Слайд 1Подготовка
к ЕГЭ-2014
по русскому языку
Автор:
Анисимова Татьяна Александровна
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 х. Куликовского
муниципального образования Ленинградский район
Слайд 3А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
позвОним
завИдно
рвАла
бантЫ
Слайд 4А2. В каком предложении вместо слова ДЕЛЬНЫЙ нужно употребить ДЕЛОВИТЫЙ?
Старый чердак был буквально завален разными вещами, но ДЕЛЬНЫХ предметов будущие путешественники нашли совсем немного.
После непродолжительного раздумья бригадир выдвинул ДЕЛЬНОЕ предложение.
Вожатый ДЕЛЬНОЙ походкой направился в сторону оживлённо обсуждавших результаты конкурса ребят.
4. Нельзя было не согласиться с доводами Петра, его советы всем показались ДЕЛЬНЫМИ.
Слайд 5А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
поезжайте в город
двухстами
предметами
килограмм помидоров
серьёзнейшее замечание
Слайд 6А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Создавая роман-трилогию,
привлекались документально подтверждённые данные.
писатель использовал
подлинные документы эпохи.
были использованы подлинные документы эпохи.
документы эпохи подтверждали достоверность событий.
Слайд 7А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Вопреки
прогноза установилась ясная погода.
Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным разнообразием.
Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважен
В.М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.
Слайд 8Прочитайте текст и выполните задания
А6 – А11
Слайд 9А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть
ПЕРВЫМ в этом
тексте?
(1)... (2) Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3) Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4) Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5) Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6) ... Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями.
1. До сих пор о глубинных слоях Земли мы знаем меньше, чем о космосе, и шансов когда-либо проникнуть в подземный мир не так уж и много.
2. Нашу планету покрывает каменная оболочка — земная кора, которую М.В. Ломоносов образно называл «черепом Земли».
3. Учёные предполагают, что внешнее ядро Земли находится в жидком состоянии, а её внутреннее ядро представляет собой твёрдое тело.
4. Как космический объект Земля обладает различными физическими полями.
Слайд 10А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов)
должно быть на
месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?
(1) ... (2) Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3) Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4) Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5) Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6) ... Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями.
Кроме того,
Потому что
Во-первых,
Если
Слайд 11А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном
из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
(1) ... (2) Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3) Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4) Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5) Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6) ... Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями
имеют поле
мы замечаем
которое замечаем
указать
Слайд 12А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
(2) Нам прежде всего
заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности.
простое осложнённое
сложносочинённое
сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
бессоюзное сложное
Слайд 13
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАК (предложение 5).
(5) Разогретые
распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли
частица
союз
наречие
предлог
Слайд 14А11. Укажите значение слова АТМОСФЕРА в предложении 4.
(4) Есть у
Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры
1. окружающие условия, обстановка
2. единица измерения давления газов
3. безвоздушное пространство
4. воздушная оболочка, окружающая Землю
Слайд 15А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых пишется НН?
В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.
1, 3
1,2,3
3
2, 4
Слайд 16А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная
корня?
р_систый, разб_влять, д_ление
б_снословный, к_ридор, осв_щать
г_лосование, п_норама, разб_раться
д_лголетие, п_йзаж, рассм_треть
Слайд 17А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и
та же буква?
дез_нфекция, под_тожить, небез_звестный
пре_писание, по_клеить, о_давать
и_черпать, ра_пределить, бе_цельный
пр_увеличивать, пр_школьный, пр_подавать
Слайд 18А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется
буква И?
раздел_шь, колебл_мый
бор_шься, выключ_вший
откус_шь, раскраш_нный
4. подкле_шь, слыш_мый
Слайд 19А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква
И?
А. причудл_вый
Б. оцен_вать
В. глянц_вый
Г. ослаб_вать
А, Б, Г
А, Б, В
В, Г
А, Б
Слайд 20А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1. Роман с
наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.
2. Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.
3. По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.
4. Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.
1
2
3
4
Слайд 21А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1. ЧТО(БЫ) прогноз погоды был точным, данные о состоянии атмосферы, океана и суши получают на метеорологических, аэрологических и радиолокационных станциях, а ТАК(ЖЕ) со спутников.
2. Осипу хотелось думать, что лёгкие облака плывут в ТАКИЕ(ЖЕ) счастливые земли, как и его любимый край, в который он вернулся (НА)КОНЕЦ после долгих скитаний.
3. Методы зондовой микроскопии позволяют не только видеть атомы и молекулы, но и воздействовать на них, (ПРИ)ЭТОМ объекты могут изучаться ДА(ЖЕ) в газах и жидкостях.
4. (В)ТЕЧЕНИЕ полёта шасси создаёт лишнее сопротивление, (ПО)ЭТОМУ все современные самолёты строят с убирающимся шасси.
Слайд 22А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Молодые великаны-сосны
устремлены в голубое небо ( ) и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Слайд 23А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
1, 4
1, 2, 3
1,3
4
Слайд 24А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложениях должны стоять запятые?
Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.
3, 4
1, 3
1, 2
1,3, 4
Слайд 25А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
не расставлены.)
С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.
С вниманием и любовью написаны художником и обстановка дома и одежда персонажей картины и каждый предмет
Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
Слайд 26А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В
середине XVIII столетия взоры русских художников обратились в прошлое: в России появилась и стала привлекать всё большее внимание мастеров историческая живопись.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Слайд 27А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.
1
1, 2
1, 3
2, 3
Слайд 28А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.
1, 2, 3
2, 3
1, 4
1, 3
Слайд 29А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным
определением, выраженным причастным оборотом?
Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудот, периферической нервной системы.
Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России
Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
4. Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелёгкой борьбе.
Слайд 30А27. Прочитайте текст
Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются
на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
Слайд 31Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают
в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.
Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.
Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие.
Когда дно повышается к берегу постепенно, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны, ударяясь о пологое дно, уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, плывут вперёд, оказываются на мели и погибают.
Слайд 33В1. Укажите способ образования слова ИЗРЕЧЕНИЕ (предложение 22)
суффиксальный
Слайд 34В2. Из предложений 3 – 5 выпишите все предлоги.
(3) А я
хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.
при, из, в
Слайд 35В3. определите тип подчинительной связи в словосочетании СНОВА ПИСАЛИ (предложение 15)
(15)
Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
примыкание
Слайд 36В4. Среди предложений 13 – 21 найдите сложное,
в состав которого
входит односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
(13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
(16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
— (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.
(19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.
(20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине.
19
Слайд 37В5. Среди предложений 18– 22 найдите предложение, в котором есть обособленное
распространённое определение. Напишите номер этого предложения.
— (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.
(19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.
(20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво».
21
Слайд 38В6. Среди предложений 11—16 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого сложного предложения.
(11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
(16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде».
15
Слайд 39В7. Среди предложений 10—15 найдите такое, которое связано с предыдущим при
помощи союза и двух личных местоимений. Напишите номер этого предложения.
(10) Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
14
Слайд 41(1) В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год
опубликована повесть Марины Голубицкой «Вот и вся любовь». (2) Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70-80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет).
(3) А я хорошо знала Елену Николаевну. (4) При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5) И она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.
(6) На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7) 3нала, да не знала! (8) В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем. (9) Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня!
(10) Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11) Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12) А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время — честный человек». (13) Как любила учительница своих учеников! (14) И они отплатили ей взаимностью! (15) Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали.
(16) Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17) Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».
— (18) Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.
(19) Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ.
(20) Но как она тосковала по этой России! (21) Перечитывала любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22) Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23) Её терпение было красиво.
(24) И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых, вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25) Как Гоголь. (26) Но это я так думаю. (27) Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце.
(28) Но остались ученики — много учеников. (29) И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30) И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтоб наговориться всласть. (По Н. Горлановой)
Слайд 42В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Цифры, вставленные на месте пропуска, последовательно запишите в ответ.
Создавая образ замечательного учителя, автор использует такие синтаксические средства, как ____ (в предложениях 15, 29) и ____ (например, предложения 13, 20), а также такой приём,
как ____ (в предложениях 17, 22). Искренность и глубина чувства, испытанного Н. Горлановой, когда она читала книгу о Елене Николаевне, показана с помощью такого тропа, как _____ (просветлённые, благодарные слезы в предложении 10).
Список терминов:
1. сравнительный оборот
2. термин
3. восклицательные предложения
4. цитирование
5. риторический вопрос
6. эпитет
7. парцелляция
8. ряды однородных членов
9. гипербола
8,3,4,6