Слайд 1ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Усмани
Хорошилова Н.К.
2017г.
Слайд 2Задачей школы является формирование гармонически развитой личности
Важнейший показатель
всесторонне и гармонично
развитой личности –
наличие высокого уровня мыслительных способностей
Развивающее обучение –
учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления,
специальными педагогическими средствами ведет
целенаправленную работу по формированию
мыслительных способностей своих учеников
в процессе изучения ими основ наук
Такое обучение и является проблемным
Слайд 3
История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода,
многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер.
Исследования в этой области ведутся сейчас и другими
представителями педагогической науки
Из истории метода
Слайд 4Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание
под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Слайд 5Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять
уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности
Слайд 6 Дидактические цели проблемного
обучения:
1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
2) поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
3) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;
4) помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения
Слайд 7 Сравнительная характеристика
проблемного и традиционного
обучения
Традиционное
Проблемное
1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу.
1. новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.
2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.
2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.
3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.
3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.
5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Слайд 8Выводы при сравнении методов:
В основе организации объяснительно-иллюстративного
обучения лежит принцип передачи слушателям готовых
выводов науки учащимся. В основе организации процесса
проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-
познавательной деятельности ученика (основанной на
закономерности проблемности усвоения знаний), то есть
открытия или выводов науки, способов действия,
«изобретения» новых предметов или способов приложения
знаний к практике и «художественного отображения
действительности»
Слайд 9Особенности проблемного обучения
1. Это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по
самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.
2. Проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формулирует систему прочных и глубоких убеждений.
3. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.
4. Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.
Слайд 10Виды проблемного обучения
Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то
есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, и т.д.
Слайд 11 Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через
различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.
Слайд 12
Цель современного образования :
формирование у учащихся ключевых (базовых)компетенций :
-информационной,
-коммуникационной,
-коммуникативной
В
методике преподавания русского языка выделяется 4 компетенции:
-языковая
-коммуникативная
-лингвистическая
-культурологическая
В методике преподавания литературы 4 компетенции:
-читательская
-речевая
-общекультурная
-ценностно-мировоззренческая
Слайд 13Структурные компоненты урока по ФГОС
1.Организационный момент.
2.Создание проблемной ситуации.
Например, 9 класс литература : умён ли Чацкий? Из ситуации возникают вопросы,
на основании выявленных несоответствий ставятся тема и цели урока самими
учащимися.
3.Целеполагание.
4.Открытие детьми нового знания.
Цель этого этапа: усвоить способы деятельности: задания, вопросы, алгоритм, таблицы,
учебный диалог, работа в парах, группах.
5.Осмысление. Новые алгоритмы действия учащиеся выражают своими словами,
только потом работа с учебником.
6.Первичное закрепление . Обязательна здесь интеграция новых полученных знаний с ранее полученными.
7.Этап контроля и самоконтроля.
8.Итог урока
9.Домашнее задание. Должно быть дифференцировано
10. Рефлексия
Слайд 14Структура проблемного урока
Целеполагание
Создание проблемной ситуации
Анализ проблемной ситуации
Поиск способов решения
Решение проблемной ситуации
Применение
знаний и рефлексия
Итоговый контроль
Слайд 15Методические приемы создания проблемных ситуаций:
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает
им самим найти способ его разрешения
Сталкивает противоречия практической деятельности
Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций( например, литературного героя, юриста, критика, педагога, современника )
Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
Ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
Определяет проблемные теоретические и практические задания ( например, исследовательские)
Ставит проблемные задачи ( например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения)
Слайд 16 Правила создания проблемных
ситуаций
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса. практические здания.
Слайд 17
Плюсы проблемного обучения :
Для основной части учащихся характерно положительное отношение
к предмету
У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи
На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке
Ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;
Отмечается повышение качества знаний учащихся при 100% успеваемости
Развиваются творческие способности.
Слайд 18Требования к проблемной ситуации:
1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если
до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.
3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
Слайд 19Учебная проблема существует в двух основных формах:
Как тема урока.
Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Приемы проблемного изложения знаний
происходят на трех этапах уроков:
Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
«Открытие» детьми нового знания
Слайд 20 Проблемное обучение – фактор интеллектуального развития школьников