Презентация, доклад по русскому языку Смысловые частицы (7 класс, 2 урока)

Содержание

Готовимся к итоговой к.р.А6 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?1) Из маленькой кухни слышались (не)громкие голоса.2) Брошенная в разговоре ничего (не)значащая фраза сильно насторожила его.3) После ссоры разговаривать было очень (не)легко.4) В (не)освещённой

Слайд 1Готовимся к итоговой к.р.
А4 В каком предложении на месте пропуска пишется

одна буква Н?
1) Руки стынут от земли, скова..ой морозом.
2) Значение подли..ого искусства трудно переоценить.
3) Растянувшись на тонком тюфяке, который положили на коврик, тка..ый из верблюжьего волоса, он с удовольствием стал пить ароматный чай.
4) Население порта было испуга..о прибытием военного корабля.
 
А5 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
1) по ведущ..й магистрал..
2) на раскачивающ..йся балк..
3) в терзающ..м душу ожидани..
4) при малейш..м прикосновени..
 

4

2

Готовимся к итоговой к.р.А4 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?1) Руки стынут от

Слайд 2Готовимся к итоговой к.р.
А6 В каком варианте ответа НЕ со словом

пишется раздельно?
1) Из маленькой кухни слышались (не)громкие голоса.
2) Брошенная в разговоре ничего (не)значащая фраза сильно насторожила его.
3) После ссоры разговаривать было очень (не)легко.
4) В (не)освещённой комнате было страшно.
 
А7 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.
1) (товаро)оборот, (зелено)глазый, (кое)где
2) (пяти)этажный, (русско)английский, (юго)западный
3) (еле)еле, (научно)фантастический, (бархатисто)серый

2

3

Готовимся к итоговой к.р.А6 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?1) Из маленькой кухни слышались

Слайд 3Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в

предложение или служит для образования наклонения глагола.

Примеры:
Как хорошо играла наша команда!
Мы же хозяева своего слова!
Именно он в прошлом году был чемпионом мира.
Как чист и нежен облик юного лица!

Как бьётся моё сердце!
А ведь красота Земли – вещь священная,


Вспомним изученное

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонения

Слайд 5Установите соответствие

Установите соответствие

Слайд 6Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 7 Сравните предложения
1. Уже утро. – Неужели уже утро?
2.

Чудесное утро. – Что за чудесное утро!
3. Наступило утро. – Вот и утро наступило.
4. Вернусь утром. – Вернусь только утром.

Сравните предложения 1. Уже утро. – Неужели уже утро?2. Чудесное утро. – Что за чудесное

Слайд 8Смысловые (смыслоразличительные или модальные) частицы
Урок 1

Смысловые (смыслоразличительные или модальные) частицыУрок 1

Слайд 9Смысловые ( модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а

также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём он говорится в предложении.
Модальные частицы выражают:
вопрос
восклицание
указание
сомнение
уточнение
усиление, смягчение требования
выделение, ограничение

Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стиле
Смысловые ( модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего

Слайд 10Самостоятельная работа с параграфом и Справочником
Стр. 167-169
Составьте таблицу «Значение модальных частиц»,

заполняя пропуски.
Самостоятельная работа с параграфом и СправочникомСтр. 167-169Составьте таблицу «Значение модальных частиц», заполняя пропуски.

Слайд 11 Значение модальных частиц Примеры










?

Значение модальных частиц			Примеры?

Слайд 12Найдите в предложениях модальные частицы, укажите их значение.
1. Как волка ни корми,

он всё в лес смотрит.
2. Что за уха! Да как жирна!
3. Слона-то я и не приметил!
4. Теперь ли нам дремать в покое?
5. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!
6. И на озёрах та же синева.
7. Огни горят лишь на мосту.
8. Теперь едва ли мы успеем!
Найдите в предложениях модальные частицы, укажите их значение.1. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.2.

Слайд 13Проверь себя.
1. Ни ,всё – усиление
2. Что за! как! – восклицание
3.

– то – усиление, не – отрицание (отрицательная частица)
4. Ли – вопрос
5. Вот – указание
6. Же – усиление
7. Лишь – ограничение
8. Едва ли - сомнение

Проверь себя.1. Ни ,всё – усиление2. Что за! как! – восклицание3. – то – усиление, не –

Слайд 14В данные предложения вставьте подходящие по смыслу частицы
Прелесть эти сказки!
Воздух чист!
Можно

забыть эту русскую природу?
В данные предложения вставьте  подходящие по смыслу частицыПрелесть эти сказки!Воздух чист!Можно забыть эту русскую природу?

Слайд 15УПРАЖНЕНИЕ - 409

УПРАЖНЕНИЕ - 409

Слайд 16 Контрольные вопросы
1. Какую роль играют модальные частицы

в нашей речи?
2. Какие значения имеют модальные частицы?
3. Приведите примеры предложений с модальными частицами.



Контрольные вопросы1. Какую роль играют модальные частицы в нашей речи?2. Какие значения имеют

Слайд 17Домашнее задание
Учить Справочник ,
упр. 411

Домашнее заданиеУчить Справочник , упр. 411

Слайд 18Смысловые частицы. Урок – практикум.
Урок 2

Смысловые частицы. Урок – практикум.Урок 2

Слайд 19Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 20Готовимся к итоговой к.р.
 
А9 В каком варианте ответа правильно указаны все

цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На скамьях у стены сидели (1) уставшие от длительного путешествия (2) путники и (3) прислушиваясь к шуму дождя (4) дремали.
1) 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

А10 В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)?
1) В лёгкой синеве неба ещё не потеплевшей после ночи розовело одно тонкое облачко.
2) Это была мало посещаемая людьми глухая сторона.
3) Ярко зеленели охваченные утренним солнцем ели.
4) Голос её звучал серебром нетронутой юности.

А11 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Узнав о новой книге,
1) нам захотелось её приобрести.
2) мы поспешили её купить.
3) был объявлен день презентации.
4) имя автора никого не удивило.

1

1

2

Готовимся к итоговой к.р. А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении

Слайд 21Найдите частицы. Определите их разряд
ПрактиКум
Внизу огни дозорные лишь на мосту

горят, и колокольни черные, как сторожа, стоят.
2. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, еще какие!
Но даже на краю небес все тот же был зубчатый лес.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
5. Вот нахмурил царь брови черные и навел на него очи зоркие.
6.Неужели так поздно?
7. Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов.
8. И не меня накажет тот, кто изобрел мои мученья.
9. Пускай шумит волна морей!
10. Да будет он отца достоин, да будет дух его спокоен.
(М. Ю.Лермонтов)
Найдите частицы. Определите их разряд ПрактиКумВнизу огни дозорные лишь на мосту горят, и колокольни черные, как сторожа,

Слайд 22Лишь
-ка,

не
ведь
Ж
даже
Уж
Вот
Неужели

Бы
Пускай
Да

Проверь себя!

Смысловые

Формообразующие

Отрицательные

Лишь-ка,

Слайд 23Гласные звуки состоят______________из голоса. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё,

ю, я_________после приставок на согласную. _________ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. Среди имён существительных есть такие, которые имеют ___________ форму множественного числа.

Упражнение 331.

ПрактиКум

исключительно

только

Лишь

только



415


Гласные звуки состоят______________из голоса. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я_________после приставок на согласную. _________

Слайд 24«Третий лишний»!
1. Разве, неужели, ни.
2. Даже, же, ли.
3. Вот, вон, вряд

ли.
4. Именно, всё, бы.
5. Почти, всё-таки, только.

Составьте предложения с частицами, имеющими разное значение


«Третий лишний»!1. Разве, неужели, ни.2. Даже, же, ли.3. Вот, вон, вряд ли.4. Именно, всё, бы.5. Почти, всё-таки,

Слайд 25Расставьте частицы по местам
... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь,

что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.
... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!

именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто

Расставьте частицы по местам... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога

Слайд 26Проверяем
(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что

водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего!
Проверяем (Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще

Слайд 27_______ ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень

занят, но помогу тебе, ______мы друзья. Ты ______ не посчитался с моим советом, а я ______ говорил тебе как лучше поступить. Ты сам- _____ хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему ___ это не простительно, говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь- ___ отказался.

Упражнение 416.

ПрактиКум

Даже


всё-таки

ведь

ведь

то


же

то

_______ ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ______мы друзья.

Слайд 28Домашнее задание
Повторить записи в Справочнике,
упр. 418

Домашнее заданиеПовторить записи в Справочнике, упр. 418

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть