Презентация, доклад по русскому языку. Тема: однокоренные слова. Корень слова.

Прочитай.-вы кто такие-я гусь, это гусыня, а это наши гусята а ты кто-а я ваша тетка- гусеницаЕсть ли в этом рассказике родственные слова?Вот какие слова нашел Петя: ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА, ГУСЕНИЦА.Согласен ли ты с Петей?

Слайд 1Однокоренные слова. Корень слова.
Составила:
Малышева Валентина Николаевна.

Однокоренные слова. Корень слова.Составила:Малышева Валентина Николаевна.

Слайд 2Прочитай.
-вы кто такие
-я гусь, это гусыня, а это наши гусята а

ты кто
-а я ваша тетка- гусеница
Есть ли в этом рассказике родственные слова?
Вот какие слова нашел Петя:
ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА, ГУСЕНИЦА.
Согласен ли ты с Петей? Почему?
Запиши текст, вставляя пропущенные знаки и заменяя, где нужно, маленькие буквы заглавными.


Задание 1.

Прочитай.-вы кто такие-я гусь, это гусыня, а это наши гусята а ты кто-а я ваша тетка- гусеницаЕсть

Слайд 3Спиши предложения.
Весной расцвели тюльпаны.
Во многих морях живут тюлени.
Мама купила нарядный ТЮЛЬ

и сшила занавески на окна.
Есть ли в этих предложениях родственные слова?
Маша нашла 3 родственных слова: ТЮЛЬПАНЫ,ТЮЛЕНИ, ТЮЛЬ.
Петя считает, что здесь 2 родственных слова: ТЮЛЬПАНЫ, ТЮЛЬ.
Алеша утверждает, что здесь
нет родственных слов.
_ С кем ты согласен? Почему?
-С кем ты не согласен? Почему?

Задание 2.

Спиши предложения.Весной расцвели тюльпаны.Во многих морях живут тюлени.Мама купила нарядный ТЮЛЬ и сшила занавески на окна.Есть ли

Слайд 4Найди в каждой группе слов ЛИШНЕЕ.
-желток, железо, жёлтый.
-носильщик, нос, носатый.
-часовщик, часть,

час.
-циркуль, циркач,цирк.
-печка, печник, печать.
Запиши пары родственных слов.
Выдели в них окончания, основы, общие части.
Подчеркни чередующиеся звуки.
Какие орфограммы есть в этих частях родственных слов?

Задание 3.

Найди в каждой группе слов ЛИШНЕЕ.-желток, железо, жёлтый.-носильщик, нос, носатый.-часовщик, часть, час.-циркуль, циркач,цирк.-печка, печник, печать.Запиши пары родственных

Слайд 5Прочитай.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей, Водолаз с Водопадом, Водитель,

Водомерка, Водоросли, Водичка, Водяной. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила:
---Ты, дружок, сюда по ошибке попал. Ты не наш родственник. Поищи свою семью.
-Пошел чужак, пригорюнился, где ему родственников искать?

Задание 4.

Прочитай.Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей, Водолаз с Водопадом, Водитель, Водомерка, Водоросли, Водичка, Водяной. Все старуху

Слайд 6Кто же оказался чужаком среди гостей?
Почему гости не сразу заметили чужака?
Помоги

ему найти своих родственников.
Составь список родственников Воды. Кто из родни не пришел в гости?
Допиши их в список.
Выдели в словах окончания, основы, и общую часть.
Какие звуки в ней чередуются?
В каких словах в этой части есть орфограммы?

Ответы на вопросы.

Кто же оказался чужаком среди гостей?Почему гости не сразу заметили чужака?Помоги ему найти своих родственников.Составь список родственников

Слайд 7Есть ли у слова корень?
Один мальчик не смог найти корень в

слове ЛЬДИНКА. Но ведь слово в земле не растет. Откуда же у него корень?
Не растет, но корень у него есть. От слова может образоваться другое слово.
ЗИМА, ЗИМНИЙ,ПЕРЕЗИМОВАТЬ, ЗИМУШКА,ЗИМОВЬЕ, ОЗИМЫЙ.
В их основах – общая часть ЗИМ-
Это корень всех этих слов.
-А слова, выросшие от корня, называют однокоренными.
---Ты понял, что такое корень?
---А как найти его?
-Запиши слова с этим корнем.

Задание 5.

Есть ли у слова корень?Один мальчик не смог найти корень в слове ЛЬДИНКА. Но ведь слово в

Слайд 8Какой корень длиннее- у елки или у дуба?
[Й’ОЛКА ], [ДУБ]


3 звука, 3 звука. Корни одинаковые, а ребята думали, что у елки больше корень. Почему?
Какой корень у ПОДСНЕЖНИКА?
-У слов СНЕГ, СНЕГОВОЙ, СНЕГОВИК корень –СНЕГ.
_А СНЕЖОК, ПОДСНЕЖНИК???
В них звука[ Г] нет. Как быть?
Здесь произошло чередование согласных звуков [ Г ] и [Ж].
В этих словах позиции разные, чередование ПОЗИЦИОННОЕ.
А может происходить и непозиционное чередование звуков, а слова все равно родственные.

Задание 6.

Какой корень длиннее- у елки или у дуба?[Й’ОЛКА ], [ДУБ]  3 звука,  3 звука.

Слайд 9Какие пары слов являются однокоренными, а какие нет?
Рука – ручонка

ручонка – ручей
Ножонка – нож ножонка – нога
Смех – смешить смешить – смешать
Коса – кошу кошу – кошка
Выше – вышивка высота – выше
Запиши пары однокоренных слов, выдели в них корни, подчеркни чередующиеся согласные звуки.

Задание 7.

Какие пары слов являются однокоренными, а какие нет?Рука – ручонка      ручонка –

Слайд 10Удачного выполнения заданий.
Спасибо за внимание.

Удачного выполнения заданий.Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть