Слайд 1Презентация
Теоретические и методические основы обучения младших школьников выразительному чтению
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русского языка
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3
«… выразительно чтение –
это… первая и основная форма конкретного,
наглядного обучения литературе…».
Ученый-педагог
М.А.Рыбникова
Слайд 4
Понятие выразительного чтения и техники речи
Выразительное чтение – возможность
- проникнуть
в самую суть произведения,
- учиться понимать внутренний мир героев.
Слайд 5
Выразительное чтение
- углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее
красоты и музыкальности,
- служит образцом для учащихся.
Слайд 6Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл
читаемого.
Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения.
Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы.
Слайд 7
Признаки выразительного чтения:
умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
умение
соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Слайд 8
Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению.
Выразительным называется такое громкое
чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.
Слайд 9
Прочитать текст выразительно, значит:
- раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в
нем;
- показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
- передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Слайд 10Основа выразительного чтения - стремление наиболее ясно выразить свое понимание к
прочитанному.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения.
Слайд 11В процессе повторного громкого чтения используется всякая возможность для постепенной подготовки
к выразительному чтению:
- правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды;
- обратить их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскивая в них логически и эмоционально важно слово;
- требовать соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания;
- помочь учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.
Слайд 12Для выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной :
- Соблюдение
знаков препинания.
- Паузы логические и психологические.
- Ударение.
- Темп и ритм чтения.
- Интонация.
Слайд 17Надо приучиться к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной
или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения.
Слайд 18 При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак
интонации с содержанием предложения.
Слайд 21
Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной
знак:
надо осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.
Слайд 25Постепенно вырабатываются типичные интонации и при других знаках препинания:
запятая при
однородных сказуемых,
- тире в бессоюзном предложении,
- двоеточие перед перечислением ...
Слайд 27
Необходимо знать, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона.
Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия.
Слайд 312. Паузы логические и психологические.
Слайд 32Логические паузы не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных
слов и частей предложения.
Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его.
Слайд 34
Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову.
Использование паузы
также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.
Слайд 38
Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой,
резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки.
Слайд 41
Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха.
Соблюдение их не допускает понижения
голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленное» чтение.
Слайд 43Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и
паузы между стихами не должна ее искажать.
Слайд 473. Ударение.
В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется
большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса.
Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово.
Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением.
Слайд 52
Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением
тона.
Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.
Слайд 58
Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле
слов и правильному выдыханию при их произношении.
Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи.
Слайд 62Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова.
Если
глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение.
Слайд 65
Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом.
При сопоставлении
действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.
Слайд 68
Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением.
На него
иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного.
Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса.
Слайд 70Яркие, выразительные средства
(метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях,
чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.
Слайд 744. Темп и ритм чтения.
Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также
влияет на выразительность.
Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его тему устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается.
Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
Слайд 79Изменение темпа
является хорошим приемом
характерной окраски речи при чтении диалога.
Слайд 80
Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений.
Равномерность дыхательных циклов определяет
собой и ритмическое чтение.
Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов.
Слайд 83При выборе ритма в каждом отдельном случае надо идти от содержания
произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.
Слайд 86Интонация.
В определение интонации
( по О.В. Кубасовой) в
ключено использование всех средств
выразительности:
ударений, пауз, темпа и ритма,
которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски,
определяемой содержанием текста или предложения.
Слайд 91
Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам:
одобрение,
презрение и другие эмоции и оценки.
Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса.
Слайд 95Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение).
Слайд 97Интонация понижается в конце повествовательного предложения,
повышается на смысловом центре вопроса,
поднимается вверх
и
затем резко падает на месте знака тире, -ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными,
а также ровно снижается при обратном их соотношении.
Слайд 100Огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая
и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему.
Слайд 131
Чтение с обозначенными логическими ударениями
и паузами внутри предложений и между
предложениями.
Осень
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.|
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу. | |
С холоду щёки горят,|
Любо в лесу мне бежать,|
Слышать, как сучья трещат, |
Листья ногой загребать!| |
Нетмне здесь прежних утех!|
Лес с себя тайну совлёк; |
Сорван последний орех, |
Свянул последний цветок. | |
Мох не приподнят, | не взрыт
Грудой кудрявых груздей; | |
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей. | |
Долго на листьях лежит
Ночимороз,| и сквозь лес|
Холодно как - то глядит|
Ясность прозрачных небес.
А.Н.Майков
Слайд 133
Чтение с обозначенными логическими ударениями и паузами внутри предложений и между
предложениями.
* * *
Ласточки пропали, |
А вчера зарей
Все грачи летали |
Да, как сеть, мелькали
Вон над тойгорой. | |
С вечера все спится, |
На дворе темно. | |
Лист сухой валится, |
Ночью ветер злится
И стучит в окно.
А.А. Фет