Слайд 1Учитель русского языка и литературы
Лубий Елена Георгиевна
МБОУ «Полтавская школа»
Красногвардейского района
Республики Крым
ПУТЕШЕСТВИЕ
В СКАЗКУ
(к уроку литературы в 5 классе
по произведению А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Слайд 2Антоний Погорельский. Настоящее имя - Алексей Алексеевич Перовский. Сказку «Чёрная
курица , или Подземные жители» писатель создал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, воспитанию которого он уделял много внимания. Имя героя совпадает как с настоящим именем автора , так и с именем племянника. Публикация произведения была встречена положительными отзывами прессы.
Слайд 3Алёша впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Слайд 4По воскресеньям и праздникам он(Алеша) весь день оставался один, и тогда
единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки.
Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням, было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки...
Слайд 5 Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдохновения играть на
дворе, первое движение его было — подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор. …ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке …
Слайд 6Чернушка захлопала крыльями, взлетела к нему на кровать и сказала человеческим
голосом:
— Это я, Алеша! Ты не боишься меня, не правда ли?
Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, как будто днем.
Слайд 7— Иди за мною, — сказала она ему, и он смело
последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки.
Слайд 8Тут только Алеша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми
кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами: она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле нее сидела серая кошка и умывалась передними лапами. Проходя мимо нее, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки... Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать…
Слайд 9Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго
шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться.
Слайд 10Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала
была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. Чернушка шла вперед на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько-тихонько... В конце залы была большая дверь из светлой желтой меди.
Слайд 11 Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен
два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья... Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, — и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало — и он упал в обморок.
Слайд 12
Настало время ложиться спать, и Алеша с нетерпением разделся
и лег в постель. Не успел он взглянуть на соседнюю кровать, опять освещенную тихим лунным сиянием, как зашевелилась белая простыня — точно так, как накануне... Опять послышался ему голос, его зовущий: "Алеша, Алеша!" — и немного погодя вышла из-под кровати Чернушка и взлетела к нему на постель.
Слайд 13Алеша опять оделся и пошел за курицею. Опять вошли они в
покои старушек, но в этот раз он уже ни до чего не дотрагивался
На уборном столе перед зеркалом Алеша увидел две фарфоровые китайские куклы… Они кивали ему головою, но он помнил приказание Чернушки и прошел не останавливаясь, однако не мог утерпеть, чтоб мимоходом им не поклониться. Куколки тотчас соскочили со стола и побежали за ним, всё кивая головою.
Слайд 14Между тем как он с любопытством всё рассматривал, отворилась боковая дверь,
прежде им не замеченная, и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина , в нарядных разноцветных платьях. Вид их был важен: иные по одеянию казались военными, другие — гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы, наподобие испанских. Они не замечали Алеши, прохаживались чинно по комнатам и громко между собою говорили, но он не мог понять, что они говорили. Долго смотрел он на них молча …
Слайд 15Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе. Дорожки
усеяны были крупными разноцветными камышками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья.
Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного.
Слайд 16Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей,
которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.
Слайд 17...вошли конюхи, ведущие в поводах — палочки, у которых набалдашники были
резной работы и представляли лошадиные головы. Министр с большою ловкостью вскочил на свою лошадь; Алеше подвели палку гораздо более других.
Между тем затрубили в рога, и охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алеша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешеную палку свою...
Слайд 18Он начал говорить и проговорил все двадцать страниц без малейшей ошибки
и остановки. Учитель вне себя был от удивления, а Алеша гордо посматривал на своих товарищей.
От глаз учителя не скрылся гордый вид Алешин.
Слайд 19Алеша совершенно потерял голову... он забыл обещание, данное подземельному королю и
его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях...
Учитель не дал ему договорить...
— Как! — вскричал он с гневом. — Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня еще вздумали дурачить, рассказывая сказку о черной курице?.. Этого слишком уже много. Нет, дети! Вы видите сами, что его нельзя не наказать!
И бедного Алешу высекли!!
Слайд 20На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу
без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.
Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном.
Слайд 21Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным,
добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей…
Слайд 22
В презентации использованы иллюстрации Михаила Бычкова , петербургского художника, иллюстратора, дизайнера
, члена Союза художников России с 1982 года.
Оформил и проиллюстрировал более 100 книг.
Лауреат многочисленных отечественных конкурсов искусства книги. Сотрудничает с российскими и зарубежными издательствами.
Произведения Михаила Бычкова хранятся в российских и зарубежных собраниях.
Слайд 23Используемые источники :
http://www.bychkov-books.spb.ru/
https://ru.wikipedia.org