Презентация, доклад по русскому языку Синтаксические нормы (11 класс)

Содержание

Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц (словосочетаний и предложений).

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ Синтаксические нормы
Сыроватко Г.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ

№ 2 г. Кисловодска

Задание 7

Подготовка к ЕГЭ Синтаксические нормыСыроватко Г.Ю., учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ № 2 г. КисловодскаЗадание 7

Слайд 2Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц (словосочетаний и предложений).

Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц (словосочетаний и предложений).

Слайд 3Предложения с однородными членами
1. Построение предложений с однородными членами, стоящими в

разных падежах.
Во время войны народ надеялся и верил в победу.

Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в в.п. Но глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в надеялся (на кого? на что?...), следовательно, предложение построено неверно.
Во время войны народ надеялся (н а кого? на что?) на победу и верил и верил (в кого? во что?) в неё.

Предложения с однородными членами1. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах.Во время войны народ надеялся

Слайд 4Предложения с однородными членами
2. Пропуск предлога при однородных членах.
На земле, воде

и воздухе — всюду мы защищены!

Перед словом воздухе необходимо добавить предлог в, так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом на.
На земле, воде и в воздухе — всюду мы защищены!

Предложения с однородными членами2. Пропуск предлога при однородных членах.На земле, воде и воздухе — всюду мы защищены!Перед

Слайд 5Предложения с однородными членами
3. Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
В

лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

«Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов.
В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

Предложения с однородными членами3. Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.«Караси,

Слайд 6Предложения с однородными членами
4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся

понятий.
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

Бабушки и дети — тоже жильцы дома.
На собрание пришли жильцы дома.

Предложения с однородными членами4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.На собрание пришли жильцы дома, бабушки

Слайд 7Предложения с однородными членами
5. Употребление в одном ряду однородных членов логически

несовместимых понятий.
Иван Петрович пришёл с женой и плохим настроением.

Пришёл с женой и плохим настроением —логически несовместимые понятия.
Иван Петрович, когда пришёл с женой, был в плохом настроении.

Предложения с однородными членами5. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.Иван Петрович пришёл с женой

Слайд 8Предложения с однородными членами
6. Нарушение однородности понятий.
Мы любим футбол и стрелять.
Не

могут быть однородными существительное и инфинитив.
Мы любим футбол и стрельбу.

Предложения с однородными членами6. Нарушение однородности понятий.Мы любим футбол и стрелять.Не могут быть однородными существительное и инфинитив.Мы

Слайд 9Предложения с однородными членами
7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных

членов.
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. В данном предложении обобщающее слово великих художников стоит в форме р.п., а все однородные члены в форме им.п. Значит, это предложение построено неверно.
Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.

Предложения с однородными членами7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов.Посетители музея любовались картинами великих художников:

Слайд 10Предложения с однородными членами
8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в

которых однородные члены связаны двойными союзами: как..., так и; не только..., но и...; если не..., то... и др.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.

Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как..., так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно.
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.

Предложения с однородными членами8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами:

Слайд 11Предложения с однородными членами
Книга не только имеет познавательную ценность, но и

большое воспитательное значение.

При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй.
Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

Предложения с однородными членамиКнига не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.При двойных (сопоставительных) союзах

Слайд 12Предложения с однородными членами
9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем

словом, с которым они связаны по смыслу.
Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание».
Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.

Предложения с однородными членами9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по

Слайд 13Предложения с однородными членами
10. Нарушение способа выражения сказуемого.
Чуткий художник, он откликается

на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.

Нельзя допускать разнобой в формах выражения сказуемого.
Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.
Книги эти интересны и хорошо иллюстрированы.

Предложения с однородными членами10. Нарушение способа выражения сказуемого.	Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал

Слайд 14Предложения с причастным оборотом
1. Разрыв причастного оборота определяемым словом.
Приготовленные оладьи мамой

были необыкновенно вкусны.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.

Предложения с причастным оборотом1. Разрыв причастного оборота определяемым словом.Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.Определяемое слово не должно

Слайд 15Предложения с причастным оборотом
2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом.
Мы гордимся

нашими футболистами, победивших английскую команду

Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (к а к и м и ?) победившими...
Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.

Предложения с причастным оборотом2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом.Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую командуПричастие с

Слайд 16Предложения с причастным оборотом
3. Замена страдательных причастий действительными.
Задание, выполняющееся нами, не

вызывает особых затруднений.

Действительные причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями.
Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

Предложения с причастным оборотом3. Замена страдательных причастий действительными.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.Действительные причастия на -ся

Слайд 17Предложения с причастным оборотом
4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения.
Дождь, ливший с

утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчинённого предложения.
Дождь, ливший с утрa и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

Предложения с причастным оборотом4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения.Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень

Слайд 18Сложноподчинённые предложения
1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия.
Лошади казаков, которые

были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Неправильный порядок слов: между союзным словом которые и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в той же числовой форме или иное слово.
Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Сложноподчинённые предложения1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия.Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались

Слайд 19Сложноподчинённые предложения
2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
Весной вернулись

в село юноши, которыми служили в армии.

Нарушено согласование: юноши (какие?) которые...
Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии.

Сложноподчинённые предложения2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.Весной вернулись в село юноши, которыми служили в

Слайд 20Сложноподчинённые предложения
3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного

слова кто.
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Вопросительные местоимения кто ,что и отрицательные никто, ничто требуют после себя глаголов в единственном числе.
Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Сложноподчинённые предложения3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто.Те, кто бывали в Геленджике,

Слайд 21Сложноподчинённые предложения
4. Ошибки в построении сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
Выступавшие заметили

о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.

Нарушена норма управления: заметить можно что? Указательное местоимение с предлогом в данном случае употреблено неправильно.
Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.

Сложноподчинённые предложения4. Ошибки в построении сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять

Слайд 22Сложноподчинённые предложения
5. Смешение прямой и косвенной речи.
Студент грустно сказал, что я

ещё пока не готов отвечать.

Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимений 1-го и 2-го лица.
Студент грустно сказал, что он ещё пока не готов отвечать.

Сложноподчинённые предложения5. Смешение прямой и косвенной речи.Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов отвечать.Нельзя использовать

Слайд 23Нарушение управления при употреблении предлогов
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно,

вопреки.
Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была пре-красной.

Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в д.п.
Благодаря (кому?) докторУ, больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему ?) расписанию.
Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной.

Нарушение управления при употреблении предлогов1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки.Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл

Слайд 24Нарушение управления при употреблении предлогов
2. Ошибки в употреблении предлога по.
По завершению

учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Если предлог по имеет значение после чего-либо, слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п.
По завершении учебного года мы поедем в Крым.
По приездЕ в санаторий нужно про-консультироваться у врача.

Нарушение управления при употреблении предлогов2. Ошибки в употреблении предлога по.По завершению учебного года мы поедем в Крым.

Слайд 25Употребление несогласованных определений
1. Ошибки в употреблении имён собственных.
В кинофильме «ВойнЕ и

мирЕ» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключённые в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение. Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.
В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Употребление несогласованных определений1. Ошибки в употреблении имён собственных.В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера

Слайд 26Предложения с деепричастным оборотом
1.Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
Пользуясь калькулятором,

расчёт производится быстро и легко.
Слушая её увлекательный рассказ, на улице стемнело.

Глагол-сказуемое и деепричастие должны обозначать действие одного лица (предмета).
Употребление деепричастного оборота в безличном предложении допустимо только в инфинитивных конструкциях.
Пользуясь калькулятором, я произвёл расчёт быстро и легко ( я пользовался и произвел).
Переходя ко второму вопросу, следует остановиться на таких проблемах…

Предложения с деепричастным оборотом1.Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.Слушая её

Слайд 271.В каком предложении нарушены нормы управления?

Врач поддерживал веру человека в чудесные

свойства нового лекарства.

2) Именно Маяковский положил начало свободному общению поэта с читателями.

3) Не принято утверждать, что название этой книги возникло случайно, благодаря недоразумения.

4) Молодой поэт остро переживал неудачи в творчестве.
1.В каком предложении нарушены нормы управления?Врач поддерживал веру человека в чудесные свойства нового лекарства.2) Именно Маяковский положил

Слайд 28Не принято утверждать, что название этой книги возникло случайно, благодаря недоразумения.

Не принято утверждать, что название этой книги возникло случайно, благодаря недоразумения.

Слайд 292.Укажите предложение с ошибкой при употреблении однородных членов.

Ребят одновременно удивляла и

нравилась поездка через весь город на таком необычном транспорте.

2) Он не слышал ни пальбы охотников, ни шума крыльев, ни плеска воды.

3) Её слова открыли мне многое, но не загадку горного эхо.

4) Oн поднял голову и увидел серое, пасмурное, тяжёлое небо.
2.Укажите предложение с ошибкой при употреблении однородных членов.Ребят одновременно удивляла и нравилась поездка через весь город на

Слайд 30Ребят одновременно удивляла (кого?) и нравилась (кому?) поездка через весь город

на таком необычном транспорте.
Ребят одновременно удивляла (кого?) и нравилась (кому?) поездка через весь город на таком необычном транспорте.

Слайд 313.Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота.

Туча проплывала над молодым

березняком, видневшимся на горизонте.

Мы уходили от дальних уголков сада, заросшими дикой малиной и ежевикой.

Постепенно радость, сияющая в глазах детей, взяла верх.

Вскоре я услышал первые капли, застучавшие по железной крыше.

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота.Туча проплывала над молодым березняком, видневшимся на горизонте.Мы уходили от

Слайд 32Мы уходили от дальних уголков сада, заросшими дикой малиной и ежевикой.

Мы уходили от дальних уголков сада, заросшими дикой малиной и ежевикой.

Слайд 335.Исправьте предложения, объясните ошибки.
1. Деревья, которые растут на аллее и украшающие

парк, совсем молодые.

2.Освещённый город яркими огнями неожиданно показался на горизонте.

3. Голос этого человека, отстаивающий правду, нёсся над толпой.

4. Луг был покрыт серебристыми капельками росы, сверкающих на солнце.

5.Исправьте предложения, объясните ошибки.1. Деревья, которые растут на аллее и украшающие парк, совсем молодые.2.Освещённый город яркими огнями

Слайд 344.Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.

1.Этим летом он мечтал

о поездке за границу и поступить в институт.

2.Она была молода, умна, энергичная.

3.Вдоль дороги стояли небольшие лачуги, сложенные из булыжника и обнесены таким же забором.

4.Весной в лесу можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
4.Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.1.Этим летом он мечтал о поездке за границу и поступить

Слайд 355.В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши и бумагу.

6.Летом

мы с друзьями не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском.

7.Чтобы грамотно писать, не столько важно знать правила, сколько уметь их применять.

8.Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.
5.В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши и бумагу. 6.Летом мы с друзьями не только побывали

Слайд 366.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения
с однородными членами
В) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим
и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Профессор Ларионова, выступавшая на конференции, сделала интересный доклад.
2) Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе «Графе Монте-Кристо».
3) Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом.
4) Восхищаться и рассказывать об Италии можно бесконечно.
5) Те, кто не сдал рефераты вовремя, не будут допущены к экзамену.
6) В поэме «Золотой век» Джеффри Чосер пишет о том, как было хорошо в старину и как плохо сейчас.
7) Согласно указу Петра I все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию.
8) Землеройки, вопреки своему названию, обычно не роют нор, а пользуются теми, что проложены грызунами или кротами.
9) Благодаря различных видов искусства человек может передавать самые сложные чувства

6.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите

Слайд 387.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Каждый день прогуливаясь по набережной, меня не переставал восхищать «оград узор чугунный», о котором писал ещё А. С. Пушкин.
2) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
3) Прочитав эту статью, я стала ещё больше гордиться своим языком.
4) Не только октябрь — унылое время года, но время походов в лес за грибами.
5) Жирафы — одни из крупнейших животных, обитающих на суше, и самые высокие звери на планете.
6) Сейчас скоростной спуск на лыжах со склонов, покрытым травой, стал самостоятельным видом спорта.
7) Я рассказал о своих странствиях и убедил слушателей в реальности описываемых мною событий.
8) В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов, обращаясь к читателям, призывает беречь в себе человека.
9) Благодаря достижений квантовой механики зарядка для телефона скоро станет не нужна.

7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите

Слайд 408.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей.
2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли.
3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым.
5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой.
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других.
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов.

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите

Слайд 42Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Слайд 43Список литературы
1. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2013.Русский язык. Сборник заданий и методических

рекомендаций. М .: Изд-во «Экзамен», 2013
2. Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Изд-во «Просвещение», 2013
3. Сенина Н. А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции.10-11 кл.- Ростов-на Дону : «Легион», 2014
4. Сенина Н. А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год.- Ростов-на Дону : «Легион», 2016
Список литературы1. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2013.Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций. М .: Изд-во «Экзамен», 20132.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть