Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Самое счастливое время на свете – когда мы еще дети…
(трудное детство в жизни и творчестве А.П.Чехова)
Проект – эссе
Выполнила:
Зверева Екатерина,
обучающаяся 9 «А» класса
Руководитель:
Зотникова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Моршанск
2016
Слайд 2Проблема: кому адресовал А.П.Чехов рассказы о трудной жизни детей: взрослому
или ребёнку?
Объект исследования: биография А.П.Чехова и его «детские» рассказы
Предмет исследования: тема «трудного» детства в рассказах А.П. Чехова
Слайд 3
Цель работы:
исследование и анализ рассказов Чехова о детях,
и выявление позиции писателя по заявленной проблеме и причины появления этих рассказов
Задачи:
- познакомиться с биографией А.П.Чехова, особенно детально с его детством;
найти и изучить критическую литературу по теме проекта;
проанализировать рассказы писателя о детях с позиции автора.
Гипотеза: Тема «трудного детства» в рассказах писателя предназначена в первую очередь взрослым
Слайд 4Этапы работы над проектом
I. Планирование работы
анализ проблемы;
совместная разработка плана выполнения проекта;
выбор методов;
определение источников информации.
II. Выполнение исследовательской работы.
сбор и уточнение информации;
изучение литературоведческой литературы;
анализ «детских» рассказов А.П.Чехова с точки зрения автора, собственных впечатлений, ассоциаций, раздумий;
анкетирование учащихся;
обработка и анализ полученных результатов.
Слайд 51. Под крышей дома своего
А.П.Чехов: «В детстве у меня не было
детства»
(из письма старшему брату от 4 апреля 1893г.)
А.П.Чехов писал: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время того, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа и ругал мать дурой» (2 января 1889г.) [Б.7, с.15]
Очевидно, что в детстве самого писателя и следует искать истоки темы «трудного» детства в творчестве .
Слайд 62.Тема детства в творчестве Чехова
Есть среди «взрослых»
такие, которые навсегда остаются детьми. Неважно, сколько лет прожито, сколько книг прочитано, сколько дорог пройдено, - они смотрят на мир детскими глазами, понимают ребячий характер лучше, чем любой профессиональный «взрослый» психолог. Одним из таких редких людей был Антон Павлович Чехов, который не только понимал детей, но и создавал в своих рассказах замечательные детские образы.
Слайд 7 В его рассказах за фасадом благополучного существования –
детская драма. О положении детей Чехов говорит, не очень-то стесняясь в выражениях в корреспонденции о «мальчиках» (фельетон «Осколки московской жизни», 8 октября 1883): «Они будут по праздникам, пока лавка заперта, чистить тазы и самовары, выносить помои, нянчить хозяйских детёнышей и за всё это получать трескучие подзатыльники.… Бить ребят можно, сколько угодно и чем угодно. Не хочешь бить рукой, бей веником, а то и кочергой или мокрой мочалкой, как это делают хозяйки и кухарки… День в холодной лавке, ночь в кухне или в холодных сенях, около холодного, как лёд, рукомойника. И этаких… не десять, не сто, а тысячи!» [Б. 1, с. 341]
Слайд 8«Детские» рассказы А.П.Чехова:
В основе композиции рассказов лежит
принцип контраста: мир ребенка, ждущего понимания и поддержки, и мир равнодушных и занятых взрослых, которые не пытались и не пытаются помочь своему ребенку.
Глубокий подтекст данных рассказов помогает понять важную мысль автора, что родителям очень важно понимать, что происходит с их детьми и быть внимательными к ним.
«Гриша»,
«Детвора»,
«Мальчики»,
«Репетитор»,
«Событие»,
«Дома»,
«Злой мальчик»
Слайд 9 4.Лишённые детства герои
рассказов «Ванька», «Устрицы», «Спать хочется»
А.П. Чехов в своих рассказах «Ванька», «Устрицы», «Спать хочется» поднимает проблему, связанную с положением детей в непростом мире социального неравенства.
В его рассказах за смешными моментами выступает горькое, даже трагическое, ещё больше обострённое тем, что героями этих произведений являются дети, оставшиеся без родителей («Ванька»), или же живущие с родителями, которые не имеют средств к существованию («Устрицы», «Спать хочется»), вынужденные с ранних лет работать, изнывающие от голода, недосыпа, постоянных побоев и унижений со стороны хозяев. Это дети, лишённые детства.
.
Слайд 105.Духовное завещание А.П.Чехова
Вопросы воспитания детей
глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицание родителей, учителей, репетиторов, взрослых людей, безразличных к детским интересам, особенностям психики.
Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали.
Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой , реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.
Слайд 11Заключение
Детские годы, которые писатель провел в лавке действительно
не прошли даром. То, что он видел там, что испытал сам, нашло свое отражение в его творчестве.
В его «детских» рассказах можно проследить всю историю человеческого детства – от первых шагов ребенка, с его наивными представлениями и вопросами («Гриша»), до каторжного труда, неволи и голода («Ванька», «Спать хочется»).
Слайд 12 Во всех этих произведениях А.П.Чехов невольно указывает нам на
бездеятельность взрослых в судьбах детей, на необходимость внимания, любви, взаимопонимания к ним. Ведь не может вырасти счастливым и полноценным ребёнок ,не имеющий благополучного периода детства.
Все вышеизложенное, дает нам основание утверждать, что тема «трудного» детства в рассказах Чехова больше адресована вдумчивому взрослому читателю, а не ребенку. Ведь все мы родом из детства, и ответственность за будущее ребенка несут прежде всего родители и взрослые, которые оказываются рядом.
Слайд 13Библиография.
1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994
2.
Алексеева О.В. А.П.Чехов / Книга для учащихся под ред. А.В.Терновского, М.: Просвещение, 1987
3. Громов М.П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989
4. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. – М.: Детская литература,1985
5. Мальчики: Рассказы/Послесловие М.Гордина – Л.: Детская литература, 1980
6. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: Просвещение, 1983
7. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – М.: Просвещение, 1987
8. Чуковский К.И. О Чехове. – М.: Художественная литература, 1967
Интернет-ресурсы:
http://chehov/ niv/ ru/ chehov/text/ rasskazy.htm
http://arhives.narod.ru/Chekhov.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Chehov.htm
http://www.serann.ru/t/t345.htm
http://www.pereplet/text/emec05mar02.htm