Презентация, доклад рамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм

Содержание

Ошибочно: Я люблю музыку и кататься на коньках.Правильно: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках. Или: Я люблю музыку и катание на коньках.Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными

Слайд 1Грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм,
и способы их устранения
Учитель

русского языка
и литературы
МАОУ «СШ № 42» МАРТИРОСОВА Г.В.
Грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, и способы их устраненияУчитель русского языка и литературы МАОУ «СШ

Слайд 2Ошибочно: Я люблю музыку и кататься на коньках.
Правильно: Я люблю слушать

музыку и кататься на коньках.
Или: Я люблю музыку и катание на коньках.
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться союзом И:
либо два инфинитива, либо два имени существительных.

Ошибочно: Деревья высокие и стройны.
Правильно: Деревья высокие и стройные.
Или: Деревья высоки и стройны.
Нельзя использовать в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное.


ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

1)использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения

2) использование в качестве однородных членов
полного и краткого
прилагательных

Ошибочно: Я люблю музыку и кататься на коньках.Правильно: Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.

Слайд 3Ошибочно: В корзине лежали фрукты, яблоки, груши.
Правильно: В корзине лежали фрукты:

яблоки, груши.


Ошибочно: Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ


3) Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов

4) Употребление в качестве однородных членов слов, логически несовместимых

Ошибочно: В корзине лежали фрукты, яблоки, груши.Правильно: В корзине лежали фрукты: яблоки, груши. Ошибочно: Отъезжающие шли с

Слайд 4Ошибочно: Она ждала и звонила ему весь вечер. Правильно: Она ждала

(кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.




Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ


5. Употребление в качестве однородных членов
глаголов-сказуемых
с разным управлением

Ошибочно: Она ждала и звонила ему весь вечер. Правильно: Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?)

Слайд 5Ошибочно: Он талантливее, НЕЖЕЛИ ЧЕМ его брат.
Правильно: Он талантливее, ЧЕМ

его брат.

Ошибочно: Моя сумка НЕ ТАК красива, ЧЕМ у подруги.
Правильно: Моя сумка НЕ ТАК красива, КАК у подруги.
Или: Моя сумка МЕНЕЕ красива, ЧЕМ у подруги.

Ошибочно: На тему войны созданы НЕ ТОЛЬКО кинофильмы, НО И поставлены замечательные спектакли.
Правильно: На тему войны НЕ ТОЛЬКО созданы кинофильмы, НО И поставлены замечательные спектакли.







ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

6) Нарушение в
Употреблении
двойных союзов

Ошибочно: Он талантливее, НЕЖЕЛИ ЧЕМ его брат. Правильно: Он талантливее, ЧЕМ его брат.  Ошибочно: Моя сумка

Слайд 6Ошибочно: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство,

простота.
Правильно: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.
Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
Ошибочно: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Правильно: Толпы людей были повсюду: (НА ЧЁМ?) на улицах, площадях, (В ЧЁМ?) В скверах.
При перечислении в предложениях с однородными членами можно отбрасывать одинаковые предлоги; разные предлоги отбрасывать нельзя.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

7) Употребление в разных падежах обобщающего слова и однородных членов, следующих за ним

8)Пропуск одного из предлогов при однородных членах, если требуется употребление разных предлогов с разными существительными

Ошибочно: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.Правильно: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?)

Слайд 7Ошибочно: Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает

о войне, мне понравился.
Правильно: Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и рассказывающий о войне, мне понравился.
ИЛИ: Новый роман, который был опубликован в журнале «Новый мир» и рассказывал о войне, мне понравился.

Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться союзом И: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
9) Соединение союзом И разных грамматических конструкции:

причастного оборота и придаточного определительного предложения;

Ошибочно: Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.Правильно: Новый роман,

Слайд 8Ошибочно: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше

не будет.
Правильно: Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате.
ИЛИ: Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться союзом И: либо два дополнения, выраженных существительными, либо два придаточных изъяснительных предложения.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
9) Соединение союзом И разных грамматических конструкции:


дополнения и придаточного изъяснительного предложения

Ошибочно: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.Правильно: Экономисты говорят о снижении

Слайд 9Ошибочно: Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?), привлекающих туристов со

всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Правильно: Одно из чудес на Курильской гряде, (КАКОЕ?) привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Ошибочно: Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.
Правильно: Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться. Или: Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться.

Ошибочно: Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
Правильно: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.




2. НАРУШЕНИЕ
В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
С ПРИЧАСТНЫМ
ОБОРОТОМ

1) Нарушение согласования между определяемым словом
и причастным оборотом

2) Употребление
определяемого слова внутри причастного оборота

3)Употребление причастного оборота после слова, которое не является определяемым для причастного оборота

Ошибочно: Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?), привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и

Слайд 10Ошибочно:
Поднявшись на гору, стало совсем темно. (Безличное предложение)

Поднявшись на

гору, им было написано стихотворение. (Страдательная конструкция)

Готовясь к ЕГЭ, нам (В.п.) было трудно.

Сдавая ЕГЭ, его (В.п.) трясло от волнения.





3. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАТНЫМ ОБОРОТОМ

Ошибочно: Поднявшись на гору, стало совсем темно. (Безличное предложение) Поднявшись на гору, им было написано стихотворение. (Страдательная

Слайд 11Грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие,

названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием.
Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.
Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).
Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕТСЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.
Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.




3. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАТНЫМ ОБОРОТОМ

ПАМЯТКА

Грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное

Слайд 12Ошибочно: В оде «Вольности» А.С. Пушкина поднимается тема свободы.
Правильно: В

«Вольности» А.С. Пушкина поднимается тема свободы.
ИЛИ: В оде «Вольность» А.С. Пушкина поднимается тема свободы.

Название, заключённое в кавычки и данное ПОСЛЕ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова , изменяется по падежам.



4. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

Ошибочно: В оде «Вольности» А.С. Пушкина поднимается  тема свободы.Правильно: В «Вольности» А.С. Пушкина поднимается тема свободы.

Слайд 13Ошибочно: Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и

глубокИХ знаний человека.
Правильно: Настоящий успех может быть достигнут только благодаря (чему?) настойчивости, целеустремленности и глубокИМ знаниЯМ человека.

Ошибочно: Работу на проливе решено было вести, вопреки установившИХся правил, не летом, а зимой.
Правильно: Работу на проливе решено было вести, вопреки (чему?) установившИМся правил AM, не летом, а зимой.

ОШИБКИ,
СВЯЗАННЫЕ
С НЕПРАВИЛЬНЫМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ
ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
С ПРЕДЛОГОМ
После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ
имена существительные
употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.

Ошибочно: Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубокИХ знаний человека.Правильно: Настоящий успех может

Слайд 14Ошибочно: По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
Правильно: По прибытиИ

в Москву он почувствовал себя плохо.
Ошибочно: По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
Правильно: По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат.
Ошибочно: По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
Правильно: По завершениИ строительтва рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
Ошибочно: По истечению срока дейтвия загранпаспорта его требуется продлить.
Правильно: По истечениИ срока действия загранпаспорта его требуется продлить.
Ошибочно: По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.
Правильно: По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.
Ошибочно: По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь.
Правильно: По прилётЕ в Москву следует посетить Красную площадь.

ОШИБКИ,
СВЯЗАННЫЕ
С НЕПРАВИЛЬНЫМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
С ПРЕДЛОГОМ

После предлога ПО
в значении «после чего-либо»
имя существительное
употребляется в форме
предложного падежа.

Ошибочно: По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.Правильно: По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.Ошибочно:

Слайд 15Оплатить (что?) проезд (нельзя сказать: оплатить за проезд).
Указывать (на что?) на

эти недостатки (нельзя сказать: указывать об этих недостатках).
Признаться (в чём?) во всём (нельзя сказать: обо всём признаться).
Уделять внимание (чему?) изучению (нельзя сказать: уделять внимание на изучение).
Поражаться (чему?) твоему терпению (нельзя сказать: поражаться твоим терпением).
Упрекать (в чём?) в неоправданном бессердечии (нельзя сказать: упрекать неоправданным бессердечием).
Удивляться (чему?) рассказам (нельзя сказать: удивляться рассказами).

ОШИБКИ,
СВЯЗАННЫЕ
С НЕПРАВИЛЬНЫМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

Грамматические ошибки, связанные с падежной формой имени существительного
или местоимения,
стоящего после глагола.

Оплатить (что?) проезд (нельзя сказать: оплатить за проезд).Указывать (на что?) на эти недостатки (нельзя сказать: указывать об

Слайд 16Те, кто придут позже, займут свободные места.

Спор — это способ коллективного

решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.

Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ
МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ



Те, кто придут позже, займут свободные места.Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из

Слайд 17
Ошибочно: Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна.
Правильно:

Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть окна.

Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его.
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его.
Или: Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену и очень боюсь не сдать его».

ОШИБКИ
В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Ошибочно: Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна.Правильно: Мама спросила, смогу ли я помочь

Слайд 18Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.

Автор выражает

своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема.


НАРУШЕНИЕ
В ПОСТРОЕНИИ
СЛОЖНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Ошибки
в построении
сложносочинённых
предложений

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. Автор выражает своё отношение к проблеме, но он

Слайд 19Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные

выстрелы.
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха.
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Мы благодарны им, что живём под мирным небом.
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны.


НАРУШЕНИЕ
В ПОСТРОЕНИИ
СЛОЖНОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Ошибки
в построении
сложноподчинённых
предложений

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. Они мечтали, чтобы когда наступит

Слайд 20Ошибочно: А. С. Пушкин подвергает (наст.в.) Онегина самому сложному испытанию -

«испытанию любовью» - и этим раскрыл (прош. в.)истинную сущность своего героя.

Правильно: А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрывает истинную сущность своего героя.


ОШИБКИ,
СВЯЗАННЫЕ
С НАРУШЕНИЕМ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ
ФОРМ

Ошибочно: А. С. Пушкин подвергает (наст.в.) Онегина самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть