Презентация, доклад урока по русскому языку на тему Лексика и фразеология (8 класс)

Содержание

Цель урока1)развивать интерес к родному языку, его лексическому богатству2)проверить и систематизировать знания обучающихся по разделу «Лексика и фразеология»; 3)совершенствовать умения и навыки работы с толковыми словарями и другими источниками лингвистической информации; 4)активизировать полученные ранее знания о

Слайд 1Урок по теме «Повторение. Лексика и фразеология». 7класс

Урок по теме «Повторение. Лексика и фразеология».  7класс

Слайд 2Цель урока
1)развивать интерес к родному языку, его лексическому богатству
2)проверить и систематизировать

знания обучающихся по разделу «Лексика и фразеология»;
3)совершенствовать умения и навыки работы с толковыми словарями и другими источниками лингвистической информации;
4)активизировать полученные ранее знания о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах;
5)закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале.

Цель урока1)развивать интерес к родному языку, его лексическому богатству2)проверить и систематизировать знания обучающихся по разделу «Лексика и

Слайд 3Оборудование:
учебник «Русский язык. 7 класс», словари, раздаточный материал.


Оборудование: учебник «Русский язык. 7 класс», словари, раздаточный материал.

Слайд 4Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего

неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова -

Слайд 5Двадцать седьмое апреля. Классная работа. Повторение. Лексика и фразеология.

Двадцать седьмое апреля. Классная работа. Повторение. Лексика и фразеология.

Слайд 61) Что изучается в разделе русского языка лексика?
Лексика изучает словарный состав

русского языка.

2)Что называется лексическим значением слова?

Лексическое значение слова — это то, что обозначает слово.

3) Где можно узнать лексическое значение слов?

Лексическое значение слов можно посмотреть в толковых словарях.

4) Какие слова называются однозначными, многозначными?

Слова, имеющие одно значение называются однозначными.

Слова, имеющие два и более значения называются многозначными.

1) Что изучается в разделе русского языка лексика?  Лексика изучает словарный состав русского языка.2)Что называется лексическим

Слайд 7Работа с толковым словарём. Найдите значение слов.(стр.216)

Отечество патриотизм рыцарь пращур Какие слова называются диалектными,профессиональными,устаревшими? Найдите такие слова по словарю.
Работа с толковым словарём.  Найдите   значение слов.(стр.216)

Слайд 8Какие слова называются антонимами, синонимами, омонимами?
Антонимы — это слова, противоположные по

лексическому значению.

Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по лексическому значению


Омонимы — это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но разные по значению.


Напишите синонимы, антонимы к словам , назовите омоним.
Прекрасный, интересно, грустить.



Какие слова называются антонимами, синонимами, омонимами?Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению.Синонимы — это слова, разные

Слайд 9Самостоятельная работа
Выписать из данных словосочетаний слова синонимы, антонимы, омонимы.(по рядам)‏

1. знаменитый

художник — известный художник;
2. храбрый воин — трусливый воин;
3. умный ребёнок — способный ребёнок;
4. Дверная ручка — ручка ребенка;
5. почитай старших — уважай родителей;
6. южный город — северный полюс;
7. наточенная коса — дЕвичья коса;
8. лечу в Москву — лечу зубы;
9. злой человек — добрый ребёнок;
10. смотрел внимательно — глядел вперёд.

знаменитый - известный
Самостоятельная работаВыписать из данных словосочетаний слова синонимы, антонимы, омонимы.(по рядам)‏1. знаменитый художник — известный художник;2. храбрый воин

Слайд 10Прочитайте словосочетания, определите их значение. Назовите слово, которым можно заменить словосочетание.


Водой не разлить

Прочитайте словосочетания, определите их значение. Назовите слово, которым можно заменить словосочетание. Водой не разлить

Слайд 11Знать на зубок

Знать на зубок

Слайд 12Кот наплакал

Кот наплакал

Слайд 13Сломя голову

Сломя голову

Слайд 14Как снег на голову

Как снег на голову

Слайд 18Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, употребляемые в переносном значении. Значения фразеологизмов

можно узнать из фразеологического словаря. Интересна история возникновения некоторых фразеологизмов.
Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, употребляемые в переносном значении. Значения фразеологизмов можно узнать из фразеологического словаря.

Слайд 19Тёртый калач

Тёртый калач

Слайд 20Тёртый калач (так называют опытного человека, много повидавшего и пережившего в

жизни). История возникновения фразеологизма. Раньше был такой сорт хлеба «тёртый калач». Тесто для него долго мяли, месили, тёрли. Калач получался необыкновенно пышным и вкусным. Отсюда и пошло это выражение.
Тёртый калач (так называют опытного человека, много повидавшего и пережившего в жизни).  История возникновения фразеологизма. Раньше

Слайд 21Коломенская верста

Коломенская верста

Слайд 22Коломенская верста (так называют очень высокого человека) История возникновения фразеологизма. Летняя резиденция царя

Алексея Михайловича находилась в селе Коломенское. Дорога туда считалась главной в государстве. А когда вдоль дороги поставили высокие верстовые столбы, её слава ещё более возросла. Поэтому народ и окрестил высокого долговязого человека коломенской верстой.
Коломенская верста (так называют очень высокого человека)  История возникновения фразеологизма.  Летняя резиденция царя Алексея Михайловича

Слайд 23Тестирование по теме «Лексика и фразеология»

Тестирование по теме «Лексика и фразеология»

Слайд 241 вариант.
1. Какое слово имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое

поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть
б) долг
в) стыд
г) благородство
2. Какое из слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли

2 вариант
1.Какое слово имеет значение «человеколюбивый»?
а) порядочный
б) гуманный
в) преданный
г) добрый
2.Какое слово в предложении употреблено в переносном значении?
На малой площади, перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь
б) вокзал
в) собралась
г) густая

1 вариант.1. Какое слово имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?а) совесть

Слайд 251 вариант
3. Какое слово не имеет омонимов?
а) идиллия
б) брак
в)

линейка
г) давление

4.Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
а) печаль
в) смятение
б) праздник
г) блаженство

2 вариант
3. В каком варианте слова не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
4. В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.


1 вариант3. Какое слово не имеет омонимов?а) идиллия б) брак в) линейка г) давление4.Какое из данных слов

Слайд 261 вариант
5. В каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон

— бездельничать
б) в час по чайной ложке — неверно
в) тертый калач — опытный (о человеке)‏
г) седьмая вода на киселе — дальние родственники 6. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди

2 вариант
5.В каком предложении не используется фразеологизм?
а) В нем есть божья искра.
б) У него на лбу большими буквами написано.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и победила соперника.
г) С ним никому не удавалось найти общий язык.
6. Какой из фразеологизмов означает "очутиться в затруднительном положении"
а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения

1 вариант5. В каком варианте значение фразеологизма указано неверно.а) считать ворон — бездельничатьб) в час по чайной

Слайд 27Рефлексия
1) Какие определения по теме «Лексика и фразеология вы сегодня вспомнили?

2)

Что было особенно интересным на уроке?

3) Что показалось вам сложным, непонятным?

Рефлексия1) Какие определения по теме «Лексика и фразеология вы сегодня вспомнили?2) Что было особенно интересным на уроке?3)

Слайд 28Домашнее задание: п.79, упр.483(по заданию)‏

Домашнее задание:  п.79, упр.483(по заданию)‏

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть