Слайд 1Сложное
предложение
Синтаксис
и
пунктуация
9 класс, Автор: учитель русского
языка высшей квалификационной
категории Гайдар С.А.
Слайд 2Сложное предложение – это предложение, состоящее из нескольких простых, связанных между
собой союзами или союзными словами и интонацией.
[В самую эту минуту дверь отворилась], и [Марья Ивановна вошла с улыбкой на бледном лице].
Слайд 3Виды сложных предложений
Союзные: Бессоюзные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Слайд 4Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, в котором простые предложения связаны
сочинительными союзами и интонацией.
[Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит].
Сложносочинённые предложения
Слайд 5Значения сложносочинённых предложений
1. Последовательность, одновременность
Соединительные: и, да, ни-ни, и-и, не
только- но и, как – так и, тоже ,также.
[Начинало темнеть], и [на небе зажглись звезды].
[Солнце село], и [тусклые тучи висели над темной степью].
[Скромно вошла зима в
березовую рощу, улеглась],
и [сразу все вокруг
заискрилось и побелело].
Слайд 6Противительные: а, но, да, зато, однако.
[День по-прежнему был хорош], но
[воздух подернулся дымкой].
[Вдоль всего дома тянулась колоннада], а [к траве сбегала широкая лестница].
[Гроза была там, сзади них,
над лесом], а [тут сияло солнце].
2. Противопоставление
Слайд 73. Чередование
Разделительные: или, либо, то - то, не то - не
то, или - или.
То [скрипнет дверь], то [тихо откроется калитка], то [сгорбленная фигура плетется от дома по огородам].
Слайд 8Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении
Общий второстепенный член предложения:
Общее вводное слово:
Общее придаточное
предложение:
Общий сравнительный оборот
Два назывных предложения:
Два безличных предложения:
Два вопросительных или восклицательных предложения:
Слайд 9Общий сравнительный оборот
[А глаза у неё наивны] и [губы пухлы, как
у ребёнка].
Слайд 10Общий второстепенный член предложения
[За окном брезжил рассвет] и [кричали петухи].
[Изредка пропоёт
комар] да [ветерок качнёт вершину].
[Вскоре после восхода набежала туча] и [брызнул короткий дождь].
[Его интересовала музыка] и [увлекал спорт].
[К утру ветер внезапно затих] и [пошёл мелкий дождь].
Слайд 11Два безличных предложения
[Было сыро] и [пахло хвоей].
[Подпустить врага] и [огонь
дать по команде]!
[Как холодно], [росисто] и [как хорошо жить на свете]!
[С деревьев капало] и
[вокруг пахло листвой].
Слайд 12Два назывных предложения
[Мороз] и [солнце]…
[Прогулка в зимнем саду] и [катание
на санях].
Слайд 13Общее придаточное предложение
(Когда началась гроза), [игра прекратилась] и [дети побежали домой].
(Когда наступил вечер), [небо сплошь заволокло тучами] и [пошел дождь].
(Как только открыли двери), [послышалось нудное гудение комаров] и [они полетели в спальню].
(Едва солнце взошло), [туман начал рассеиваться] и [у воды стало холодно].
Слайд 14Общее вводное слово
[Словом, время уже истекло] и [пора было уходить].
[По
словам охотников, зверь в этих лесах вывелся] и [птица исчезла].
[Может быть, он устал] или [у него болит спина].
Слайд 15Два вопросительных или восклицательных предложения
[Вы придёте ко мне] или [я должен
зайти к вам]?
[Как он смешен] и [как глупы его выходки]!
[Зачем ты послан был] и [кто тебя послал]?
[Небо ли такое белое] или [солью выцвела вода]?
[Неужели вы это не знали] и [я вам сказал новость]?
[Где будет собрание] и [кто его председатель]?
[Как тихо вокруг] и
[как чисто звездное небо]!
Слайд 16Тире в сложносочинённом предложении
(Неожиданный результат)
[Ещё напор] – и [враг бежит].
[С колесницы
пал Дадон, охнул раз ]– и [умер он].
[Яркие кувшинки], [тихий плеск речной волны], [постоянное подрагивание поплавка] – и [для счастья больше ничего не надо].
[Будь любознателен] – и [многое тебе откроется]. [Будь мудр] – и [многих ошибок ты сумеешь избежать]. [Будь отважен] – и [ты победишь].
[Тут раздался легкий свист] – и [Дубровский умолк].
[Полчаса на отдых] – и [опять за работу]!
[Я спешу туда ж] – а [там уж весь город].
Слайд 17Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, в котором простые предложения связаны
подчинительными союзами, союзными словами и интонацией.
[Морозный воздух так обжигал],( что трудно было дышать).
Слайд 18Виды придаточных:
Придаточное сказуемное;
Придаточное подлежащное;
Придаточное определительное;
Придаточное дополнительное;
Придаточное обстоятельственное;
Слайд 19Придаточное подлежащное
Придаточное подлежащное отвечает на вопросы подлежащего( кто? что?).
(Кто весел), [тот
смеется].
(Кто много читает), [тот много знает].
Слайд 20Придаточное сказуемное отвечает на вопросы сказуемого.
(Каков Пахом), [такова и шапка на
нем].
(Каково лето), [таково и сено].
Придаточное сказуемное
Слайд 21Придаточное дополнительное отвечает на вопросы косвенных падежей.
[Владимир с ужасом увидел ]
,( что он заехал в незнакомый лес).
Придаточное дополнительное
Слайд 22Придаточное определительное
Придаточное определительное предложение отвечает на вопросы определения ( какой?)
[По
темному небу,(которое было усеяно тысячами звезд), вспыхивали едва уловимые зарницы].
Слайд 23Придаточные обстоятельственные:
Места;
Времени;
Образа действия, меры и степени;
Сравнения;
Уступки;
Следствия;
Цели;
Причины;
Условия
Слайд 24Придаточное обстоятельственное места
Придаточное обстоятельственное места отвечает на вопросы( где? куда? откуда?
)
[Цепи яблонь протянулись там],
(где были пустыри).
куда? места
[Стрельба отдалялась туда], (где свист пуль сотрясал болота.)
Слайд 25Придаточное обстоятельственное времени
Придаточное обстоятельственное времени отвечает на вопросы: когда? с каких
пор? ?
Когда? Время
[Я вернусь], (когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад).
(Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу), [то увидел далеко впереди трёх девочек].
Слайд 26Придаточное обстоятельственное сравнения
Придаточное обстоятельственное сравнения отвечает на вопрос как?
[Лес стоит
молча, неподвижно], (словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то).
Слайд 27
Придаточное обстоятельственное
Придаточное обстоятельственное образа действия, меры и степени отвечает на вопросы
( как? каким образом? до какой степени? )
как? каким образом?
[Снег сверкал ослепительно], (как всегда бывает в морозный день).
[Ученик всё сделал так], (как требовал мастер).
Слайд 28Придаточные обстоятельственные уступки
Придаточное обстоятельственное уступки отвечает на вопрос несмотря на что?
[Как
– то особенно свежо чувствую себя сегодня ], (хотя плохо ночь спала.)
(Несмотря на то что ударили сильные морозы) , [строительные работы продолжались].
Слайд 29Придаточное обстоятельственное следствия
Придаточное обстоятельственное следствия отвечает на вопрос что из этого
следует?
[Дождь лил как из ведра] ,( так что на крыльцо нельзя было выйти).
Слайд 30Придаточное обстоятельственное цели
Придаточные обстоятельственные цели отвечают на вопросы с какой целью?
зачем? для чего?
цели с какой целью?
(Чтобы посеять хлеб), [надо было корчевать тайгу].
[Я рассчитал время] ,( чтобы успеть на лекцию).
[Лукашкин встряхнулся], ( чтобы ноша удобнее легла на плечо).
Слайд 31Придаточное обстоятельственное причины
Придаточное обстоятельственное причины отвечает на вопросы почему? по какой
причине? Подчинительные союзы:потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что
почему? причины
[Мы не смогли продвинуться дальше], (потому что мешала преграда).
[Лес стоял тихий и молчаливый],
(потому что главные певцы улетели).
Слайд 32Придаточное обстоятельственное условия
Придаточное обстоятельственное условия отвечает на вопрос при каком условии?
условие при каком условии?
(Если июнь сух), [то к концу его травы сохнут]. [Любое живое дело можно загубить] , (если делать его равнодушными руками.)
Слайд 33Виды подчинения
Последовательное
Однородное
Параллельное
Комбинированное
Слайд 34Последовательное подчинение
Последовательное подчинение – это подчинение, при котором вопросы задаются последовательно:
от главного к придаточному, от придаточного к следующему придаточному.
[Была ночь], (когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ).
[ ], (когда), (где).
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то запятая между союзами ставится. Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – то или но.
[… глаг. ], ( что, ( если …), …).
[… глаг.], ( что ( если …), то…)
[Хорошо известно], (что (если спортсмен регулярно не тренируется), то хороших результатов не достигнет).
[ ], (что (если), то).
Слайд 35Однородное подчинение
Однородное подчинение – это подчинение, при котором придаточные зависят от
главного и отвечают на один и тот же вопрос.
[Я увидел], (как звезды стали туманиться и терять свою лучистость), (как легким вздохом пронеслась по земле прохлада).
[ ], (как), (как).
Если придаточные соединены сочинительными союзами, то знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и при однородных членах.
[Я люблю леса], (когда они весело шелестят
при летнем ветерке) и (когда они,
заснеженные, спокойно спят под холодным
светом луны).
[ ], (когда) и (когда).
Слайд 36Параллельное подчинение
Параллельное подчинение – это подчинение, при котором придаточные зависят от
главного и отвечают на разные вопросы.
(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц], (которых он выудил без меня).
(Когда), [ ], (которых).
Слайд 37Комбинированное подчинение
[В тишине отчетливо послышалось], (как простонал человек) и (как тяжело
захрустел наст под ногами медведя), (которого необычайный гул и треск выгнали из леса).
[ ], (как) и (как), (которого).
Слайд 38Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, в котором простые предложения
связаны интонацией.
[Погода утихла], [тучи расходились], [перед ним лежала равнина]
Бессоюзное сложное предложение
Слайд 39Значения бессоюзных сложных предложений:
1.Последовательность, одновременность (знаки препинания: запятая, точка с запятой)
[Жжет
солнце], [слепит пыль], [жужжат оводы и мухи].
[Поезд ушел], [его огни исчезли].
[Зеленели дубы и островерхие пихты]; [вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо].
Слайд 402. Противопоставление, время, условие
(знаки препинания: тире)
[Я за свечку] – [свечка
в печку].
[Лес рубят] – [щепки летят].
[Назвался груздем] – [полезай в кузов].
Слайд 413.Причина, пояснение, дополнение
(знаки препинания: двоеточие)
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за
плечо и толкает.
Успокойтесь: рана не опасная.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
Слайд 42Сложное предложение с различными видами связи
[Я не мог пропустить тигра]: [кустов
тут мало], а [трава ещё не поднялась]. [ ]: [ ], а [ ].
[Зверь слышал]: [по берегу кто-то идет], и [этот шум его насторожил]. [ ]: [ ], и [ ].
[Суровое прозвище это недаром дано мужику]: [он каждую зиму и лето уходит за зверем в тайгу, (где синим одеты туманом Сихотэ-Алиня верхи), (где с кедров зеленым кафтаном свисают тяжелые мхи), идет по лесам нелюдимым, шагает по чаще лесной, охотничьим греется дымом и спит на снегу под сосной].
[ ]: [, (где), (где),].
Слайд 43Знаки препинания в предложениях с различными видами связи
[Петька очень боялся идти
в воду], но [(когда вошёл), то не хотел вылезать из неё и делал вид], (что плавает).
[ ], но [(когда), то], (что).
[От тяжести дерево опускалось ниже], и[, (когда Ванин достиг середины), оно качнулось, выскользнув из-под ног].
[ ], и [, (когда),].
[Рыжов был человек хозяйственный], и[, (хотя на заводе его многие не терпели), в цехе его любили и уважали].
[ ], и[, (хотя), ].
[Мы бросили чугунное ядро наземь], и,[(когда стали прощаться с нашим учителем), он пообещал сводить нас в подземный ход], (который начинается около крепости).
[ ], и,[(когда),], (который).