Слайд 1
Готовимся к экзаменационному сочинению по литературе
2016-2017 учебный год
Слайд 2
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и № 2 являются основными.
-Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5)
-При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
-Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
-Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Слайд 3Критерий № 1
«Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания
сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 4Критерий № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на
проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 5Критерий № 3
«Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на
проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 6Критерий № 4
«Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку
речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 7Критерий №5
«Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится,
если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 8Направление «Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как
двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Произведения: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.П.Чехов «О любви», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»,.
Слайд 9
"Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или
чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания."
Слайд 10
"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния,
осязания, вкуса. || Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни»
Можно попроще: "Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием."
Слайд 11Для тезисов можно использовать мысли великих людей:
"Разум есть способность создавать принципы."
(И. Кант).
"Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер)
"Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак)
"Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." М. Пришвин
"Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой." В.Г.Белинский
Слайд 12В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть
верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Произведения: А.С.Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Про купца Калашникова», Л.Н.Толстой «Война и мир», произведения о войне, В.Распутин «Живи и помни», В. Кондратьев «Сашка», В.Быков «Сотников»
«Честь и бесчестие»
Слайд 13А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Проблемный вопрос: Нужно ли беречь честь смолоду?
Учебный вопрос: Что на сегодняшний
день означает понятие честь?
Учебный вопрос: Как понимают честь герои произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка"?
Учебный вопрос: Что повлияло на формироване духовного мира Петра Гринева?
Слайд 14М.Ю.Лермонтов «Герой нашего врремени»
Проблемный вопрос: Что такое дуэль: убийство или защита чести?
Учебный
вопрос: Что на сегодняшний день означает понятие честь?
Учебный вопрос: Как понимают честь герои произведения М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"?
Учебный вопрос: Честно или бесчестно ведет себя Печорин? Докажи.
Слайд 15Л.Н.Толстой «Война и мир»
Проблемный вопрос: Честь - врожденное или приобретенное качество?
Учебный вопрос: Что
на сегодняшний день означает понятие честь?
Учебный вопрос: Как понимают честь герои романа Л.Н.Толстого "Война и мир"?
Учебный вопрос: Изменилось ли содержание понятия честь в наше время?
Слайд 16
Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение.
Что на сегодняшний день означает понятие чести?
2) Честь -
врожденное или приобретенное качество?
3) Как понимают честь герои произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка"?
4) Как понимают честь герои произведения М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"?
5)Нужно ли беречь честь смолоду?
Слайд 17 «Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять
о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 18Произведения:
Психологический аспект:
А.Островский «Гроза»,
И.А.Гончаров
Тургенев «Отцы и дети»,
А.П.Чехов «Ионыч», «О
любви»,«Крыжовник»,
М.Шолохов «Судьба человека», «Обломов».
Тезис: можно ли победить себя?
Слайд 19
Нравственно-философский аспект:
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.С.Пушкин «Евгений Онегин»,
Ф.Достоевский «Преступление
и наказание»
Социально-исторический аспект: Л.Н.Толстой «Война и мир».
Слайд 20В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта
отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Произведения: Л.Н.Толстой «Война и мир», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», И.Бунин «Господин из Сан-Франциско», А.Твардовский «Телеграмма».
«Опыт и ошибки».
Слайд 21«Дружба и вражда»
Направление нацеливает на
рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Произведения: Л.Н.Толстой «Война и мир», М.Лермонтов «Герой нашего времени». А.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир», И.А.Гончаров «Обломов»,
Слайд 22Структура сочинения:
Вступление
Главная часть (самая большая по объёму)
Заключение
Вступление и заключение должны быть
близки по объёму и органично связаны с основным содержанием сочинения.
Слайд 23О чём писать во вступлении:
Общие сведения об авторе, его месте и
значении в русской и мировой литературе.
Анализ центрального понятия темы.
Поставить проблемный вопрос по теме и входе сочинения искать ответ на него.
Создание определённого эмоционального настроя, увязывающего тему сочинения с вашими личными впечатлениями. Какое влияние оказал писатель, его личность и творчество, что заставило полюбить данное произведение, задуматься над его проблематикой, что нового открыл для вас его автор.
Использовать цитату, связанную с ключевым понятием темы.
Слайд 24Главная часть
раскрывает тему сочинения; в ней ученик выдвигает тезис (ы) и
ходом всей работы доказывает его или отвечает на вопрос, содержащийся в теме;
здесь нужно показать знание текстов произведений с помощью цитирования или пересказа; продемонстрировать умение анализировать и комментировать прочитанное;
необходимо использовать литературоведческие термины;
высказать своё мнение по проблеме, содержащейся в теме;
аргументируя своё мнение, обращаться к фактам истории и культуры;
Слайд 25О чём писать в заключении:
В этой части следует подвести итог всей
работе; логично завершить размышления над темой сочинения, сделав выводы. Это можно сделать несколькими способами:
Связать с современностью.
Поставить риторический вопрос.
Призвать к чему-либо.
Использовать цитату, которая наиболее полно выразит ваши мысли и чувства, вызванные размышлениями над темой сочинения.
Слайд 26Общие рекомендации:
Объём сочинения: 350– 400 слов;
Между частями сочинения и внутри них
не должно быть нарушений последовательности изложения мыслей и необоснованных повторов;
Следует стараться не допускать фактических и речевых ошибок;
Приветствуется, если сочинение отличается самостоятельностью суждений, творческим, нестандартным подходом, оригинальностью изложения мыслей.