Слайд 1Современный урок в условиях реализации ФГОС
Слайд 2Так было….
ИСТОРИК
ФИЛОЛОГ
БИОЛОГ
МАТЕМАТИК
ГЕОГРАФ
ХИМИК
«В началке учили не тому, что я хочу!»
Слайд 3Урок – основа реализации стандарта
Готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном современном
мире
Формирование самостоятельного, критического мышления, умения работать с информацией
Основной результат обучения – освоение способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей)
Слайд 4КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Какой требовался результат?
Основная задача школы
– дать
хорошие прочные ЗНАНИЯ
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы (цели).
Вместо передачи суммы
знаний - РАЗВИТИЕ
личности учащегося на
основе освоения способов
деятельности»
Слайд 5В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!
А учит ли этому
школа?
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников
2. Учитель объявляет новую тему
3. Учитель объясняет новую тему
4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Слайд 6Структура современного урока
Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового
учебного материала – активное целеполагание;
В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;
Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока
Слайд 7Ведущие ориентиры
современного урока
От триединой цели урока –
к формулированию целей
через деятельность учащихся и далее –
к самостоятельному целеполаганию
От традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку
От традиционной отметки –
к современной оценке
Слайд 8Правила для учителя, создающего урок в логике ФГОС
Цели урока принимаются и
формулируются учащимися
Учитель систематически обучает детей совершать рефлексивное действие
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы
Слайд 9Правила для учителя, создающего урок в логике ФГОС
4.На уроке задаются задачи
и четкие критерии самоконтроля и самооценки
5. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы
6. Учитель оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи
Слайд 10Правила для учителя, создающего урок в логике ФГОС
7. Учитель специально планирует
коммуникативные задачи урока
8. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, обучает конкретным формам выражения собственного мнения
9. На уроке создается атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
Слайд 11методические принципы современного урока
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а
как равноправный с учителем участник образовательного процесса
Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся
Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке
Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения
Слайд 12Система дидактических принципов построения урока
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3)
Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества
Слайд 13
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на пять групп:
уроки «открытия»
нового знания;
уроки отработки умений и рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля;
уроки исследования (творчества).
Слайд 14Модель урока
Четкий алгоритм (последовательность этапов);
Необычное, нетрадиционное наполнение этапов;
Взаимосвязь первого (целевого)
и завершающего (оценочного диагностического) этапов;
Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке
Слайд 151.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
Структура урока в рамках деятельностного подхода.
Слайд 16II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений
(«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Слайд 17IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения
новых знаний и способов действий.
V. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания,
запись в виде опорного сигнала.
VI. Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Слайд 18VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
VIII. Рефлексия.
Цель:
осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Слайд 19Цель урока:
создание условий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов
личностные включающие
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметные включающие освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регyлятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями
предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Слайд 20Приемы эффективного урока
«Корзина идей»
Составление кластера
«Пометки на полях»
Составление маркировочной таблицы ЗУХ
Написание
синквейна
Написание эссе
«Лекция со стопами»
Слайд 21Прием “Корзина” идей,
понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы
учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Слайд 22Прием
“Лекция со стопами”
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический
прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка.
Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально
Слайд 23Прием составления
маркировочной таблицы “ЗУХ”
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения
с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
Слайд 24Прием
“Составление кластера”
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся
знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Слово кластер в переводе означает «пучок», «созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Слайд 25
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы
учет уровня и
возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей)
умение демонстрировать методическое искусство учителя
планирование обратной связи
урок должен быть добрым
в центре внимания урока — дети
Времясбережение и здоровьесбережение
вывод делают сами учащиеся
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
Слайд 26Практические рекомендации по построению современного урока
Задачу построения многокомпонентного современного урока с
диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии – важнейший ресурс модернизации современного образования
Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения
На уроке должно быть интересно
Методические разработки уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт
Слайд 27ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА
Проект –
это детальное описание процесса достижения цели
(технологическая карта урока)
Слайд 28УРОКа
Проектирование
Рефлексия
Оценка
Самооценка
Подготовка к домашней работе
Формы организации деятельности учащихся
Методы и приемы
Отбор содержания
Целеполагание
Слайд 29Современный урок –
современный учитель...