Слайд 1Оспанова Г.С.,
учитель русского языка,
школа-интернат общего типа, г.Щучинск
Подготовка к сочинению-описанию
внешности человека
Слайд 2Основное в таком описании — найти характерные особенности, главное во внешности
конкретной личности и суметь передать их словами. Это может быть связано с особенностями глаз, манер, походки описываемого лица, с особенностями его занятий и профессии, с определенным состоянием и особенностями характера — со всем тем, что проявляется во внешнем облике человека
Слайд 3Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание
к окружающим их людям, обогащает речь учащихся «портретной» лексикой и имеет большое значение для преподавания литературы. В процессе творческой деятельности ученики осознают, как через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему. Кроме того, работа над описанием внешности готовит учащихся к сочинениям на литературные темы .
Слайд 4По источнику можно выделить описание внешности человека
1) по памяти, на
основе жизненного опыта («Мой братишка, каким он был несколько лет назад», «Портрет друга, с которым я познакомился летом»),
2) по специальным наблюдениям («Малыш на спортивной площадке», «Моя сестренка играет в компьютерные игры»),
3) на основе прочитанного («Мальчики из «Бежина луга» И. С. Тургенева»),
4) по воображению («Портрет моего друга через 10 лет», «Моя сестренка стала взрослой...»).
Слайд 5Тренировочные упражнения,
активизирующие творческое мышление учеников.
Учащимся предлагается выполнить следующее задание:
«Представьте, что вы назначаете встречу с незнакомыми ребятами. Вам нужно описать себя так, чтобы они сразу вас узнали. Это описание должно быть кратким и точным! Какие характерные признаки своей внешности вы выберете для описания?» Затем задачу можно поменять-описать родителям внешность одноклассника, который придет за учебником.
Учащимся рекомендуется сделать письменное описание внешности любимого певца, актера, политика и т.д., используя слова из словарика определений
Слайд 6Каковы общие принципы работы над подготовкой к сочинению-описанию?
Во-первых, необходима последовательная
целенаправленная работа над языковыми средствами, которые используются в портретных зарисовках при описании глаз, улыбки, походки, одежды человека. В данном случае на уроках начинается работа по сбору материала для словарика определений, ее можно продолжить дома.
Слайд 7Глаза: Бархатные, гневные, лукавые, лучистые, задумчивые, живые, усталые, холодные, по цвету:
карие, голубые, серые, черные и т.д. Волосы: Волнистые, кудрявые, прямые, струящиеся, блестящие, буйные и т.д.
Губы: Алые, припухлые, яркие, бантиком, большие, узкие, упрямые. Лицо: Вдохновенное, волевое, грустное, доброе, испуганное, обиженное, открытое.
Брови: Сдвинутые, …
Голова: Массивная,…
Зубы: Белоснежные,…
Лоб: Благородный,…
Нос: Курносый,…
Характер: Дружелюбный, независимый, несгибаемый, сдержанный, цельный и т.д.
Душа: Доверчивая,…
Ум: Изобретательный, творческий, аналитический, …
Слайд 8Во-вторых, важно, на начальном этапе должны быть использованы образцы, в которых
четко выражена основная мысль (замысел) описания.
В-третьих, надо провести школьников через различные по сложности виды работы над описанием внешности.
Вначале дети опишут внешность сверстника, затем можно поставить задачу описать внешность человека, находящегося в определенном состоянии — в момент испуга, радости, удивления, в то время, когда он работает, спешит и т. п.
Главное, что требуется здесь — показать, как изменяется в этот момент внешность человека.
Далее ученикам предлагается описать внешность человека так, чтобы это описание раскрывало какие-либо черты его характера, при этом можно показать и то, что «лицо — зеркало души», и то, что «внешность обманчива». Последнее — важно, так как в этом возрасте дети зачастую прямолинейны, обычно по внешнему виду и нередко ошибочно судят о характере своих сверстников.
Слайд 9Предлагается найти в произведениях художественной литературы описание внешности одного из героев,
выписать и произвести анализ этого описания, имея в виду следующие вопросы:
Какова основная мысль описания, его замысел?
Что именно выделяется во внешности данного конкретного лица? ( Выясняются элементы описания внешности.)
Какие детали особенно подчеркивают основную мысль описания?
Какие языковые средства использованы автором с этой целью
Слайд 10Затем следует обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске)
О
ком я хочу рассказать и почему?
Особенности внешности этого человека.
Основные черты его характера.
Дела (поступки), в которых они раскрываются.
Что привлекает меня в этом человеке?
Вопросы для обсуждения плана сочинения:
Это какой вид плана? (простой)
Если перестроить этот план в сложный, какие части этого простого плана куда попадут?
(Первый пункт во вступление; второй, третий и четвертый – в основную часть; пятый – в заключение)
Слайд 11Можно предложить еще один вариант плана:
1.Характерные черты внешности моего знакомого(
фигура, лицо, волосы, глаза и т.д.)
2.Некоторые детали одежды, манера одеваться.
3.Главные черты характера, что отличает моего знакомого.
4.Поступки, в которых раскрываются особенности его характера.
5.Особенности его речи.
6. Мое отношение к этому человеку
Слайд 12Использованные источники:
docs.podelise.ru/docs/index-3803.html?page=2 Шихова Д.Г. http://festival.1september.ru/articles/518735/ Юдин И.И.
«Русский язык», учебник
для 7 класса, Э. Сулейменова и др., Алматы, «Атамура», 2003г
Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. М., «Просвещение»,1986