Презентация, доклад Творчество А.П. Платонова

Содержание

Эпиграфы:Я на мир взираю из-под столика:Век двадцатый – век необычайный.Чем он интересней для историка,Тем для современника печальней.

Слайд 1АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ЭПОХА (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ)

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ

ПЛАТОНОВ

(КЛИМЕНТОВ)

(1899 –

1951)



АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ЭПОХА  (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ)АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ  ПЛАТОНОВ(КЛИМЕНТОВ)(1899 – 1951)

Слайд 2Эпиграфы:
Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый – век необычайный.
Чем он

интересней для историка,
Тем для современника печальней.
Н.И. Глазков
Незамутненная правда и зримая пластичность платоновского слова делают его нетускнеющим от времени зеркалом души писателя, чье сердце вместило поиски и свершения, заблуждения и находки, потери и обретения великой, сложной и героической эпохи. И. Мотяшов
Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях.
А. Платонов

Эпиграфы:Я на мир взираю из-под столика:Век двадцатый – век необычайный.Чем он интересней для историка,Тем для современника печальней.

Слайд 3СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА

Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи.
«Жизнь

сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека.
Инженер, поэт, журналист.
«Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово»
Художественный мир писателя.
Пророческое слово Андрея Платонова.
СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во

Слайд 4ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА
«Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи»

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА«Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи»

Слайд 5СЕМАФОРЫ

О времени своей молодости, совпавшей с историческими катаклизмами, писатель

позже скажет: «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».
СЕМАФОРЫ  О времени своей молодости, совпавшей с историческими катаклизмами, писатель позже скажет: «История бежала в те

Слайд 6














СМЕРТЬ КОМИССАРА
Жизнь Платонова оказалась почти точно

вписана в первую половину ХХ века. Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи – двух мировых войн, революции и Гражданской войны. «Сюжет» биографии многих современников Платонова определялся именно этими событиями.
СМЕРТЬ КОМИССАРА     Жизнь Платонова оказалась почти точно вписана в первую половину ХХ века.

Слайд 7ВТОРАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА
«Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека»

ВТОРАЯ  СТРАНИЦА ЖУРНАЛА«Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека»

Слайд 8





УЛИЦЫ РАБОЧЕЙ СЛОБОДКИ


Родина не была никогда для Платонова понятием смутным и отвлеченным. «Сердце навсегда может быть пораженным похилившейся избенкой на краю деревни, - писал он, - и ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел»

УЛИЦЫ РАБОЧЕЙ СЛОБОДКИ

Слайд 9

«Работал

я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…» «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», - признался однажды Андрей Платонов.














АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ДЕТСТВЕ

«Работал я во многих местах у многих хозяев.

Слайд 10ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ МИР ДЕТСТВА

ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ МИР ДЕТСТВА

Слайд 11АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ЮНОСТИ

В повседневной жизни Андрей

Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Вот его портрет той поры, намеченный одним из друзей: «Среднего роста и крепкого сложения, с широким русским лицом и пытливыми глазами, в которых словно затаилась какая-то глубокая печаль… держался угловато и настороженно…». Но в суждениях он проявлял решительность и резкость.
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ЮНОСТИ    В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Вот

Слайд 12 ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА
Инженер, поэт, журналист

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛАИнженер, поэт, журналист

Слайд 13ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста

бронепоезда. Внимательно всматривается в происходящее, фиксируя сущностные черты новой эпохи. Напишет он об этом позже.


ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда. Внимательно всматривается в происходящее, фиксируя

Слайд 14


«Должен сказать, что с самого начала своей

литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим» Из объяснения Платонова, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни».
А. Платонов
«Должен сказать, что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда

Слайд 15 Творчество Платонова сочетает в себе

конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, - с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и природными ритмами, - с другой.

















«НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ»

Творчество Платонова сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью

Слайд 16ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА
«Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово»

ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА«Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово»

Слайд 17








ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
Если дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть,

как многообразен его художественный мир, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯЕсли дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть, как многообразен его художественный мир, словно

Слайд 18Как прозаик Платонов написал ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном

героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др «Прекрасное» и «яростное» представлены в рассказе и в борении, и в неразрывном единстве - такова ситуация, в которой живет и трудится в окружающем его мире человек.
Как прозаик Платонов написал ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности»,

Слайд 19 1944 год внес радостные перемены в жизнь Андрея Платоновича:

11 октября у него рождается дочь Мария.




















Андрей ПЛАТОНОВ со своей семьей

1944 год внес радостные перемены в жизнь Андрея Платоновича:  11 октября у него рождается

Слайд 20ПЯТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА
Художественный мир писателя

ПЯТАЯ  СТРАНИЦА ЖУРНАЛАХудожественный мир писателя

Слайд 21Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» (1927 г.) Написана в жанре исторического повествования. Идея

- преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. Автор приходит к противоречию между теориями и реальностью.


Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» (1927 г.) Написана в жанре исторического повествования. Идея - преобразование и улучшение природы с

Слайд 22Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ»


Проследим сюжет повести. Петр 1 поручает англичанину Бертрану Перри построить шлюзы, чтобы соединить Оку с Доном; Бертран составил «прожект»: объем работ огромный - нужно соорудить тридцать три шлюза. Однако осуществление идеи терпит крах, хотя почти вся губерния брошена на работы. Виной тому ошибки в расчетах, рабский труд и нереальные сроки, на которых настаивает Петр.
Но здесь есть общая мысль, которая будет волновать Платонова всю жизнь, - мысль о сопротивлении природы человеку, его техническому расчету: «Между техникой и природой трагическая ситуация. Цель техники - «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конструкция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрывают...». Природа требует крайне бережного с ней обращения.
Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ»

Слайд 23 «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1926 -1927) Впервые издана в в 1928 году.



«СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1926 -1927)  Впервые издана в в 1928 году.

Слайд 24Повесть «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Образ Фомы Пухова -

центральный в повести. Подход Платонова к этому сложному образу оказался интересным в художественном отношении. Это - работящий человек, без особого энтузиазма, но без отговорок; на фронте вел себя хладнокровно и мужественно, не теряя чувство юмора в трудных ситуациях. Критика стремилась изобразить его как идеального рабочего человека, участвующего в революции. Однако это сделать трудно. В итоге образ сокровенного человека - это тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей огромное значение труда, принимающей мир таким, каким он должен быть.
Повесть «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»      Образ Фомы Пухова - центральный в повести. Подход Платонова

Слайд 25ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА ПОВЕСТИ «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА ПОВЕСТИ «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Слайд 26Роман «ЧЕВЕНГУР» (1928-1929)

Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели

нации, художник недвусмысленно выразил в романе. Этот роман о революции и гражданской войне, о первых шагах строительства новой жизни, о трагическом крушении мифа, мечты о мгновенном переустройстве мира, о создании коммунистического общества, о мировом триумфе революции. Чаще всего жанр этого произведения определяют как утопию. Но это часть истины. Действительно, в романе даны гиперболизация и гротеск, но нет ни героя, ни идеи, которые можно назвать нереальными.
Действие романа охватывает переходный период от гражданской войны и военного коммунизма к нэпу. Центр событий – путешествие Саши Дванова по степной России и история Чевенгурской коммуны.
Роман «ЧЕВЕНГУР» (1928-1929)Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели нации, художник недвусмысленно выразил в

Слайд 27 «КОТЛОВАН»(1930) Когда мы читаем повесть, перед нашим взором открывается мир и

время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны.
«КОТЛОВАН»(1930)  Когда мы читаем повесть, перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от

Слайд 28Повесть «КОТЛОВАН» 1930 г.

Платонов показал российскую действительность конца двадцатых —

начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” — культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования.
Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды на будущее.
Повесть «КОТЛОВАН» 1930 г.  Платонов показал российскую действительность конца двадцатых — начала тридцатых годов как эпоху

Слайд 29















«КОТЛОВАН»


Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами спят в гробах. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя.
Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался над окружающим. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев.


Слайд 30АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Слайд 31
За годы войны Платонов выпустил четыре книги рассказов: «Одухотворенные люди» (1942),

Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945)

Русский солдат принял на себя вину за боль и страдание людей, и именно он стал, по словам Платонова, той силой, которая остановила движение смерти, стал силой жизни, живой природы.
«…Война – это зона между жизнью и смертью, где жизнь добывается в тяжелом труде через смерть врага, - война вместе с тем место, где надолго решается судьба человечества. Например, русское серое обычное поле является великим многозначительным образом, а супряга, когда тринадцать-четырнадцать детей и старух впряжены в общую лямку, тянут однолемешный плуг, символом непобедимой России…»
А. Платонов. Из записных книжек

За годы войны Платонов выпустил четыре книги рассказов: «Одухотворенные люди» (1942), Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943),

Слайд 32 Я бы хотел, чтоб некие мысли, рожденные войной и

долгим опытом жизни и, может быть, имеющие общую значимость, не обратились в забвение совместно с моим прахом и послужили, как особенного рода орудие, тому же делу, которому служил и я.
А я служил и служу делу защиты нашего общего отчего крова, называемого Отчизной, я работаю всем своим духом… на оборону живой целости нашей земли, которую я полюбил еще в детстве наивным чувством, а позднее - осмысленно, как солдат, который согласен отдать обратно жизнь за эту землю, потому что солдат соображает: жизнь ему одолжается Родиной только временно.
А. Платонов. «Размышления офицера»
Я бы хотел, чтоб некие мысли, рожденные войной и долгим опытом жизни и, может быть,

Слайд 33 Платонов проявлял большой интерес и к драматургии, написал несколько

пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», после войны - «Ученик Лицея», «Ноев ковчег». Но как драматург при жизни он практически остался неизвестным. Он явился и автором нескольких киносценариев, в том числе по рассказам «Июльская гроза» и «Семья Иванова».
Василий Гроссман писал: «До последних дней своих Андрей Платонович сохранил все богатство своей чистой, ясной души, всю силу своего удивительного ума».
Пожалуй, ни у кого из русских прозаиков XX века нет столько посмертных публикаций, сколько у Платонова.
Платонов проявлял большой интерес и к драматургии, написал несколько пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных

Слайд 34ШЕСТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА
Пророческое слово Андрея Платонова

ШЕСТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛАПророческое слово Андрея Платонова

Слайд 35 Платонов современен, как современны наши классики. Он обжигающе современен,

ибо своим творчеством многое объясняет не только в советском периоде русской истории, с которым мы выясняем отношения, но и наше время, и нас с вами, оголяет нас, доносит каждой написанной строчкой чистую правду, в которой мы иногда признаёмся если не публично, то хотя бы наедине с собой…

Наталья Васильевна КОРНИЕНКО, член-корреспондент РАН, заведующая Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ им. А.М. Горького, руководитель группы Собрания сочинений Андрея Платонова, председатель Текстологической комиссии секции языка и литературы Отделения историко-филологических наук РАН.

Платонов современен, как современны наши классики. Он обжигающе современен, ибо своим творчеством многое объясняет не

Слайд 36ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ


Пусть вечно горит над нами
звезда по

имени…
ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВПусть вечно горит над нами звезда по имени…

Слайд 37ЛИТЕРАТУРА
Платонов А. П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече

Уроки мысли и

чувства. Часть 3. Воронеж , 1995

Платонов А. П. Избранное: Для учащихся ст. классов сред. Шк./Сост., авт. предисл., коммент. Н. Г. Полтавцева .- М.: Просвещение, 1989.

Акаткин В. Прощание с утопией. Воронеж, Центр.-Черноз. Книж. Изд., 1991
ЛИТЕРАТУРАПлатонов А. П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: ВечеУроки мысли и чувства. Часть 3. Воронеж , 1995Платонов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть