Слайд 2 Мама… Сколько вызывает трепета в сердц.. любого человека, существа звуки этого маленького
слова! С детства мы видим милое, нежное лиц… самого дорогого и близкого человека. Оно покрыто румянц..м, глаза светятся добротой, лаской. Она всей душ..й любит и оберегает нас. Открыв глаза, маленький человеч..к тянется руч..нками к своей прекрасной волшебниц…. С ней уютно и тепло; ее легкий ш..пот успокаивает; она устраняет все ненужные ш..рохи; она кормит каш..й и с беспокойством глядит за парой неуверенных нож..к, спешащих по дорожке. Она терпелива, нежна, прекрасна и, главное, любима нами. Она – наше маленькое солнц.. во тьме; она – береж..к, куда прячутся корабли от буйных волн, она – наша жизнь, наше убежищ…, наше счастье. Она – ВСЕ.
Слайд 3Правописание гласных после шипящих и Ц
Слайд 4Цели урока:
повторить и систематизировать правила правописания гласных после шипящих и Ц
Ж
Ш Ч Щ
Слайд 5 В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч], [ш], [ж], [щ] были
мягкими.
Буквы я, ю, е, и, ь после шипящих обозначали их мягкость.
Со временем [ж] и [ш] отвердели, сохранили мягкость лишь [щ'] и [ч']. Для [ж] и [ш] указания на их твердость появляются в памятниках письменности с к. XIV в., а для [ц] - в XVI в.
Разнообразие написаний с буквами ж, ш, ч, щ в современном письме объясняется историческими причинами.
Слайд 6Буквы А, У, И после шипящих
ча – ща, чу – щу,
жи – ши
прищурить глаза
чудесный доктор
дощатая перегородка
мостовая из брусчатки
сменить шины
новые лыжи
Исключение:
брошюра
жюри
парашют
+
собственные имена иноязычного происхождения:
Жюль Верн
Шяуляй
Лонжюмо
Слайд 7Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по трём группам:
А, У, И
после шипящего
Площ…дка, ч…ть-ч…ть, ш…ло, прощ…й, щ…пальца, ж…раф, веснушч…тый, ж…знь, щ…риться, ч…йник, ч…ждый, крич…ть, ч…ткий, ш…ть, расш…рить.
Слайд 9О – Ё после шипящих в корне слова
Есть чередование
с Е
Нет
чередования
с Е
Шёпот – шептать
дешёвый – дешевизна
Жёлоб – желоба
Пшёнка – пшено
Жёрнов – жернова
Печёнка – печень
Начёс – начесать
Бечёвка – бечева
О
ё
крыжовник, трущоба, шорох, шоры, капюшон, чокаться, чопорный, Шолохов, Печора, Ижора
Слайд 10Одинаково звучащие слова, образованные от глагола жечь, пишутся по-разному:
в существительных
пишется О, в глаголах - Ё
Обратите внимание!
Слайд 11Буквы О – Ё
в суффиксах разных частей речи
В суффиксах существительных,
отыменных прилагательных, наречий:
под ударением – О, без ударения - Е
Слайд 12Буквы О – Ё
в суффиксах разных частей речи
В суффиксах
глаголов, отглагольных существительных ,
отглагольных прилагательных, страдательных причастий
пишется Ё
Слайд 13Буквы О – Ё
в суффиксах разных частей речи
Исключения:
1) учёба
2)
Ё в заимствованных словах с ударным суффиксом -ёр-:
дирижёр
ретушёр
стажёр
монтажёр
По аналогии
с ними
в русском
ухажёр
Слайд 14Буквы О – Ё
в окончаниях разных частей речи
В окончаниях
существительных и прилагательных
под ударением пишется О,
без ударения – Е,
в окончаниях глаголов - Ё
Слайд 15Вывод:
чтобы правильно написать о-ё после шипящих :
-поставить ударение
- определить часть
слова (морфему)
- определить часть речи
Слайд 16
Правописание О, Е после Ц
После ц в любой части
слова под ударением – О,
без ударения – Е (в русских словах),
Ë после Ц не пишется никогда.
цóколь,
пальтецó – зéркальце
отцóв – колóдцев
облицóвывать – облицевáть.
В словах иноязычного происхождения после ц может писаться о и в безударном слоге.
Исключения: цокотýха, скéрцо, гéрцог,
меццо-сопрано.
Слайд 17Соедините слово и его значение
палаццо
музыкальное
произведение
герцог дворец
скерцо дворянский титул
меццо-сопрано голос
Слайд 18Расширяем лексикон
анчОус
джОнка
корнишОн
крюшОн
шОвинизм
харчО
Слайд 19Ш…рстка, свинц…вый, свеж…го, пораж…н, крюч…к, отраж…нный, горяч…, трещ…тка, ситц…вый, ш…рты, стереж…т,
башмач…к, ж…рдочка, матч…м, дириж…р, пунц…вый, молодож…н, общ…, ш…рник, врач…м, каланч…й, ш…рох
Слайд 21Гласные о-е после ц
Почистить детское платьиц___, обняться с отц___м, виртуозный танц___р,
танц___вать в паре, гарц___вать в седле, продолжать ц___котать, держаться молодц___м, перц___вый пластырь, состязание борц___в, глянц___вая бумага.
Слайд 22Почистить детское платьице, обняться с отцом, виртуозный танцор, танцевать в паре,
гарцевать в седле, продолжать цокотать, держаться молодцом, перцовый пластырь, состязание борцов, глянцевая бумага.
Слайд 23Вставьте пропущенные буквы О или Ё.
В раннее весеннее утро, когда солнце
ещ.. не горяч.. и в воздухе свеж., ребята во главе со стаж..ром провели в старом саду борьбу с листож..ром на груш..вых и алыч..вых деревьях. В камыш..вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч..нка, из-под пиджака выглядывает холщ..вая рубаш..нка, на шее кумач..вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ..тки и трещ..тки, затем угощает всех спелым крыж..вником. А ребята предлагают ему ш..коладки.
Найдите и исправьте ошибки.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Самостоятельная работа
Слайд 24Вставьте пропущенные буквы О или Ё.
В раннее весеннее утро, когда солнце
ещё не горяч и в воздухе свеж , ребята во главе со стаж ром провели в старом саду борьбу с листож ром на груш вых и алыч вых деревьях. В камыш вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч нка, из-под пиджака выглядывает холщ вая рубаш нка, на шее кумач вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ тки и трещ тки, затем угощает всех спелым крыж вником. А ребята предлагают ему
ш коладки.
о
о
о
ё
е
о
о
о
о
о
о
ё
о
о
о
Слайд 25Найдите и исправьте ошибки.
Исходный текст.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Исправленный текст.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежонка и научил его танцевать. Подражая медвежонку, он выступает то в роли танцора, то дирижёра. Затем мы ставим вместо стола бочонок и садимся обедать. Из сумок достаём тушёнку, сгущёнку, пирожки с печёнкой, копчёности. Девчонки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчонок. Увлечённые обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Слайд 26Заполнить таблицу словами, перечисленными ниже
Корч_вка, орош_нный, дириж_р, долж_к, ож_г руки, ож_г
руку, нож_вка, княж_н, беч_вка, чащ_ба, выкорч_вывать, книж_нка, печ_нка, ретуш_р, туш_нка, холщ_вый, деш_вый, стаж_р, смеш_н, горяч_, ухаж_р, кипяч_ное, ш_пот, обж_ра, маж_рный, крыж_вник, сраж_н, ч_порный
Слайд 27Самостоятельная работа с текстом
Берёза милое русское дерево. Это (по)истине крестьянское дерево; в
нём есть всё и бабий деш_вый ситц_вый платок и побелё(н, нн)ая хата и русская печ_ и холщ_вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.
Всматр_ваясь в берёзовый лес, вслуш_ваясь в его ш_пот вспоминаешь мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяж_лую работу ...
А молодые берёзки тоненькие пряменькие с ш_лковыми косами как бы на ц_почках пр_поднявшиеся к весеннему куполу неба напоминают девичью красоту радуют глаз и душу.
Слайд 28Проверка
Берёза - милое русское дерево. Это поистине крестьянское дерево; в нём есть
всё: и бабий дешёвый ситцевый платок , и побелённая хата , и русская печь, и холщовая рубаха , и даже молоко, которое пьют на всей земле.
Всматриваясь в берёзовый лес, вслушиваясь в его шёпот, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжёлую работу...
А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, с шёлковыми косами, как бы на цыпочках приподнявшиеся к весеннему куполу неба, напоминают девичью красоту .
Слайд 29Итог урока
Сформулируйте правила написания гласных после шипящих и ц.
Сформулируйте алгоритм правильного
написания о-ё после шипящих.
Слайд 30Домашнее задание
Выполнить задание на карточке