Презентация, доклад по теме Культура речи

Содержание

План1.Актуальность темы2.Язык и речь. Функции языка3.Определение понятия «культура речи» 4.Языковая норма, ее виды.

Слайд 1
Язык и речь. Определение
понятия «культура речи»

Ольховская Елена Сергеевна

Язык и речь. Определение понятия «культура речи»Ольховская Елена Сергеевна

Слайд 2План
1.Актуальность темы
2.Язык и речь. Функции языка
3.Определение понятия «культура речи»
4.Языковая норма,

ее виды.
План1.Актуальность темы2.Язык и речь. Функции языка3.Определение понятия «культура речи» 4.Языковая норма, ее виды.

Слайд 3

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал !
Саади

Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры

Умен ты или глуп,

Слайд 4Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система

(от греческого systema — целое, составленное из частей; соединение)
объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно,каждая система:
Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система— (от греческого systema — целое, составленное

Слайд 5- состоит из множества элементов;
— элементы находятся в связи друг с

другом;
— элементы образуют единство, одно целое.
Язык состоит из единиц:
— звук;
— морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
— слово;
— фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
- состоит из множества элементов;— элементы находятся в связи друг с другом;— элементы образуют единство, одно целое.Язык

Слайд 6свободное словосочетание;
— предложение (простое, сложное);
— текст.

Единицы языка связаны друг с другом.

Однородные единицы
объединяются и образуют следующие уровни языка:
свободное словосочетание;— предложение (простое, сложное);— текст.Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицыобъединяются и образуют следующие уровни

Слайд 8Язык — знаковая система. Уже в давние времена исследователи
рассматривали единицы той

или иной системы как знаки, несущие информацию.
Знаковостью обладает всё, что нас окружает: природа, человек, животное,
машина.
Существует два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и
искусственные (знаки-информанты).
Язык — знаковая система. Уже в давние времена исследователирассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие

Слайд 9Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть.
Искусственные знаки, в

отличие от естественных, условны. Они создаются для
формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще
коммуникативными или информативными.
Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть.Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются

Слайд 10Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его

выражения. Смысл —означаемое, а способ выражения — означающее. Например, раздается вой сирены (означающее — звуковой сигнал, означаемое — опасность); на флаге черная лента (означающее — цвет, означаемое — траур).
Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл —означаемое, а способ выражения

Слайд 11Функции языка
Коммуникативная
Познавательная (когнитивная)
Аккумулятивная
Эмоциональная
Функция воздействия (волюнтативная)

Функции языкаКоммуникативнаяПознавательная (когнитивная)АккумулятивнаяЭмоциональнаяФункция воздействия (волюнтативная)

Слайд 12Язык во всех развитых странах был и остается объектом постоянного внимания

со стороны общественности и государства. О том, какое
социальное и политическое значение ему придавали, свидетельствуют факты:
— первые академии (во Франции, Испании), были созданы с целью изучения и совершенствования языка;
— первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в.);
Язык во всех развитых странах был и остается объектом постоянного внимания со стороны общественности и государства. О

Слайд 13первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом

смысле историю литературного языка можно рассматривать как историю просвещения, образованности и культуры;
— Российская Академия (С.-Петербург, 1783 г.) была также основана для
изучения русского языка и словесности. Ее крупным вкладом в лексикографию
было создание 6-томного «Словаря Академии Российской» (1789—1794),
содержащего 43 тысячи слов.
первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать

Слайд 14Формы существования языка
диалекты (территориальные)
просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского

населения)
жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления)
литературный язык
Формы существования языкадиалекты (территориальные)просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения)жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп

Слайд 15Диалекты русского языка складывались как устойчивые территориальные
образования в достаточно ранний период

— период феодальной
раздробленности. В XX в. в связи с ростом образования, развитием радио,
телевидения увеличивается влияние литературного языка и активизируется
процесс деградации диалектов.
Диалекты русского языка складывались как устойчивые территориальныеобразования в достаточно ранний период — период феодальнойраздробленности. В XX в.

Слайд 16Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для
обиходно-бытового общения(среди односельчан,

в крестьянской семье).
Изучение диалектов представляет интерес:
— с исторической точки зрения

Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат дляобиходно-бытового общения(среди односельчан, в крестьянской семье).Изучение диалектов представляет интерес:—

Слайд 17- с точки зрения формирования литературного языка: на базе какого основного

диалекта и затем общенародного языка складывался литературный язык, какие черты других диалектов заимствует, как влияет в дальнейшем литературный язык на диалекты и как диалекты влияют на литературный язык.








- с точки зрения формирования литературного языка: на базе какого основного диалекта и затем общенародного языка складывался

Слайд 18
Просторечие — одна из форм национального русского языка, которая не имеет

собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.
Просторечие — одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется

Слайд 19
Просторечными считаются:
— в фонетике: шофер, положить, приговор; ридикулит, колидор, резетка,
друшлаг;
— в

морфологии: мой мозоль, с повидлой, делов, на пляжу, шофера, без
палыпа, бежат, ляжь, ложи;
— в лексике: подстамент вместо постамент, полуклиника вместо
поликлиника.
Просторечными считаются:— в фонетике: шофер, положить, приговор; ридикулит, колидор, резетка,друшлаг;— в морфологии: мой мозоль, с повидлой, делов,

Слайд 20
Жаргон — речь социальных и профессиональных групп людей,
объединенных общностью

занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. В отличие от территориальных диалектов он не имеет свойственных только ему фонетических и грамматических особенностей. Существуют жаргоны музыкантов, актеров, студентов, спортсменов, охотников и др.
Жаргон — речь социальных и профессиональных групп людей,  объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п.

Слайд 21Высшей формой национального русского языка является литературный язык.
Высокая культура разговорной и

письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. В. Виноградов).

Высшей формой национального русского языка является литературный язык.Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье

Слайд 22
Литературный язык обладает своими особенностями. К ним относятся:
— устойчивость

(стабильность),
— обязательность для всех носителей языка,
— обработанность,
— наличие устной и письменной формы,
— наличие функциональных стилей,
— нормированность.
Литературный язык обладает своими особенностями. К ним относятся:— устойчивость (стабильность),— обязательность для всех носителей языка,—

Слайд 23
Уместно будет напомнить, что язык создается народом! Деление языка на литературный

и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его.(А.М.Горький об обработанности)
Уместно будет напомнить, что язык создается народом! Деление языка на литературный и народный значит только то, что

Слайд 24
Создателем современного русского литературного языка по праву считают А.С. Пушкина. О

реформаторском характере творчества Пушкина писали его современники: Н.В. Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключается все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более показал все его пространство».
Создателем современного русского литературного языка по праву считают А.С. Пушкина. О реформаторском характере творчества Пушкина писали его

Слайд 25
В дальнейшем в обработке «сырого» материала, в создании и обогащении литературного

языка принимали участие все выдающиеся русские писатели и поэты (Крылов, Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Чехов).
В дальнейшем в обработке «сырого» материала, в создании и обогащении литературного языка принимали участие все выдающиеся русские

Слайд 26
Литературный язык имеет две формы — устную и письменную. Их названия

свидетельствуют о том, что первая — звучащая речь, а вторая — графически оформленная. Это их основное различие. Устная форма изначальна. Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Напротив, устная речь
предполагает наличие собеседника, слушателя.
Литературный язык имеет две формы — устную и письменную. Их названия свидетельствуют о том, что первая —

Слайд 27
Задание: О каких особенностях письменной и устной речи говорится в

пословицах? В чем их смысл?
Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Задание: О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?Что написано

Слайд 28Характеристика понятия «культура речи»
«Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка

в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации» (Введенская Л.А.)
Характеристика понятия «культура речи» «Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной

Слайд 29История
Культура речи возникла в Древней Греции в 10 в. до н.э.

в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи.
ИсторияКультура речи возникла в Древней Греции в 10 в. до н.э. в рамках риторики как учение о

Слайд 30
Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а

также с речевой деятельностью во всем ее многообразии.
Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем

Слайд 31Аспекты культуры речи
правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые

воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца.
Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативныйаспект культуры речи считается одним из важнейших.
Аспекты культуры речиправильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими)

Слайд 32
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе

речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение

Слайд 33
Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта

культуры речи. Известный филолог, крупный специалист по культуре речи Г. О. Винокур писал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества».

Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи. Известный филолог, крупный специалист

Слайд 34
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому

важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи

Слайд 35
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения

в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами

Слайд 36Понятие о языковой норме
Языковая норма (норма литературная) — это правила использования

речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в
общественно-языковой практике.
Понятие о языковой нормеЯзыковая норма (норма литературная) — это правила использования речевых средств в определенный период развития

Слайд 37Виды норм
Орфоэпические (произношение)
Орфографические (написание)
словообразовательные
лексические
грамматические (морфологические и синтаксические)
интонационные
пунктуационные

Виды нормОрфоэпические (произношение)Орфографические (написание)словообразовательныелексическиеграмматические (морфологические и синтаксические)интонационныепунктуационные

Слайд 38Характерные особенности нормы
относительная устойчивость,
— распространенность,
— общеупотребительность,
— общеобязательность,
— соответствие употреблению, обычаю и

возможностям языковой
системы.
Характерные особенности нормыотносительная устойчивость,— распространенность,— общеупотребительность,— общеобязательность,— соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковойсистемы.

Слайд 39
Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в

языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление.
Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К

Слайд 40
Языковые нормы — явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием

языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15—20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30—40-е годы употреблялись слова дипломник и дипломант для выражения одного и того же понятия: «Студент, выполняющий дипломную работу».
Языковые нормы — явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в

Слайд 41
Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке

на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка.
Историческая смена норм литературного языка — закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка.
Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно

Слайд 42
Найдите в предложениях ошибки и скажите, к какому типу ошибок относится

каждая из них.
1. Он взял ремень и вдарил его. 2. Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положение демобилизованных из армии. 4. На здравницу генерал ответил благодарностью. 5. Инженера собрались на совещание. 6. Живу я на небольшом переулке, ведущим к Дону. 7. Он сказал обидчивое слово.
Найдите в предложениях ошибки и скажите, к какому типу ошибок относится каждая из них.  1. Он

Слайд 43
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают

литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию — культурную.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи,

Слайд 44Темы докладов
1. Роль А.С.Пушкина в реформировании русского литературного языка
2. Кирилл и

Мефодий – основатели славянской письменности
3. Русский язык 17-18 вв.
Темы докладов1. Роль А.С.Пушкина в реформировании русского литературного языка2. Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности3. Русский

Слайд 45
4. Русский язык 19-20 вв.
5.Современное состояние русского
языка.

4. Русский язык 19-20 вв.5.Современное состояние русского  языка.

Слайд 46Список литературы
1.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для вузов

–Ростов н/Д, 2004
2.Голуб И.Б.Русский язык и культура речи: учеб.пособие.М.,2004
3.Русский язык и культура речи: учеб. для вузов [под ред. В.Д.Черняк], М.,2003.
Список литературы1.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для вузов –Ростов н/Д, 20042.Голуб И.Б.Русский язык и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть