Презентация, доклад по русскому языку Разбираемся с трудностями множественного числа

Содержание

Трудные формы множественного числа имен существительныхК числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана?) и формы множественного числа родительного

Слайд 1разбираемся с трудностями множественного числа
подготовила Косолапова Н.С.

разбираемся с трудностями множественного числаподготовила Косолапова Н.С.

Слайд 2Трудные формы множественного числа имен существительных
К числу форм имен существительных, образование

которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана?) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?)
Трудные формы множественного числа имен существительныхК числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными

Слайд 3формы множественного числа именительного падежа
Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых

оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака.
формы множественного числа именительного падежаСклоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию

Слайд 4формы множественного числа именительного падежа
Существительные среднего рода в форме мн. ч.

принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна.
Формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы.
формы множественного числа именительного падежаСуществительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря,

Слайд 5формы множественного числа именительного падежа
Формы могут иметь разное значение: тона (о

цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников). 
Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога,  шелк - шелка.
формы множественного числа именительного падежаФормы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба

Слайд 6 Формы множественного числа родительного падежа существительных
Для большей части существительных мужского рода,

в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:
Формы множественного числа родительного падежа существительныхДля большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на

Слайд 7Граммы/килограммы
Вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на

самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно допустимы в разговорной речи. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму. 
Граммы/килограммыВас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием

Слайд 8Грузины, осетины, турки
Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже

множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов». Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.
Грузины, осетины, туркиЗапомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно

Слайд 9Носки/чулки
Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с

носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.
Носки/чулкиЕсли вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь

Слайд 10Оладьи
Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше

всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.
ОладьиЕсли вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть

Слайд 11Помидоры/апельсины/макароны
С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный

вариант: макарон. Окончания нет.
С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!
Помидоры/апельсины/макароныС макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.С помидорами и

Слайд 12Туфли и ясли
Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение

возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый.
А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог. Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.
Туфли и яслиВопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма —

Слайд 13Рельсы
Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят,

что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов». Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».
РельсыЕсли случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а

Слайд 14Донья, простыни, кочерги
Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать

множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.
Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».
Простыня — простЫнь.
Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.
Донья, простыни, кочергиДумаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова

Слайд 15Угги
Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира —

уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?
УггиСовершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть