Слайд 1Формулируем позицию автора
Практическое занятие
Слайд 2Что такое позиция автора?
Позиция автора – это вывод, к которому приходит
автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
ПРОБЛЕМА = ВОПРОС
ПОЗИЦИЯ АВТОРА = ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС
Слайд 3Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется :
Слайд 4Языковые средства, выражающие авторскую позицию
Слайд 5Как сформулировать позицию автора?
Постарайтесь ответить на вопросы:
Что хотел сказать своим читателям
автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
Слайд 6Как выявить позицию автора?
Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию
автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста.
И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.
Можно написать:
«Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»
Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»
Слайд 7 В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена
четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), в тексте могут быть языковые средства: оценочные и вводные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию.
В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.
Выявление позиции автора
Слайд 8Находим ответы на вопросы
1) Перечитать текст
2) Найти ответ автора на сформулированный
вопрос (проблему):
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?
Слайд 9Авторская позиция:
Проблема какая? Например: автор размышляет над проблемой воспитания;
в тексте поднимается проблема одиночества и т.п.
Формулировка в виде вопроса даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно (прочитав текст, я задумался над вопросом…)
Формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.
Слайд 10Способы выражения позиции автора
Чётко, прямо, непосредственно
В названии текста;
В отдельных предложениях текста;
Через
ряд аргументов
2. Через модальный план текста:
Риторические вопросы;
Лексические повторы;
Оценочную лексику;
Вводные слова и словосочетания
Слайд 11При толковании позиции автора
Употребляй слова-синонимы: автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий
мастер слова, выдающийся писатель(публицист), художник слова…
Используй цитаты.
!!! Позицию автора определяй только по проблеме, которую сам выбрал для комментария и по которой ты способен найти аргументы.
!!! Позиция автора считается не сформулированной
без слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д.
Слайд 12Как увидеть автора в текстах
разных стилей?
Публицистический стиль
Публицистика
отражает реальную жизнь, поэтому темы и проблемы касаются каждого из нас.
Художественный стиль
Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир. Проблемы касаются героев произведения, но автор призывает читателя тоже задуматься над ними
Слайд 13Публицистический стиль
Автор не может безразлично относиться к проблеме, поэтому выражает своё
отношение эмоционально.
Автор исследует и анализирует проблему и информирует о ней читателя,
страстно и открыто выражая свою точку зрения;
или
давая прямые оценки явлениям и событиям;
или
формируя общественное мнение силой собственного убеждения
Слайд 14Художественный стиль
Автор анализирует и исследует общие темы и проблемы на конкретных,
индивидуальных примерах.
Автор словами рисует образы, картины, поступки, действия, для того чтобы
Передать свои эмоции;
Вызвать ответные чувства и переживания.
3. Автор не даёт прямых оценок, а выражает их косвенно через пейзаж, портрет, интерьер, речь героя.
Слайд 18Задание 1. Продолжите рассуждения по тексту Н.Долининой, дополнив его определением авторской
позиции.
(1)Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2)Во всяком случае, я не знала. (3)Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4)И ещё: духовное богатство. (5)Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6)Внутренний мир - это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству - так я думала.
(7)И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8)Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9)Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образованной среде. (10)Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11)Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повёл меня на берег реки.
Слайд 19(12)Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он
меня сюда привёл? (13)Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман - из тумана вдруг послышались звуки. (14)Я не сразу поняла: это был рожок. (15)Древний пастушеский рожок - почти забытое искусство. (16)Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17)И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение - всё вокруг озарилось фантастическим светом. (18)Глаза мальчика заблестели. (19)Он смотрел и смотрел и слушал - не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далёкие звуки рожка - или вдохновенное лицо мальчика.
(20)Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растёт трава, или о Печорине, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской природе, я думала: это люди особенные, необыкновенные. (21)С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдёт в эту душу. (Н. Долинина)
Слайд 20Фрагмент сочинения:
От чего зависит богатство внутреннего мира человека? От возраста? От
образования? От умения постичь человеческую психологию? Именно над вопросом об истинном содержании понятия духовного богатства размышляет известный литературовед, исследователь русской классики Н.Долинина.
Эта нравственная проблема актуальна во все времена и будет оставаться такой, пока существует на земле жизнь. «Человек – целый мир», - сказал кто-то из великих. Чтобы постичь этот мир, не хватит и вечности.
Звучание этой проблемы в тексте Н.Долининой удивляет нас свежестью и новизной. Автор отталкивается от традиционного представления о духовности как интеллигентности, воспитанности, образованности и выводит свою формулу понятия богатого внутреннего мира на основании личного жизненного опыта.
Таким образом, по мнению автора, …
Слайд 21Вариант выполнения задания:
Таким образом, по мнению Н.Долининой, богатство души человека зависит
не от степени его образованности, не от количества прочитанных книг, объёма знаний по музыке и театральному искусству. Духовно богатым человеком, как считает автор, будет тот, кто исполнен доброты и терпимости, кто понимает и принимает душой красоту мира.
Слайд 22Задание 2. Определите авторскую позицию по проблеме: Может ли счастье
человека, смысл его жизни зависеть от того, кто его окружает, от того, в каком обществе он живёт?
(1)На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2)Наступила глухая полночь. (3)Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой.
- (4)Я виноват перед вами, - говорил офицер, - я сказал глупость. (5)Вы, кажется, на меня рассердились.
- (6)Нет, я не рассердилась. (7)Только я женщина несветская, я не привыкла к подобным любезностям. (8)Я знаю, вы смеётесь над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся... (9)И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного.
Слайд 23(10)Подумайте, - продолжала она, как будто говоря сама с собой, -
что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? (11)Муж её в отъезжем поле. (12)Он, может быть, человек хороший... (13)Да всё не то: скучно в деревне... и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. (14)Все жалеют об узнике в темнице; никто не пожалеет о женщине, с детства приговорённой к вечной ссылке, к вечному заточению. (15) А вам весело в Петербурге?
- (16)Весело, - сказал, вздохнув, офицер, - да, мне там очень весело, слишком весело... (17)Я человек светский. (18)Только что странно: я от излишества, вы от ... - мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. (19)Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. (20)Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной жизни. (21)Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. (22)В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.
- (23)Вы были влюблены? - спросила она едва внятно...
Слайд 24-(24)Ещё бы! (25)Да и как! (26)Да что в том толку... (27)В
свете идти на любовь - значит идти на верный обман. (28)Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (29)Потому, что за ней выглядывает тщеславие. (30)Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? (31)Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.
- (32)Неужели? - сказала она невольно. - (33)Да кто ж они могли быть?
- (34)Да мало ли их... (35)Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских женщин.
- (36)Так вы не верите в любовь?
- (37)Сохрани бог! (38)В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39)Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности.
(40)Он замолчал.
(По В.А.Соллогубу)
Слайд 25Вариант выполнения задания:
В.А.Соллогуб показывает офицера и женщину. Герой -
светский человек, по словам автора, «вечно ищущий недосягаемого», тот, кого мучит холод общественной жизни. Он разочарован во всём, даже не верит в любовь. Собеседница офицера, напротив, женщина несветская, но её терзает та же скука, то же разочарование в жизни, отсутствие простора для души и сердца. Это противопоставление героев обнажает и авторскую позицию. В.А.Соллогуб, безусловно, считает, что счастье человека, смысл и образ его жизни не зависят от того, в каком обществе он живёт.
Слайд 26Домашнее задание
Написать фрагмент сочинения по тексту (вступление, проблема, комментарий, авторская позиция)