю торжество,
     Но только с условьем – не ставить его
     Ни около моря, где я родилась:
     Последняя с морем разорвана связь,
     Ни в царском саду у заветного пня,
     Где тень безутешная ищет меня,
     А здесь, где стояла я триста часов
     И где для меня не открыли засов.
     Затем, что и в смерти блаженной боюсь
     Забыть громыхание черных марусь,
     Забыть, как постылая хлопала дверь
     И выла старуха, как раненый зверь.
     И пусть с неподвижных и бронзовых век,
     Как слезы, струится подтаявший снег,
     И голубь тюремный пусть гулит вдали,
     И тихо идут по Неве корабли. 
Март 1940, Фонтанный Дом
А.А.Ахматова. «Реквием»

* * *
Exegi monumentum.*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

… И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
…И милость к падшим призывал… 
(А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836)

«Помилованный» Пушкин неустанно напоминал Николаю I великодушии его прадеда Петра, призывая «милость к падшим»;Ахматовой тоже «подарили» свободу, но она потребует правды и памяти.

А если когда-нибудь в этой стране     Воздвигнуть задумают памятник мне,     Согласье на это даю торжество,     Но только с

Слайд 15«Памятник»
А.А. Ахматова
А. С. Пушкин
Ахматова говорит о своём памятнике в форме :
1)

будущего-условного («А если когда-нибудь…»;
неопределённо-личной («Воздвигнуть задумают…»).
Для наследницы Пушкин бессмертие поэта в его слове – истины абсолютные. И не бронзовый памятник тому залог. Но память о поэте , в чьей человеческой судьбе, как в капле , отразилась судьба народа , - памятник Поэту – станет памятью народа о самом себе, о своей трагической истории.

Памятник уже, в настоящем, сейчас, воздвигнут самим поэтом: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Пушкинский памятник нерукотворный, ибо он не плоть, а СЛОВО. Залог бессмертия Поэта в бессмертии его СЛОВА, в бессмертии ИСКУССТВА.

«Памятник»А.А. АхматоваА. С. ПушкинАхматова говорит о своём памятнике в форме :1) будущего-условного («А если когда-нибудь…»;неопределённо-личной («Воздвигнуть задумают…»).Для

Слайд 16Как для православного человека вечная жизнь души, так и для наследницы

Пушкина бессмертие поэта в его слове – истины абсолютные. И не бронзовый памятник тому залог. Но память о поэте, в чьей судьбе отразилась судьба народа, - памятник Поэту – станет памятью народа о самом себе, о своей трагической истории.
Образ памятника Поэту в Эпилоге утверждает иную, новому веку свойственную, участь-обязанность Поэта. Уже не только «истину царям с улыбкой говорить», не только «чувства добрые лирой» пробуждать, восславить в «жестокий век» свободу и «милость к падшим» призывать, - новый век потребует разделить судьбу своего народа, испить из общей чаши страданий. Эту мысль своего «Памятника» Ахматова, как курсивом, выделит потом, в 1961 году, эпиграфом:
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Вот почему зримый образ памятника у Ахматовой будет принципиально иной: у Пушкина – «Вознёсся выше он главою непокорной/ Александрийского столпа»; у Ахматовой – «И пусть с неподвижных и бронзовых век/ как слёзы струится подтаявший снег». Пушкинский памятник – бессмертное слово Поэта – утверждение неподвластное=непокорное никому торжество истин, выше и прочнее которых нет ничего в этом мире: Добра («чувства добрые», Свободы и Милосердия («милость к падшим»). Ахматовский памятник Поэта стал символом со-участия в Участи и со-страдания в Страдании – символом, христианская наполненность которого очевидна.
Как для православного человека вечная жизнь души, так и для наследницы Пушкина бессмертие поэта в его слове

Слайд 17Ахматовский памятник Поэту - проекция на Медного всадника
 
У Пушкина образ Медного

всадника двоится:
Медный всадник – это одновременно символ и тиранической власти, и «неколебимого» порядка, противостоящего стихийным силам хаоса.
Медный всадник – торжество космоса над хаосом.

Ахматовский памятник Поэту свидетельствует о вечной победе гармонии над безумием, памяти над смертью.
Образ статуи всегда противопоставлен образу человека, как безжизненное живому.
Медный всадник являет свою «ужасную» сторону.
Деянии Петра проявляются в том, что сотворённый им мир требует себе жертв. Только восстание стихии способно пробудить Медного всадника, привести его в движение, оживить апокалипсический динамизм его деяния. Но эта катастрофа, необходимая для утверждения непоколебимости «града Петрова», каждый раз уносит жертвы, оказавшиеся на её пути.
У Ахматовой памятник Поэту противопоставлен Медному всаднику как увековеченное страдание жертвы – увековеченной тирании, как человеческое – бесчеловечному, живое («теплое») - мёртвому («холодному»):
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег…
Эпитеты «неподвижные и бронзовые» являются характеристиками памятника как пребывающего без движения. Он противопоставлен «движению»во второй строке. Движение (= жизнь) выражено эпитетом «подтаявший», содержащим процессуальность, наличием единственного глагола в этих строках – «струится». Сравнение «как слезы» довершает мотив «человеческого».
Ахматовский памятник Поэту - проекция на Медного всадника У Пушкина образ Медного всадника двоится:Медный всадник – это одновременно

Слайд 18Драматизм «Реквиема» заключается в том, во что эти события превращают индивидуальное

сознание, представление человека о самом себе. Трагедийность «Реквиема» не в гибели людей, а в невозможности выжившего эту гибель осознать. Но то, с чем невозможно совладать человеку, оказывается под силу Поэту.
Поэт, «дитя гармонии», противостоит хаосу обезумевшего, «осатанелого», «одичалого» мира. Его Поэма – Requiem, поминальная молитва, Слово к Богу за всех, за мир. Памятник Поэту – памятник этой победы духа над безумием, гармонии над хаосом, гения над злодейством.
Драматизм «Реквиема» заключается в том, во что эти события превращают индивидуальное сознание, представление человека о самом себе.

Слайд 19Главная мысль Эпилога – мысль о памяти в единое кольцо замыкающей

время и в этом противостоящей его изначальной линейности6 «Опять поминальный приблизился час…»
Прошлое переживается сегодня…сейчас… как когда-то и как будет ещё не раз … всегда…
Цикличность подчеркивается повтором: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас…» и анафорами:
И ту, что едва до конца довели,
И ту, что родной не топчет земли,
И ту, что…
……………………………………...
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь…
 
Поминальный час – точка соединения душ, одной и всех («О них вспоминаю всегда и везде…» - «Пусть так же они вспоминают меня…», живых и ушедших.
Памятник – точка соединения времени: взгляд в будущее («А если когда-нибудь…»)и оттуда вновь в прошлое («Затем, что и в смерти блаженной боюсь/ Забыть…».
Главная мысль Эпилога – мысль о памяти в единое кольцо замыкающей время и в этом противостоящей его

Слайд 20Периодически вопрос об отношении к традиции становится вопросом жизни и смерти,

когда под угрозой оказывается бытие человека как существа словесного. Тогда происходит обращение к архетипу поэзии, в нашем случае, к Пушкину: либо он даст нам слова и разум в противостоянии хаосу, либо никто не даст.
Периодически вопрос об отношении к традиции становится вопросом жизни и смерти, когда под угрозой оказывается бытие человека

Слайд 21* * *
Exegi monumentum.*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт

народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**
 
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
 
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
 
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
 
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
 
* "Я воздвиг памятник" (лат.). Эпиграф взят из произведений
Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).
1836

* * *		Exegi monumentum.*		Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастёт народная тропа,Вознёсся выше он главою непокорной	Александрийского

Слайд 22Совпадение дат:

Совпадение дат:

Слайд 23Приложение к Комментарию

Приложение к Комментарию

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть