Слайд 1Современный урок с использованием проблемного метода обучения
Слайд 2Предпосылки цели УД
1.Нужда Дискомфорт
2.Потребность (внутреннее состояние)- понимание чего не
хватает
3.Мотив (внутреннее состояние)– осознанная потребность + понимание способов ее удовлетворения
4. Цель
Задание: Приведите примеры, как, используя предпосылки цели УД, сформировать положительную мотивацию к непопулярному виду учебной работы.
Слайд 3Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс
это осознанный,
запланированный результат деятельности
Цель должна содержать указание на:
общее действие
установление качества результата
объект действия
установление количества результата
установление времени выполнения
установление средства достижения результата
Слайд 4Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс
это осознанный,
запланированный результат деятельности
Цель должна содержать указание на:
общее действие (Обеспечить …)
установление качества результата (общее представление, понятие, первичное умение, умение применять в знакомой, новой ситуации…)
объект действия (УУД, структурный компонент УУД ….)
установление количества результата
установление времени выполнения ( 1 урок)
установление средства достижения результата (через совместную деятельность, самостоятельную работу с разными источниками информации, проектную деятельность, постановку и решение учебной проблемы….)
Слайд 5Итак, триединая цель урока должна отвечать следующим требованиям:
1.Конкретные (понятно, какой минимум
содержания должен быть усвоено до конца урока).
2.Диагностичные (можно измерить достижение цели в конце урока).
3. Отражают специфику ООП ( три цели: образовательная – предметный результат, развивающая – метапредметный результат, воспитательная – личностный результат).
4. Неформальные (подкреплена содержанием урока – есть вопросы и задания для ее реализации).
5.Корректно сформулированы (см. вышестоящий слайд) .
Слайд 6Теория проблемного обучения
Работы
М. И. Махмутова , А.М. Матюшкина, И.Я.
Лернера, Е.А. Мельниковой
Слайд 7Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов 1)научного познания, системы
знаний, но и самого 2) пути, процесса получения этих результатов, формирование 3)познавательной самостоятельности ученика и развитие его 4)творческих способностей.
Слайд 8Главный психологический смысл постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся
мотивации к усвоению новых знаний.
Слайд 9Проблемная ситуация – это спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика,
когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи недостаточно имеющихся у него предметных знаний и умений.
В основе проблемной ситуации лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без усвоения нового материала.
При этом учитель побуждает ученика словесно выразить или охарактеризовать то знание или способ, которые ему необходимы.
Столкновение с противоречием вызывает или эмоциональное переживание (удивление) или затруднение.
Слайд 10Уровни проблемного обучения
1. Проблемное изложение материала (НИМ)
Индуктивное, вопросно-ответное изложение
2.
Учитель создает проблемную ситуацию (УСПС)
Учитель и учащиеся совместно разрешают проблемную ситуацию
Проблемный диалог
3. Учитель создает проблемную ситуацию (УСПС)
Учащиеся самостоятельно разрешают проблему (частично-поисковый подход)
4. Учащиеся по материалу учителя сами осознают проблемную ситуацию
самостоятельно разрешают проблему (поисковый подход)
Слайд 11Приемы создания проблемной ситуации
Проблемная ситуация с «удивлением». Подводящий к проблеме диалог:
1.Одновременно
предъявить противоречивые факты, теории или взаимоисключающие точки зрения;
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
3.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;
4. Предложить выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий;
6. Побудить учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
Проблемная ситуация с «затруднением». Выполнение практического задания.
В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
1.Дать практическое задание, сходное с предыдущими.
Слайд 12Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации)
I этап -
постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, удивления или затруднения.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
Слайд 13III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.
Совместно с учителем
или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.
Слайд 14Урок
Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный),
а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Слайд 15V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап -
отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.