Презентация, доклад по русскому языку Веселые правила

Содержание

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУПрошуршали камыШИ:«Только с И пиШИте ШИ!»Им ответили еЖИ:«Только с И пишите ЖИ!»Плавником бьет Чудо-Щука:«Буква У нужна! А ну-ка!»И шумит лесная ЧАЩА:«В правило смотри поЧАще.Там волшебные слова:ЧА и ЩА пишите с А!»

Слайд 1Весёлые правила
Русский язык
Янковская Е. Н. учитель МОУСОШ №20

Весёлые правилаРусский языкЯнковская Е. Н. учитель МОУСОШ №20

Слайд 2Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Прошуршали камыШИ:
«Только с И пиШИте ШИ!»
Им ответили еЖИ:
«Только

с И пишите ЖИ!»

Плавником бьет Чудо-Щука:
«Буква У нужна! А ну-ка!»
И шумит лесная ЧАЩА:
«В правило смотри поЧАще.

Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!»



Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУПрошуршали камыШИ:«Только с И пиШИте ШИ!»Им ответили еЖИ:«Только с И пишите ЖИ!»Плавником бьет Чудо-Щука:«Буква

Слайд 3Безударные гласные в корне
Это сложно? Нет, не сложно!
Только нужно не бояться.
С

безударным гласным можно
Очень просто обращаться!

Это, право же, пустяк-
Измени-ка слово так,
Чтобы это измененье
Изменило ударенье.

Пусть ударным гласный станет,
Вот проблемы и не станет!

Потрудились не напрасно:
Словно вдруг открылась дверь-
Очень чётко, очень ясно
Слышен этот звук теперь!

Веселимся от души:
Что услышал-то пиши!

ГОРА

ГОРЫ



Безударные гласные в корнеЭто сложно? Нет, не сложно!Только нужно не бояться.С безударным гласным можноОчень просто обращаться!Это, право

Слайд 4Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово

или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная была под ударением:
МОСТОВАЯ – МОСТ,
ГЛАЗА – ГЛАЗ,
ГРИБЫ – ГРИБ.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая

Слайд 5Примеры, примеры…

ПЕРЕХОДИ по ПЕРЕХОДУ,
ЗВОНИ погромче, чтоб слышать ЗВОН.
ВОДИЧКУ пей, но прыгай

– в ВОДУ,
Скажи СЛОНЁНКУ, где бродит СЛОН.

Если снова неудача,
НЕ решается задача-
Нужный гласный смог опять
Ударенья избежать-

Значит, уверяем мы,
Он – НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ!

И тогда мы скажем дружно,
Что его ЗАПОМНИТЬ нужно,
И добавим по секрету:
Не всегда зубрёжка это!

Дома, в классе, на лужайке
Поиграй «в запоминайки»!



Примеры, примеры…ПЕРЕХОДИ по ПЕРЕХОДУ,ЗВОНИ погромче, чтоб слышать ЗВОН.ВОДИЧКУ пей, но прыгай – в ВОДУ,Скажи СЛОНЁНКУ, где бродит

Слайд 6Непроизносимые согласные
Вас подружить согласны мы
С особыми согласными –
Почти совсем бессильными
И

не-про-из-но-си-мы-ми!

Нельзя совсем прочесть их вслух –
Они бесплотны, словно дух!

Может , живут здесь тысячу лет?
Может, их просто-напросто нет?
Тайна – не тайна, секрет – не секрет,
Призрак – не призрак. Где же ответ?

Мы догадались! Знаем! Ах!
Поищем в родственных словах!

МЕСТНЫЙ – МЕСТО.
Всё ИЗВЕСТНО!
Мы приносим детям ВЕСТЬ:
Есть ответ – согласный есть!

Непроизносимые согласныеВас подружить согласны мыС особыми согласными – Почти совсем бессильнымиИ не-про-из-но-си-мы-ми!Нельзя совсем прочесть их вслух –Они

Слайд 7примеры
Наш берег солнечный такой-
Всегда нам солнце светит!
И до звезды подать рукой
Здесь

звёздной ночью, дети!

И бьётся сердце радостней,
И радость так сердечна,
Что скуке места рядом с ней
Не может быть, конечно!

Если же нельзя проверить,
То придётся так поверить!

примерыНаш берег солнечный такой-Всегда нам солнце светит!И до звезды подать рукойЗдесь звёздной ночью, дети!И бьётся сердце радостней,И

Слайд 8Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять. Для проверки подбирают однокоренное

слово, в котором эта согласная произносится ясно: ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА, СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ.
ЗАПОМНИТЕ: ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВО.
Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять. Для проверки подбирают однокоренное слово, в котором эта согласная произносится

Слайд 9Не с глаголом
Глаголу нравится ЧИТАТЬ,
ШУМЕТЬ, БУРЛИТЬ, КИПЕТЬ,
ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и МЕЧТАТЬ,
ШИТЬ, ЖИТЬ,

СВИСТЕТЬ и ПЕТЬ!

Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо…
Частица «НЕ» – красавица,
Но как она ленива!

Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ
НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ и НЕ КИПИТ,
Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,
Другим работать НЕ ДАЁТ.

Не с глаголомГлаголу нравится ЧИТАТЬ,ШУМЕТЬ, БУРЛИТЬ, КИПЕТЬ,ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и МЕЧТАТЬ,ШИТЬ, ЖИТЬ, СВИСТЕТЬ и ПЕТЬ!Глаголу очень нравитсяВсё делать

Слайд 10Мягкий знак после шипящей во 2-м л. ед. ч. глаголов
Ты ПРОСИШЬ

о чём-то
И что-то ДАЁШЬ,
Ты ЛЮБИШЬ кого-то
И ПЕСНЮ поёшь.


Но тот, кто об этом
Решит написать,
Обязан нехитрое
Правило знать:

Чтоб второму лицу
Были буквы к лицу,
Чтобы в букве «ша»
Расцвела душа,

Думай – не спеши,
Мягкий знак пиши.
Без него – никак!
Здравствуй, мягкий знак!

Мягкий знак после шипящей во 2-м л. ед. ч. глаголовТы ПРОСИШЬ о чём-тоИ что-то ДАЁШЬ,Ты ЛЮБИШЬ кого-тоИ

Слайд 11Мягкий знак после шипящей в начальной форме глагола
НОСИТЬ, ШУТИТЬ –
Писать легко.
Брести,

трясти _
Опять легко!

НАСТИЧЬ,ПОСТРИЧЬ –
Уже сложней!
Всего нужней,
Всего важней.

Здесь не забыть
Про МЯГКИЙ ЗНАК.
Он должен быть!
Начнём? Итак!

Мягкий знак после шипящей в начальной форме глаголаНОСИТЬ, ШУТИТЬ –Писать легко.Брести, трясти _Опять легко!НАСТИЧЬ,ПОСТРИЧЬ –Уже сложней!Всего нужней,Всего

Слайд 12Мягкий знак после шипящей в повелительном наклонении
глагола
Решил решительный глагол
Нам что-то приказать,
Потом

с советом к нам пришёл,
Просил совет принять.

Когда же в нем шипящий был,
Он вот о чём просил:
«Поставьте рядом мягкий знак!
Я вместе их люблю! Итак:

Садись ПОЕШЬ! НАМАЖЬ! ОТРЕЖЬ!
Ещё ОТРЕЖЬ, опять ПОЕШЬ!
Как неужели больше нет?!
НЕ ПЛАЧЬ! Вот сто кило конфет!»

Мягкий знак после шипящей в повелительном наклоненииглаголаРешил решительный глаголНам что-то приказать,Потом с советом к нам пришёл, Просил

Слайд 13Если три правила сложить,
Поверьте, легче будет жить!

Чтоб было всё по форме,
В

ЛЮБОЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ФОРМЕ
После шипящей МЯГКИЙ ЗНАК
Пиши – и всё! Да будет так!

Если три правила сложить,Поверьте, легче будет жить!Чтоб было всё по форме,В ЛЮБОЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ФОРМЕПосле шипящей МЯГКИЙ ЗНАКПиши

Слайд 14Мягкий знак после шипящей в глаголах пишется :
В начальной

форме глагола: БЕРЕЧЬ – БЕРЕЧЬСЯ;
В окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: МОЕШЬ – МОЕШЬСЯ, ВЕРНЁШЬ – ВЕРНЁШЬСЯ;
В повелительном наклонении: ЕШЬ, НАРЕЖЬ, ПОМНОЖЬ.
Мягкий знак после шипящей в глаголах пишется :  В начальной форме глагола: БЕРЕЧЬ – БЕРЕЧЬСЯ; В

Слайд 15Разделительный твёрдый знак
Твёрдый знак сказал с обидою:
«Это где ж такое видано?
Мягкий

знак – в трёх правилах,
А я сижу грущу!
Так учить неправильно!
Я не допущу!
Сам стихи я настрочу,
Сам с собой их разучу:

Ищи меня в приставке,
Ищи после согласной.
Меня туда поставили
Перед особой гласной.

Особенных – четыре:
Я, Е, Ё и Ю.
Таких нет в целом мире! –
Я, Е, Ё и Ю!

Разделительный твёрдый знакТвёрдый знак сказал с обидою:«Это где ж такое видано?Мягкий знак – в трёх правилах,А я

Слайд 16НАПРИМЕР:
На СЪЁМКАХ я – явление:
Ужасно знаменит!
Читайте ОБЪЯВЛЕНИЕ,
Которое гласит:
« Здесь выступает ТВЁРДЫЙ

ЗНАК,
Весьма большой артист!»
Вот так!
Завален розами ПОДЪЕЗД…
Сам режиссёр меня не СЪЕСТ!


Ну, всё! Мне не обидно.
Ведь вам чуть- чуть завидно?»
НАПРИМЕР:На СЪЁМКАХ я – явление:Ужасно знаменит!Читайте ОБЪЯВЛЕНИЕ,Которое гласит:« Здесь выступает ТВЁРДЫЙ ЗНАК,Весьма большой артист!»

Слайд 17Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную,

перед буквами Е, Ё, Ю, Я: СЪЕЗД, ПОДЪЁМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ.
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть