Слайд 1Исследовательская работа на тему: « Слова-паразиты в речи учеников и учителей.»
Выполнила ученица школы МБОУ СОШ №34. 6 «Б» класса Галустьян Женя
Научный руководитель :учитель русского языка и литературы Сабанова АлетаВладимировна.
Слайд 2Содержание:
Введение:
Актуальность темы.
Цель.
Задачи.
Предмет исследования.
Объект исследования.
Методы и приёмы исследования.
Верификация существующих гипотез.
Новизна работы.
Практическая значимость.
Глава
1: Слова-паразиты в русском языке, «Кто они и их влияние на нас.» Сущность, причины возникновения, распространение.
Глава 2: Результаты данного исследования. Выводы. То, что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Заключение.
Слайд 3Введение.
Актуальность:
Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова.
Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. В современном обществе теряется чистота разговорной речи, все чаще недостаток лексического запаса компенсируют слова-паразиты, которые замещают пробелы между словами и чаще всего обозначают то, что человек мало читает или имеет скудный лексикон. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Как говорил испанский писатель и философ Герасен-и-Моралес: «Металл узнается по звону, а человек — по слову». Богатство словаря – признак высокого развития, как общества в целом, так и каждого отдельного человека. С этим явлением нужно бороться. Поэтому было принято решение исследовать, насколько засорена речь учеников и учителей МБОУ СОШ №34. Употребление слов-паразитов распространено в современном обществе, поэтому всестороннее рассмотрение данной проблемы и поиск путей ее решения делает эту проблему актуальной.
Слайд 4Цель исследования:
Целью изучения данной проблемы выступает: изучение слов-паразитов как явления в
русском языке. В частности слов паразитов ,употребляемых учителями и учениками школы МБОУ СОШ № 34. И причины их употребления или возникновения.
Слайд 5Задачи исследования:
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучение
и анализ дополнительной литературы по данной проблеме.
2.Выявление причин возникновения слов-паразитов в разговорной речи.
3.Выявление наиболее употребляемых слов-паразитов среди учителей и учеников школы путём проведения анкетирования.
4. Нахождение путей очищения речи от слов-паразитов.
Слайд 6Предмет и объект исследования:
Предмет исследования:
Предметом исследования выступает процесс распространение слов-паразитов в
современной русской разговорной речи учеников 6-ых классов и учителей школы МБОУСОШ № 34.
Объект исследования:
Объектом исследования выступают слова-паразиты, распространенные в русском разговорном языке, в частности в речи учеников 6-ых классов и учителей школы МБОУСОШ. № 34.
Слайд 7Методы и приёмы исследования:
В работе над поставленной проблемой были использованы следующие
методы исследования:
Определить, что такое слова-паразиты, изучить подобную литературу данной проблеме
Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов с помощью анкетирования и тестирования. ( 43 ученика, 7 учителей.)
Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты;
Выработать рекомендации по борьбе с
речевыми паразитами;
Слайд 8Верификация существующих гипотез:
Существует мнение, что большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты».
Мешают ли эти слова – паразиты людям или может помогают?Как говорится: "Свободой слова хотят воспользоваться, в первую очередь, слова-паразиты". Данная гипотеза будет проверена на верность в данной исследовательской работе.
Слайд 9Новизна работы:
Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска
появления новых слов и преобразование старых слов-паразитов (в уменьшительно-ласкательную или грубую форму) в речи и устранения уже имеющихся. Как говорил римский поэт Гораций: «Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся». Так слова со временем одно за другим сменяют себя или образуют новые.
Слайд 10Практическая значимость:
Практическая значимость данной выбранной темы заключается в том, что работа
над данной темой может стать основой для более углубленного рассмотрения данной проблемы. Данное исследование, возможно, проложит путь в дальнейшее многозначимое для русского языка углублённое исследование слов-паразитов и наиболее эффективных путей избавления от них. Как говорил детский писатель Паустовский: Нет таких звуков, красок, образов мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Слайд 11Глава 1: Слова-паразиты в русском языке, «Кто они и их влияние
на нас.» Сущность, причины возникновения, распространение.
Сущность:
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает и изнемогает.
Слайд 12Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами. Существуют так называемые звуки-паразиты: «паузы
хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз, возникающих при производстве спонтанной речи, продолжительными звуками («э-э…», «м-м…», «а-а…»), имеющее целью подобрать уместное слово, а также поисковые слова, часто выполняющие риторическую функцию.
Слайд 13Распространение слов-паразитов:
Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки
в речи.
Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но чаще всего это не так. Существует много людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты. Поэтому: от паразитов речи не застрахован никто – ни ботаник, ни механик.
Слайд 14Причины возникновения:
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов
в данном случае – тактическая.
Вторая: Если человек старается потянуть время.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.
Влияние Современных СМИ:
СМИ. не благотворно влияют на нашу устную речь, а наоборот распространяют. Газеты, книги, интернет всё это стало благоприятной почвой для распространения слов- паразитов!
Слайд 15От слов-паразитов русский язык теряет красочность и ясность, существует огромное давление
со стороны СМИ и от слов-паразитов не застрахован никто, с этим нужно бороться.
Слайд 16Глава 2:Результаты данного исследования. Выводы. То, что можно
Исследовать в
дальнейшем в этом направлении.
Результаты:
В ходе проведения данного исследования использовались такие методы, как анкетирование. Была составлена анкета для учеников, и устный опрос для учителей, в которых использовались данные вопросы:
Слайд 17Анкета:
Какое по Вашему мнению у Вас самое (ые) распространённое (ые)
слово (а)-паразит (ы)?
Почему Вы его (их) употребляете?
Часто ли Вы его (их) используете.
Мешают ли слова-паразиты людям или нет?
Слайд 18Результаты:
Было опрошено 43 ученика из 6-ых классов и 7 учителей.
В ходе анкетирования были получены следующие результаты:
Слайд 19Результат опроса среди учеников( 1 вопрос):
Слайд 20Результат опроса среди учеников ( 2 вопрос.):
Слайд 21Результат опроса среди учеников ( 3 вопрос):
Слайд 22Результат опроса среди учеников (4 вопрос) :
Слайд 23Результат опроса среди учителей ( 1 вопрос):
Слайд 24Результат опроса среди учителей ( 2 вопрос):
Слайд 25Результат опроса среди учителей ( 3 вопрос):
Слайд 26Результат опроса среди учителей ( 4 вопрос):
Слайд 27В ходе данного исследования были выявлены эти результаты. И можно заметить
следующее: при опросе среди учеников было выявлено то, что весомой части опрошенных слова паразиты не мешают, используют он их довольно часто и слов, пожалуй, у каждого из опрошенных было не менее четырёх, а это уже тревожный звоночек! И с этим не мало важно бороться.
Слайд 28Выводы:
В ходе данного исследования выявлены следующие выводы: Слова паразиты не несут
никакой информации, но, тем не менее, используются всеми. В данном исследовании были выполнены все поставленные задачи и цели. Я изучила слова паразиты, как лингвистическое явление, так же были изучены наиболее употребляемые слова-паразиты учеников и учителей МБОУСОШ №34. Так же были выявлены причины употребления слов-паразитов и их происхождения.
Слайд 29То, что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении:
В дальнейшем можно
исследовать эту тему более углубленно. Можно провести массовый опрос по всему городу среди горожан и узнать массовость этой проблемы в нашем городе. Найти способы избавления от слов-паразитов. Тогда возможно наш город станет гордиться тем, что все слова-паразиты действительно канули в лету.
Слайд 30Заключение:
Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесная
культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.
В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков МБОУСОШ №34 существует такая проблема, как употребление «слов-паразитов».