Слайд 1Урок русского языка в 8 классе
на тему: Строение текста и стили
речи.
Презентацию подготовила: Васютова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №24, Республика Коми , г. Сыктывар.
Слайд 2
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:
Заглавие (зависит от содержания).
Тема (о чем этот текст?).
Основная мысль,
идея (в чем нас убеждает? ).
Делимость на смысловые части: НАЧАЛО (то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более на более мелкие смысловые части), КОНЕЦ (последняя смысловая часть).
Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея).
Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа).
Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).
Слайд 3Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 4Связь предложений в тексте
Цепная
Параллельная
Слайд 5Средства связи предложений:
Морфологические
Лексические
Синтаксические
Слайд 6Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка
и языковые средства, создающие их особенности.
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.
Слайд 7СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Слайд 8Основные черты стилей
1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи,
эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2) Научный — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.
Слайд 93) Официально-деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость,
безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.
4) Художественный — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).
5) Публицистический – доступность, рекламность, стремление к новизне, сочетание экспрессии и стандарта.
Слайд 10Основные жанры стилей
1) Разговорный — беседа, телефонный раз го нор, частная
переписка, дневниковые записи.
2) Научный — монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.
3) Официально-деловой — устав, закон, инструкция, акт, приказ, за явление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.
4) Художественный — эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.э
5) Публицистический – репортаж, интервью, беседа, эссе, очерк.
Слайд 11Самостоятельная работа по карточке
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните
задания 1.1–1.3.
(А) В мае все пробуждается к жизни: и каждая былинка, и каждая травинка.
(Б) С обновлением природы в мае что-то, естественно, обновляется в самих людях.
(В) Природа примеряет свои первые летние наряды, не жалея красок.
(Г) Становится радостно на душе, и люди улыбаются весне каждый по-своему.
Задание 1.1
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) ВАГБ;
2) АВБГ;
3) БВГА;
4) ГБВА.
Задание 1.2
Определите стиль и тип речи.
1) Публицистический стиль, описание.
2) Публицистический стиль, повествование.
3) Художественный стиль, рассуждение.
4) Художественный стиль, повествование.
Задание 1.3
В каком предложении есть деепричастие?
1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.
Слайд 12Проверяем!
1.1 – 2);
1.2 – 4);
1.3 – 3)