Слайд 1Презентация
Проблема выразительности
как основная часть культуры речи
Часть I
Навык чтения (критерии).
Сущностная характеристика
процесса обучения выразительному чтению.
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русского языка
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества (критерия):
правильность, беглость.
сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющее на смысл читаемого.
Слайд 4
Беглость - это скорость чтения, обуславливающее понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством
печатных знаков. прочитанных за единицу времени (обычно количество слов в минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Слайд 5
Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст
- это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - «найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация».
Слайд 6
Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых -
ударение, темп и ритм, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом».
Становление навыка чтения - процесс очень не простой и длительный.
Слайд 7Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению.
Основной принцип выразительного чтения - проникновение
в идейный и художественный смысл читаемого.
Содержание произведения точно определит и способы, какими следует пользоваться при передаче его детям.
Слайд 8
М. Горький писал: «Говорить детям исходным языком проповеди -- это значит
вызвать в них скуку и внутреннее отталкивание от самой темы проповеди, - как это утверждается опытом семьи, школы и «детской» литературы
дореволюционного времени » .
Интеллигентный человек должен красиво и выразительно говорить, строить свою речь грамотно.
Слайд 9Средства речевой выразительности
Слайд 10В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой
выразительности: интонации,
логическому ударению,
паузе, темпу,
силе и высоте голоса.
Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Слайд 14Значение интонации в выразительной речи очень велико.
«Никакая живая речь без
интонации невозможна», - говорят психологи.
«Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», - утверждают мастера художественного слова.
Слайд 17Она фонетически
организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы),
-выражает смысловые отношения между частями предложения,
придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания,
- выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи.
Слайд 21Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:
- сила, определяющая динамику речи и
выражаемая в ударениях;
- направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукамразной высоты;
- скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);
- тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).
Слайд 22Ударение
Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы.
Синтагмой
может быть одно слово или группа слов.
От паузы до паузы слова произносятся слитно.
Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.
Слайд 29
Группа слов,
представляющая синтагму,
имеет ударение на одном из слов, большей
частью на последнем.
Одно из слов в группе выделяется:
на него падает фразовое ударение.
Слайд 37Практически это достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения
слова, паузой после него.
От фразового надо отличать логическое ударение
(иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение).
Слайд 41
Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой
выдыхания,
оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова.
Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением».
В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.
Слайд 42Логическое ударение очень важно в устной речи.
Называя его козырем выразительной
речи, К.С.Станиславский говорил:
«Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»
Слайд 44
Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть
тоже неверным.
Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части.
В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.
Слайд 46Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логическое
ударение.
Эти правила изложены в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова»:
1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.
Слайд 47
4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное,
взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.
6. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ударения.
7. При обучении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.
Слайд 48
Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя.
Всегда следует учитывать
содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.
Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.
Слайд 49Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка - это результат разделения
слов при произношении.
«Разделение есть первый шаг к распространению ударения на о, что ударения не требует: это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше не важного, потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем – понять нельзя, ибо когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее».
Слайд 53
Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты.
Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения.
Слайд 56
Членение речи обозначается паузами.
Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков,
но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их.
Это логическая пауза.
Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого.
Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово.
Пауза членит фразу на звенья.
Слова в пределах текста произносятся слитно.
Слайд 58
При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается
основная мысль.
Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.
Слайд 61В предложении:
Ячмень сеют, I когда молодой скворец I головку в окошке
показывает
паузы разной длительности.
Самая длительная пауза - в конце предложения перед следующим предложением,
пауза короче - после слова сеют,
на стыке главного и придаточного,
очень короткая - после слова скворец.
Пауза членит фразу на звенья.
Слова в пределах такта произносятся слитно.
Слайд 62При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается
основная мысль.
С. Волконский приводит пример, когда неверная постановка паузы нарушает смысл предложения: «И кудри черные до плеч. Остановимся после черные,- совершенно понятно: кудри до плеч ... Теперь остановимся после кудри,- бессмыслица: черные до плеч (а ниже плеч другого цвета?)».
Известен также пример предложения, в котором от перенесения паузы меняется основной смысл утверждения:
Они кормили его I мясом своих собак. Они кормили его мясом I своих собак.
Слайд 63Иногда место логической паузы определяется знаками препинания:
Хотя услуга нам I при
нужде дорога,I Но за нее не всяк умеет взяться. II (И. Крылов.)
Не дай бог с дураком связаться!II Услужливый дурак I опаснее врага.II (И. Крылов.)
Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.
Прочтём:
1. Синий, синий,I ходит он плавным разливом I и середь ночи, как середь дня, I виден за столько вдаль, I за сколько видеть может человечье oкo.II
2. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, I дает он по себе серебряную струю; I и она вспыхивает, словно полоса дамасской сабли; I а он, I синий, Iснова заснул.
(Н. Гоголь.)
Слайд 64
В первом предложении пауза выделяет обособленное определение, отделяет однородные сказуемые и
концовку - придаточное.
Во втором пауза отделяет деепричастный оборот, является предупреждением о перечислении действий, противопоставлении их.
Пауза наполняется соответствующим содержанием.
Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность.
Иногда логическая пауза переходит в психологическую.
Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности.
Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую»
Слайд 65
Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность.
Иногда логическая пауза переходит
в психологическую.
Логической паузе «отведено более или менее определяемое, очень небольшое время длительности.
Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».
Слайд 66Психологическая пауза
Вот одна из заключительных сцен «Тамани», где
М. Лермонтов
описывает борьбу русского офицера, случайно попавшего «в мирный круг честных контрабандистов», с девушкой-контрабандисткой.
- Ты видел,- отвечала она:- ты донесешь ! - и сверхъестественным усилием повалила меня на борт; мы оба по пояс свесились из лодки; ее волосы касались воды; минута была решительная. Я уперся коленкою во дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, II и я мгновенно бросил ее в волны. Было уже довольно темно; голова её мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал.
Слайд 67
При чтении этого отрывка первая психологическая пауза перед словами и я мгновенно
сбросил ее в волны - пауза ожидания исхода борьбы;
в то же время эта пауза - знак перелома;
быстро сменяющиеся действия, напряженность этих действий должны же привести к какому-то концу. Вот он, конец: я мгновенно сбросил ее в волны.
Что будет? Каково последствие этого действия? Верно, утонет? Таково содержание второй паузы. Эпизод закончен:
Голова ее (девушки) мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал.
Третья пауза наполняется ·тоже значительным содержанием:
гибель девушки случайна, бессмысленна.
Пауза в данном случае заставит слушателя осмыслить прочитанное, задуматься над ним.
Слайд 69
Психологическая пауза – остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка.
Она богата внутренним содержанием, активна, так как обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам.
Слайд 71
Константин Сергеевич Станиславский высоко ценил психологическую паузу, считая, что подлинное искусство
возникает тогда, когда актер, овладев начальной стадией искусства речи — логикой речи, научится раскрывать и выявлять подтекст через психологическую паузу.
Но Константин Сергеевич предостерегал против опасности, таящейся в злоупотреблении психологической паузой, той опасности, которая начинается с момента остановки продуктивного действия.
Слайд 74
Пауза отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда
даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, жизни воображения.
Слайд 75Значение ее характеризуется В.Аксеновым так:
«Психологическая пауза может возникнуть в начале
фразы – перед словами, внутри фразы - между словами, в конце фразы – после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношений к ним в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения. воздействие психологической паузы в последнем случае огромно».
Слайд 77
Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения.
Во выражению Станиславского,
«красноречивое молчание» и есть психологическая пауза.
Она является чрезвычайно важным оружием общения.
Все паузы умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь.
Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный.
«Пауза – важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей», - утверждал Аксенов В.
Слайд 78Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысления читаемого и произносимого
текста.
Именно между двумя паузами, следующими одна за другой выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.
С паузировкой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги и слова, то есть в ритмические части или группы.
Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие – плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее.
Слайд 79
Между потоками этих звуков имеются паузы – тоже раной длительности.
В
устной речи мы замечаем определенный темп и ритм.
«Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере».
Слайд 82
Так определяет К.С.Станиславский понятие темпа и ритма, необходимые для изучения устной
выразительной речи.
Эти понятия очень близки, а сами явления почти неразделимы в речи.
К.С.Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие «темпо - ритм».
Слайд 85
«Буквы, слоги и слова, - писал К. Станиславский, - это музыкальные
ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной».
Речь должна быть в одних случаях плавной, слитной, в других – быстрой, легкой, четкой, чеканной.
Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма.
Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего.
Слайд 87
На протяжении предложения или всего высказывания темпо - ритм меняется в
зависимости от смысла.
Если вы хотите привлечь внимание слушателя, вы произнесете фразу или ее част замедленно, подчеркнуто вводные же слова или предложения мысли, второстепенные, высказываемые между прочим, произнесете в среднем или даже быстром темпе.
Слайд 96
Существуют различные мелодические фигуры.
Окончание мысли и вместе с тем завершение
фразы требуют понижения голоса (нисходящая фигура).
Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса (восходящая фигура).
Слайд 97
В одном и том же предложении мелодия может идти сначала в
качестве восходящей, а затем – в качестве нисходящей, где-то в середине фразы будет перелом после кульминационного пункта. Возможна также монотонная мелодия фразы.
Слайд 99
Мелодика предложений, фраз, синтагм очень разнообразна. современный синтаксис русского языка сводит
мелодические рисунки синтагм к нескольким типам и в первую очередь различает мелодику конечных и неконечных синтагм.
Слайд 101
Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики. повествовательным предложениям
свойственно понижение тона в конце. вопросительные имеют специфическую мелодику.
В предложениях без вопросительных местоимений и наречий значение вопроса создается только мелодикой (резкое повышение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос).
Слайд 102
Мелодика неконечных синтагм более разнообразна и сводится к трем мелодическим типа:
Резкое
повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим слово и после него слова произносятся более низким тоном.
Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог слова.
Некоторые синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении. Конечная синтагма произносится на более низком тоне, обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики.
Слайд 103Следует учитывать и особенности содержания высказываемой мысли, а также особенности грамматической
структуры предложения, целого высказывания.
Специфическими мелодиками являются:
вопросительная, пояснительная,
перечислительная, предупредительная,
причинной связи, противительной связи,
разделительная, мелодика водности,
незаконченности и другие.
Слайд 104
При чтении художественного произведения мелодика
служит одним из ярких выразительных средств
звучащей речи:
она
воздействует на слушателя,
- облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону.
Нужно не только упражняться в использовании интонации, но и постоянно наблюдать за интонацией речи других, особенно мастеров художественного слова – артистов, чтецов, рассказчиков.
Слайд 105Тембр
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные
свойства.
Слайд 107
Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи
и органически связан с ней, обуславливает ее.
У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса.
По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.
Слайд 110Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы в зависимости
от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания.
Выразительность речи и сообщается этими отклонениями.
«Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса.
Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты, - снова прежде всего тембр об этом доведет это до сведения вашего собеседника».
Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего.
Слайд 112На основе изложенного выше можно сделать вывод, что
интонация – это
главный компонент в обучении выразительному чтению.
Слайд 127Работа над скороговорками.
Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции.
Не случайно известный
русский лингвист А.М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи».
Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся.
Методика работы над упражнением:
- тщательно вдуматься в смысл скороговорки;
- постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук;
- хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе.
Слайд 128
Отработка правильного дыхания.
А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет
на выдохе:
На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка …
Б) «Сдувание пушинки» с ладошки.
В) «Задувание свечи».
Слайд 129Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше
– ниже).
Наиболее известный в методической литературе прием – хоровое произнесение текста с указаниями учителя:
Тихо, словно бы во сне, Вполголоса
Закружился в тишине
Первый снег и зашептал: Тихо
- Как давно я не летал! Шепотом
(В.Ланцетти)
Можно предложить самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.
Слайд 130 Постановка логического ударения.
Задание:
Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.
Купила бабуся бусы
Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?
Слайд 131
Задание:
Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Наша
Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Слайд 132
Работа над интонационной выразительностью.
Произнесите фразу
Пришла!
в различной речевой ситуации:
1. Ваш
класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
2. Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
3. Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги.
4. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…
Слайд 133Работа над интонационной выразительностью.
Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного
действия.
Произнося фразу
«Миша умеет танцевать»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.
Слайд 134Работа со стихотворениями-картинами.
Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию
ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.
Луна на дереве висела,
Ей было весело висеть,
Она, как рыба, там блестела,
И было дерево как сеть!
Н. Глазков
Слайд 135Работа над паузами.
Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения
пауз в тексте:
короткая пауза (/) и длительная пауза (//).
Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.
Стихи // – не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//
Слайд 143
Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)
Завертелись карусели.
- - -(медленный темп)
А потом, потом, потом - - -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)
Карусель остановите. - - -(средний темп)
Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)
Слайд 144
Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы
было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.