Слайд 1Фразеологизмы вокруг нас
Выполнили:
ученицы 4 «Б» класса
Халикова Софья, Воронина Софья.
Руководитель: Поздняк Е.В.,
учитель начальных классов
МКОУ «Гимназия№1 Искитимского района»
Слайд 2
Актуальность
Каждый человек в своей жизни не раз
слышал и употреблял фразеологизмы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Мы решили это выяснить.
Слайд 3Цель
Изучение фразеологизмов, которые используют учителя начальных классов МКОУ «Гимназия №1» в
своей работе и выяснение понимания их значения учащимися 4-х классов.
Слайд 4Задачи
Изучить теоретические вопросы темы (понятие, история изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов).
Выбрать
вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно.
Провести анкетирование среди учителей на тему: «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в работе с детьми?» и выбрать самые «популярные».
Провести опрос среди учащихся 4 классов о том, как они понимают самые «популярные» фразеологизмы.
Изучить значения «популярных» фразеологизмов и в занимательной форме объяснить их учащимся.
Слайд 5Гипотеза
Из числа фразеологизмов, которые употребляют учителя, есть такие выражения, значения которых
школьники не понимают.
Слайд 6Методы исследования
Работа состояла из трех этапов:
1-й этап – подготовительный
На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, определены объекты исследования. Посетив библиотеку, читали и рассматривали литературу по теме, в домашних условиях работали с Интернет – ресурсами.
2-й этап – исследовательский
подбор необходимого оборудования;
анкетирование учащихся -4 классов;
анкетирование учителей на тему: «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в работе с детьми?» и выбрали самые «популярные»;
3-й этап – обобщение результатов
результаты анкетирования (построение диаграмм);
изготовление альбома «Фразеологизмы в картинках»;
защита проекта (презентация);
рефлексия.
Слайд 7История происхождения фразеологизмов
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с
конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).
М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «речения», то есть обороты, выражения.
Слайд 8Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном
языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка
В.В.Виноградов (1894-1969)
Слайд 9Фразеологизм
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, значение которого в целом не
выводимо из значений составляющих его слов. (Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 4. — 1999)
Слайд 10Виды фразеологизмов
Исконно русские- это собственно русские фразеологизмы, связанные с историей, культурой,
обычаями и традициями.
Например: месить грязь, топорная работа и другие.
Заимствованные фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, пришли в русский язык извне и употребляются в нём в том виде, в котором они известны или были известны в языке-источнике, без перевода.
Например: с высоты птичьего полета, лед сломан, местный колорит (фр.); синий чулок, время – деньги (англ.).
Слайд 11По символам
Наименование животных. Например: заячья душа, труслив как заяц, устал как
лошадь.
Наименование цвета. Например: белый день, чёрная зависть, белая ворона.
Наименование частей тела. Например: морочить голову, держать язык за зубами, надрать уши, сложа руки.
Слайд 12Наше исследование
Какие фразеологизмы мы часто слышим в гимназии? Учителям гимназии было
предложено выбрать из списка фразеологизмов те выражения, которые они чаще всего используют в работе с детьми.
Список состоял из 50 фразеологизмов, связанных с частями тела человека, потому что они самые употребляемые.
Слайд 13Анализ анкет позволил выявить 12 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей начальных
классов
Слайд 14Опрос гимназистов
Учащимся было предложено задание: написать значение фразеологизмов (из числа самых
употребляемых учителями), чтобы выяснить понимание выражений.
Слайд 15 Результаты ответов учащихся
4-х классов
Слайд 16
Фразеологизмы украшают нашу речь. Каждый человек в своей жизни не
раз слышал и употреблял их в речи. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Проведя небольшое исследование среди учащихся мы выяснили, что фразеологизм «палец в рот не клади» правильно понимают не более 3% учащихся, хотя это выражение употребляют не менее 50% учителей.
Слайд 17Мы изучили значения фразеологизмов, смысл которых не смогли объяснить учащиеся.
Палец в
рот не клади -
кто-либо таков, что постоит за себя, сумеет воспользоваться оплошностью, излишней доверчивостью, промахом другого.
Слайд 18
Положа руку на сердце - совершенно искренне, чистосердечно,
откровенно, от
обыкновения прикладывать (класть) руку
на сердце как подтверждение истины при уверениях в правдивости.
Слайд 19
Ветер в голове- беспечная и легкомысленная персона, которая никогда не
задумывается над поступками и последствиями своих деяний. Подразумевается, что голова у человека не забита тяжёлыми мыслями о бытие, следовательно, пустая, и по ней как по степи гуляет ветер. «Маша только и делает, что гуляет с подругами , об уроках и не думает – у неё будто ветер в голове».
Слайд 20
Волосы дыбом
Так говорят, когда человек очень испугался.
.
Слайд 21
Длинный язык –
О слишком разговорчивом, не в меру болтливом
человеке.
Слайд 22
Светлая голова
Человек, способный здраво рассуждать, умная голова.
Слайд 23
заключение
Мы узнали историю происхождения фразеологизмов.
А так же узнали какие фразеологизмы
используют учителя в своей жизни.
Обобщили материал по теме, сделали альбом «Фразеологизмы в картинках» с целью объяснения значений фразеологизмов учащимся 4-х классов. Выступили на кружке «Занимательная грамматика» по русскому языку в 4-ом классе.
Материалы нашей работы можно использовать на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях при изучении темы «Фразеология».
Слайд 24 Литература
Словарь русского языка в 4-х томах.Т.4-1999
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка: 80 000 слов фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд; дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М., Астрель, АСТ, 2008.
Википедия.
Интернет- ресурсы