Презентация, доклад оставление лингвокультурологического словаря – способа формирования лингвокультурологической компетенции на уроках литературы и русского языка

Содержание

Цели работы: показать, что составление словаря к художественному тексту является одним из способов, позволяющих развивать творческие способности учащихся и формировать лингвокультурологическую компетенцию на уроках литературы и русского языкаЦель работы

Слайд 1 МБОУ Яковская ОШ

Составление лингвокультурологического словаря – способа формирования лингвокультурологической компетенции

на уроках литературы и русского языка

Грошева Тамара Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Яковская ОШ

МБОУ Яковская ОШСоставление лингвокультурологического словаря – способа формирования лингвокультурологической компетенции на уроках литературы и русского языкаГрошева

Слайд 2Цели работы: показать, что составление словаря к художественному тексту является одним

из способов, позволяющих развивать творческие способности учащихся и формировать лингвокультурологическую компетенцию на уроках литературы и русского языка


Цель работы

Цели работы: показать, что составление словаря к художественному тексту является одним из способов, позволяющих развивать творческие способности

Слайд 3Задачи работы
Обучающие.
- через создание словаря исследовать культурные знаки русской литературы;
-

сформировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря.
Развивающие.
- формировать лингвокультурологическую компетентность;
- ставить проблему и находить пути ее решения;
- ориентироваться в информационном и культурном пространстве;
Воспитательные.
- бережное отношение к традициям русского народа,
его культуре.

Задачи работы

Задачи работыОбучающие. - через создание словаря исследовать культурные знаки русской литературы;- сформировать навыки работы со словарями разных

Слайд 4



Понятие лингвокультурологической компетенции

Лингвокультурологическая компетенция - усвоение учащимися

в процессе изучения родного языка жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, а также формирование нравственно-этических ценностей.
Понятие лингвокультурологической компетенции Лингвокультурологическая компетенция - усвоение учащимися в процессе изучения родного языка жизненного опыта

Слайд 5Задачи работы
Составление лингвокультурологического словаря к художественным произведениям;
Исполнение на уроке национальных музыкальных

произведений;
Демонстрация произведений отечественного изобразительного искусства;
Показ предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Способы формирования лингвокультурологической компетенции



Задачи работыСоставление лингвокультурологического словаря к художественным произведениям;Исполнение на уроке национальных музыкальных произведений; Демонстрация произведений отечественного изобразительного искусства;

Слайд 61.Словарь – способ сохранения национально-исторических традиций своей культуры и охраны этнического

менталитета, воплощенного в языке.
2. Знакомство с произведениями разных видов искусства.
3.Развитие творческих способностей учащихся.
4. Повышение интереса к русскому языку и литературе.


Ожидаемый результат:

1.Словарь – способ сохранения национально- исторических традиций своей культуры, воплощенной в языке.
2. Знакомство с произведениями разных видов искусства.
3.Развитие творческих способностей учащихся.
4. Повышение интереса к русскому языку и литературе.
5. Реализация деятельностного подхода и формирование лингвокультурологической компетенции, что соответствует новому ФГОС.



1.Словарь – способ сохранения национально-исторических традиций своей культуры и охраны этнического менталитета, воплощенного в языке.2. Знакомство с

Слайд 7Технология составления лингвокультурологического словаря
Этапы работы:

1. Этап ориентировки (выдвигается проблема исследования,

формулируются цели и задачи, определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).
2.Этап планирования (подбираются тексты для лингвокультурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря).
3. Этап реализации предусматривает следующие стадии:
- анализ подобранного текста и создание к нему лингвокультурологического словаря;
- работа со словарями;
- подготовка устного высказывания;
- защита проекта на уроке.
Технология составления лингвокультурологического словаря Этапы работы:1. Этап ориентировки (выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, определяются методы

Слайд 8Формы работы на подготовительном этапе





- Чтение текста несколько раз;
- Выделение ключевых

слов;
- Выделение ключевой фразы;
- Объяснение афоризма;
- Подбор других названий;
- Составление кластера или
синквейна

чудак

Драгоценная пыль

Золотая роза

счастье




Формы работы на подготовительном этапе- Чтение текста несколько раз;- Выделение ключевых слов;- Выделение ключевой фразы;- Объяснение афоризма;-

Слайд 9Аналитические задания в ходе работы

1. Как вы понимаете значение данного слова?
2.

Сопоставьте толкование данного слова, приведенное в различных словарях.
3. Обретает ли дополнительное значение слово в данном контексте?
4. Какие ассоциации у вас возникают в связи с данным словом? Составьте ассоциативное поле.
5. Какого цвета это слово? Нарисуйте свои впечатления, связанные с данным словом. (Это может быть рисунок, если концепт – реалия внешнего мира – дом или цветограмма, если концепт – абстрактное понятие – радость).
6. Какие звуковые ассоциации у вас возникают
в связи с данным словом?
Аналитические задания в ходе работы1. Как вы понимаете значение данного слова?2. Сопоставьте толкование данного слова, приведенное в

Слайд 10Алгоритм работы со словом

Обратитесь к воспоминаниям, связанным с данным словом,

запишите два – три предложения.
Каковы ваши версии происхождения данного слова?
Обратитесь к этимологическому словарю и выясните происхождение данного слова.
Подберите и запишите к данному слову синонимы (антонимы),
в том числе контекстуальные.
Подберите эпитеты к данному слову (можно подбирать
эпитеты, передающие форму, запах, цвет, состояние, восприятие)
6. Как отражены в слове представления русского народа о… (доме, семье, радости)?
7. Каким образом запечатленные в слове сведения отражают своеобразие истории, культуры, быта, национальной психологии русского народа?
8. Что вкладывает русский народ в понятие…, о каких ценностях оно говорит?
Алгоритм работы со словомОбратитесь к воспоминаниям, связанным с данным словом,    запишите два – три

Слайд 11Алгоритм работы со словом
1. Лексическое значение слова ( "Словарь русского языка"

С. И. Ожегова и "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля.)
2. Этимология слова. (Шанский Н. М., Боброва Т. А. "Этимологический словарь русского языка").
3. Синонимические связи (З. Е.Александрова "Словарь синонимов русского языка").
4. Антонимические связи ( М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка»)
5. Фразеологизмы, пословицы, поговорки (В. П. Жуков, А. В. Жуков "Школьный фразеологический словарь русского языка").
6. Ассоциации. (Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской культуры).


Алгоритм работы со словом1. Лексическое значение слова (

Слайд 12

Преимущества уроков по составлению лингвокультурологического словаря:
Содержание урока ориентировано на национальные ценности

русского народа.
Русский язык и литература на уроке выступают в качестве ключа понимания отечественной культуры.
Создание определенной ауры урока (оформление кабинета, эмоциональное воздействие музыки и изобразительного искусства, культуроведческие тексты).
Главная роль на уроке отводится совместной деятельности учителя и учеников.
Дифференцированный характер задания на дом, что дает возможность ученикам проявить свои творческие способности.
Побуждение к освоению культурного наследия нации (творческие конкурсы, проведение выставок.
Преимущества уроков по составлению лингвокультурологического словаря:Содержание урока ориентировано на национальные ценности русского народа.Русский язык и литература на

Слайд 13Проектная деятельность, направленная на создание лингвокультурологических словарей повысила интерес к русскому

языку и литературе как учебным предметам, научила многих ребят пользоваться разными видами словарей, обогатила речь детей, научила видеть текст, включенным в культурологическую среду, способствовала знакомству с произведениями разных видов искусства. Лингвокультурологический словарь – один из способов сохранения народных традиций и эффективный инструмент анализа и изучения
русской прозы и поэзии.

Заключение

Проектная деятельность, направленная на создание лингвокультурологических словарей повысила интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть