Презентация, доклад на тему Проблемное обучение на уроках литературы

Содержание

Знание только тогда знание,когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью. Л.Н. Толстой

Слайд 1 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Витохина Людмила Александровна

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИВитохина Людмила Александровна

Слайд 2Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли,
а не памятью.

Л.Н. Толстой
Знание только тогда знание,когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не памятью.

Слайд 3         Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего

времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование, согласно этим правилам, означало умение жить по законам природы, а природа, в свою очередь, включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания.
         Томас Хаксли остроумно заметил, что, если бы будущее благополучие ребенка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили бы, чтобы ребенок вырос, так и не научившись отличать пешку от слона. Метафора Хаксли вполне приемлема к современным требованиям в образовании, где основное правило - научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.    

         Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как

Слайд 4ОБЩАЯ СХЕМА УРОКА В ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Целеполагание
Создание проблемной ситуации
Анализ проблемной ситуации
Поиск

способов решения

Решение проблемной ситуации

Применение знаний и рефлексия

Итоговый контроль

ОБЩАЯ СХЕМА УРОКА В ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯЦелеполаганиеСоздание проблемной ситуацииАнализ проблемной ситуацииПоиск способов решенияРешение проблемной ситуацииПрименение знаний и

Слайд 5
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить

человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе и совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
 

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде,

Слайд 6 ВСЮ СТРУКТУРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ ЧЕТЫРЁХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ

УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ (СПОСОБНОСТЕЙ РЕШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАДАЧИ).


Уровень 1 – репродуктивный: в задаче заданы цель, ситуация и действие по её решению; от учащихся требуется дать заключение о соответствии всех трёх компонентов в структуре задачи.

Уровень 2 – алгоритмический: в задаче даны цель и ситуация; от учащихся требуется применить ранее усвоенные действия по её решению. Учащиеся самостоятельно воспроизводят и применяют информацию о ранее усвоенной деятельности.

ВСЮ СТРУКТУРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ ЧЕТЫРЁХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ (СПОСОБНОСТЕЙ РЕШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАДАЧИ).

Слайд 7ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень 3 – конструктивный: в задаче задана

цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута; от учащихся требуется уточнить ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения задачи. Эта деятельность выполняется не по готовому алгоритму, а по созданному или преобразованному в ходе самого действия.
Уровень 4 – творческий: в задаче известна лишь в общей форме цель деятельности; поиску подвергается и подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Учащиеся действуют в известной им области, создавая новые правила действия. В основе такого способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уровень 3 – конструктивный: в задаче задана цель, но не ясна ситуация, в

Слайд 8РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:
привлечь внимание учеников к вопросу,

задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
поставить учащихся перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ: привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у

Слайд 9РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:
обнажить перед противоречие между возникающей

у них познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений, навыков.
Помочь учащимся определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побуждать учащихся к активной поисковой деятельности;

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:обнажить перед противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью

Слайд 10МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. (С.Л.РУБИНШТЕЙН.)

Проблемное обучение – это тип развивающего

обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.  (С.Л.РУБИНШТЕЙН.)Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая

Слайд 11 1 ЭТАП. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Репродуктивная постановка вопроса: «Как изображен

Пугачев в повести «Капитанская дочка?»
Проблемная постановка вопроса: «Почему Емельян Пугачев – предводитель восстания, кровожадный убийца, изменник и невежда, тем не менее изображен Пушкиным талантливым и смелым народным вождем, добрым и справедливым человеком?»
На этом этапе цель учителя – привлечь учеников к проблеме, возбудить познавательный интерес и другие мотивы деятельности.
1 ЭТАП. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.Репродуктивная постановка вопроса: «Как изображен Пугачев

Слайд 12
2 этап. Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы.

 

Цель этого этапа – научить учащихся анализировать проблемную ситуацию, видеть и словесно формулировать проблему. Анализ проблемной задачи – это этап самостоятельной познавательной деятельности ученика.

2 этап. Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы.     Цель этого этапа – научить учащихся

Слайд 13 3 ЭТАП. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ НА

ЭТОМ ЭТАПЕ ВЫСТУПАЕТ ВЫДВИЖЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ИДЕИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ХОДА РЕШЕНИЯ. КАК ПРАВИЛО, ДЕТИ СРАЗУ ЖЕ ПЫТАЮТСЯ НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОЗНИКАЮЩИЙ ВОПРОС НА ОСНОВЕ ИЗВЕСТНЫХ ИМ ЗНАНИЙ, ЛИЧНОГО ОПЫТА. ЕСЛИ ЭТО ИМ НЕ УДАЁТСЯ, ОНИ НАЧИНАЮТ ПРИДУМЫВАТЬ ПЛАН РЕШЕНИЯ.
3 ЭТАП. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 14 В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ МОИХ УЧЕНИКОВ ПОДНИМАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРЫ, КОТОРЫЕ

ЯВЛЯЮТСЯ СПОРНЫМИ ДЛЯ УЧЁНЫХ И СЕГОДНЯ: «БАЗАРОВ: ЗА И ПРОТИВ…», «БИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ?» «РОСТОВЩИК И РОСТОВЩИЧЕСТВО В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ», «ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А.НЕКРАСОВА И А.Г.ВЕНЕЦИАНОВА», «ИСПЫТАНИЕ ГЕРОЕВ ДУЭЛЬЮ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)».
В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ МОИХ УЧЕНИКОВ ПОДНИМАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРЫ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ СПОРНЫМИ ДЛЯ УЧЁНЫХ

Слайд 15ГЛАВНАЯ МОЯ ЦЕЛЬ – НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ИСТИНУ

ГЛАВНАЯ МОЯ ЦЕЛЬ – НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ИСТИНУ

Слайд 16ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 6-Й КЛАСС: ПОДГОТОВИТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО МЫ ЗНАЕМ

О СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ. РЕШИТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ: ЧЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, А ЧТО МЕЖДУ НИМИ ОБЩЕГО. СРАВНИТЬ СЛОВА ЗЕЛЕНЫЙ И ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ НАЙТИ: ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 6-Й КЛАСС: ПОДГОТОВИТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ. РЕШИТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ

Слайд 17 ЛИТЕРАТУРА Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ КОГДА-ТО ОЧЕНЬ ТОЧНО ЗАМЕТИЛ: «ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – МЕЧ В

РУКАХ СУМАСШЕДШЕГО» ПРОБЛЕМНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ДЛЯ МЕНЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕВРАТИТЬ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЭТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ, РЕШАЯ КОТОРУЮ НА УРОКЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕПОДАТЬ УРОК НРАВСТВЕННОСТИ
ЛИТЕРАТУРА   Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ КОГДА-ТО

Слайд 18
Связь с современностью


Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями?

Плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимаю друг друга? А вас всегда понимают родители? А вы их? Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?


Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше: Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы господин Толстой?


Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считал сам Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.
Связь с современностьюПочему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями? Плохо к ним относится? А плохо

Слайд 19СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/
2. Сравнительная

характеристика Раскольникова и Разумихина.

Либо сравнение героев разных произведений

Базарова и Печорина
Базарова и Раскольникова
Пьера Безухова и Обломова
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/2. Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина.Либо сравнение героев

Слайд 20 УРОКИ, КОТОРЫЕ Я ЛЮБЛЮ

УРОКИ, КОТОРЫЕ Я ЛЮБЛЮ

Слайд 21УРОКИ ПО ТВОРЧЕСТВУ ОСТРОВСКОГО
Урок-диалог с использованием компьютерных слайдов
1.Почему Островского называют «Колумбом

Замоскворечья?»
2.Какие проблемы поднимаются в его пьесах?
УРОКИ ПО ТВОРЧЕСТВУ ОСТРОВСКОГОУрок-диалог с использованием компьютерных слайдов1.Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья?»2.Какие проблемы поднимаются в его пьесах?

Слайд 22 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

1.КАК БЫ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 2.ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛИ КАТЕРИНЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:           1.КАК БЫ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ

Слайд 23РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРОКОЙ ПИСАТЕЛЯ… (ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
1. Драмой или комедией

представляется вам пьеса Островского «Гроза»?
2. Кто виновен в гибели Катерины?
3. О чем заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Гроза» Островского?
РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРОКОЙ ПИСАТЕЛЯ… (ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)1. Драмой или комедией представляется вам пьеса Островского «Гроза»? 2.

Слайд 24( ТЕМА: «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» УРОК -

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РОМАНУ «ВОЙНА И МИР» ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ, ПО МНЕНИЮ ТОЛСТОГО, НИЧТОЖНЫ ТЕ, КТО ЖИВЕТ СОБОЙ, ПОСТРОЕННОМ НА НЕСЧАСТЬЕ ДРУГИХ?


(  ТЕМА: «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РОМАНУ

Слайд 25 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИЗВАНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ 3 ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ: 1.СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМУЮ

СИСТЕМУ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. 2.ДОСТИГНУТЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМООБУЧЕНИЮ, САМООБРАЗОВАНИЮ. 3.СФОРМИРОВАТЬ ОСОБЫЙ СТИЛЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИЗВАНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ 3 ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ:  1.СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМУЮ

Слайд 26
Достоинства проблемного обучения:
обеспечивает

особый тип мышления,
глубину убеждений, прочность усвоения
знаний и творческое их применение в
практической деятельности. Кроме того,
оно способствует формированию
мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности
обучающихся.
Достоинства проблемного обучения: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность

Слайд 27Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть