Слайд 1 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Витохина Людмила Александровна
Слайд 2Знание только тогда знание,
когда оно приобретено
усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л.Н. Толстой
Слайд 3 Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего
времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование, согласно этим правилам, означало умение жить по законам природы, а природа, в свою очередь, включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания.
Томас Хаксли остроумно заметил, что, если бы будущее благополучие ребенка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили бы, чтобы ребенок вырос, так и не научившись отличать пешку от слона. Метафора Хаксли вполне приемлема к современным требованиям в образовании, где основное правило - научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.
Слайд 4ОБЩАЯ СХЕМА УРОКА В ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Целеполагание
Создание проблемной ситуации
Анализ проблемной ситуации
Поиск
способов решения
Решение проблемной ситуации
Применение знаний и рефлексия
Итоговый контроль
Слайд 5
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить
человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе и совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
Слайд 6 ВСЮ СТРУКТУРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ ЧЕТЫРЁХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ
УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ (СПОСОБНОСТЕЙ РЕШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАДАЧИ).
Уровень 1 – репродуктивный: в задаче заданы цель, ситуация и действие по её решению; от учащихся требуется дать заключение о соответствии всех трёх компонентов в структуре задачи.
Уровень 2 – алгоритмический: в задаче даны цель и ситуация; от учащихся требуется применить ранее усвоенные действия по её решению. Учащиеся самостоятельно воспроизводят и применяют информацию о ранее усвоенной деятельности.
Слайд 7ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень 3 – конструктивный: в задаче задана
цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута; от учащихся требуется уточнить ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения задачи. Эта деятельность выполняется не по готовому алгоритму, а по созданному или преобразованному в ходе самого действия.
Уровень 4 – творческий: в задаче известна лишь в общей форме цель деятельности; поиску подвергается и подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Учащиеся действуют в известной им области, создавая новые правила действия. В основе такого способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
Слайд 8РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:
привлечь внимание учеников к вопросу,
задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
поставить учащихся перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
Слайд 9РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:
обнажить перед противоречие между возникающей
у них познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений, навыков.
Помочь учащимся определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побуждать учащихся к активной поисковой деятельности;
Слайд 10МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
(С.Л.РУБИНШТЕЙН.)
Проблемное обучение – это тип развивающего
обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Слайд 11
1 ЭТАП. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Репродуктивная постановка вопроса: «Как изображен
Пугачев в повести «Капитанская дочка?»
Проблемная постановка вопроса: «Почему Емельян Пугачев – предводитель восстания, кровожадный убийца, изменник и невежда, тем не менее изображен Пушкиным талантливым и смелым народным вождем, добрым и справедливым человеком?»
На этом этапе цель учителя – привлечь учеников к проблеме, возбудить познавательный интерес и другие мотивы деятельности.
Слайд 12
2 этап. Анализ проблемной ситуации и постановка проблемы.
Цель этого этапа – научить учащихся анализировать проблемную ситуацию, видеть и словесно формулировать проблему. Анализ проблемной задачи – это этап самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Слайд 13
3 ЭТАП. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ НА
ЭТОМ ЭТАПЕ ВЫСТУПАЕТ ВЫДВИЖЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ИДЕИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ХОДА РЕШЕНИЯ. КАК ПРАВИЛО, ДЕТИ СРАЗУ ЖЕ ПЫТАЮТСЯ НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОЗНИКАЮЩИЙ ВОПРОС НА ОСНОВЕ ИЗВЕСТНЫХ ИМ ЗНАНИЙ, ЛИЧНОГО ОПЫТА. ЕСЛИ ЭТО ИМ НЕ УДАЁТСЯ, ОНИ НАЧИНАЮТ ПРИДУМЫВАТЬ ПЛАН РЕШЕНИЯ.
Слайд 14
В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ МОИХ УЧЕНИКОВ ПОДНИМАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРЫ, КОТОРЫЕ
ЯВЛЯЮТСЯ СПОРНЫМИ ДЛЯ УЧЁНЫХ И СЕГОДНЯ: «БАЗАРОВ: ЗА И ПРОТИВ…», «БИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ?» «РОСТОВЩИК И РОСТОВЩИЧЕСТВО В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ», «ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А.НЕКРАСОВА И А.Г.ВЕНЕЦИАНОВА», «ИСПЫТАНИЕ ГЕРОЕВ ДУЭЛЬЮ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)».
Слайд 15ГЛАВНАЯ МОЯ ЦЕЛЬ – НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ИСКАТЬ И НАХОДИТЬ ИСТИНУ
Слайд 16ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
6-Й КЛАСС:
ПОДГОТОВИТЬ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЧТО МЫ ЗНАЕМ
О СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ.
РЕШИТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ: ЧЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, А ЧТО МЕЖДУ НИМИ ОБЩЕГО.
СРАВНИТЬ СЛОВА ЗЕЛЕНЫЙ И ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ
НАЙТИ: ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
Слайд 17
ЛИТЕРАТУРА
Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ КОГДА-ТО ОЧЕНЬ ТОЧНО ЗАМЕТИЛ: «ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – МЕЧ В
РУКАХ СУМАСШЕДШЕГО»
ПРОБЛЕМНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ДЛЯ МЕНЯ – ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕВРАТИТЬ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЭТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ, РЕШАЯ КОТОРУЮ НА УРОКЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕПОДАТЬ УРОК НРАВСТВЕННОСТИ
Слайд 18
Связь с современностью
Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями?
Плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимаю друг друга? А вас всегда понимают родители? А вы их? Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?
Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше: Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы господин Толстой?
Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считал сам Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.
Слайд 19СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/
2. Сравнительная
характеристика Раскольникова и Разумихина.
Либо сравнение героев разных произведений
Базарова и Печорина
Базарова и Раскольникова
Пьера Безухова и Обломова
Слайд 21УРОКИ ПО ТВОРЧЕСТВУ ОСТРОВСКОГО
Урок-диалог с использованием компьютерных слайдов
1.Почему Островского называют «Колумбом
Замоскворечья?»
2.Какие проблемы поднимаются в его пьесах?
Слайд 22 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
1.КАК БЫ ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
2.ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛИ КАТЕРИНЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ?
Слайд 23РАЗМЫШЛЯЯ НАД СТРОКОЙ ПИСАТЕЛЯ… (ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
1. Драмой или комедией
представляется вам пьеса Островского «Гроза»?
2. Кто виновен в гибели Катерины?
3. О чем заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Гроза» Островского?
Слайд 24(
ТЕМА: «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ»
УРОК -
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РОМАНУ «ВОЙНА И МИР»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ, ПО МНЕНИЮ ТОЛСТОГО, НИЧТОЖНЫ ТЕ, КТО ЖИВЕТ СОБОЙ, ПОСТРОЕННОМ НА НЕСЧАСТЬЕ ДРУГИХ?
Слайд 25
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИЗВАНО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ 3 ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ:
1.СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМУЮ
СИСТЕМУ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
2.ДОСТИГНУТЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМООБУЧЕНИЮ, САМООБРАЗОВАНИЮ.
3.СФОРМИРОВАТЬ ОСОБЫЙ СТИЛЬ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Слайд 26
Достоинства проблемного обучения:
обеспечивает
особый тип мышления,
глубину убеждений, прочность усвоения
знаний и творческое их применение в
практической деятельности. Кроме того,
оно способствует формированию
мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности
обучающихся.
Слайд 27Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций