Презентация, доклад по русскому языку: Произношение гласных звуков 5 класс

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА:Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике; Показать соотношение звукового и буквенного облика слова; Познакомиться с основными звуковыми процессами в слове.

Слайд 1ТЕМА УРОКА
Произношение гласных звуков

ТЕМА УРОКАПроизношение гласных звуков

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:

Систематизировать основные знания, умения,
навыки по фонетике;
Показать соотношение звукового

и
буквенного облика слова;
Познакомиться с основными звуковыми
процессами в слове.
ЦЕЛИ УРОКА:Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике; Показать соотношение звукового и буквенного облика слова; Познакомиться с

Слайд 3КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА?
Родная речь - Отечеству основа.
Не замути

Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово –
Великий Святорусский наш язык». 

Иеромонах Роман


КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА?Родная речь - Отечеству основа. Не замути Божественный родник, Храни себя: душа рождает

Слайд 4

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА
ЗАГАДОЧНЫЕ ЗНАКИ Ъ И Ь
КОГДА ГЛАСНЫЕ «ПАДАЮТ»?
КЛАССНАЯ РАБОТА
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКАЗАГАДОЧНЫЕ ЗНАКИ Ъ И ЬКОГДА ГЛАСНЫЕ «ПАДАЮТ»?КЛАССНАЯ РАБОТАДОМАШНЯЯ РАБОТАСОДЕРЖАНИЕ

Слайд 5ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ XI ВЕКА
О ЧЁМ В НЁМ ИДЁТ РЕЧЬ?

ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ XI ВЕКАО ЧЁМ В НЁМ ИДЁТ РЕЧЬ?

Слайд 6СЕ АЗЪ МСТИСЛАВЪ ВОЛОДИМИРЬ СЫНЪ ДЬРЖА РОУСЬСКУ ЗЕМЛЮ В СВОЕ КНЯЖЕНИЬ

ПОВЕЛЬЛЪ ЕСМЬ СЫНОВИ СВОЕМУ ВСЬВОЛОДУ ОТДАТИ БОУИЦЬСТОМУ ГЕОРГИЕВИ СЪ ДАНИЮ И СЪ ВИРАМИ И СЪ ПРОДАЖАМИ.

ГРАМОТА КНЯЗЯ МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА

СЕ АЗЪ МСТИСЛАВЪ ВОЛОДИМИРЬ СЫНЪ ДЬРЖА РОУСЬСКУ ЗЕМЛЮ В СВОЕ КНЯЖЕНИЬ ПОВЕЛЬЛЪ ЕСМЬ СЫНОВИ СВОЕМУ ВСЬВОЛОДУ ОТДАТИ

Слайд 7ПЕРЕВОД ТЕКСТА НА СОВРЕМЕНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Я, МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ, УПРАВЛЯЯ РУССКОЙ ЗЕМЛЕЙ

ВО ВРЕМЯ СВОЕГО КНЯЖЕНИЯ, ПРИКАЗАЛ СВОЕМУ СЫНУ ВСЕВОЛОДУ ОТДАТЬ МОНАСТЫРЮ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ БУЙЦЕ (населенный пункт)ВМЕСТЕ С ДАНЬЮ, СО ШТРАФАМИ ЗА УБИЙСТВО И ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
ПЕРЕВОД ТЕКСТА НА СОВРЕМЕНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫКЯ, МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ, УПРАВЛЯЯ РУССКОЙ ЗЕМЛЕЙ ВО ВРЕМЯ СВОЕГО КНЯЖЕНИЯ, ПРИКАЗАЛ СВОЕМУ

Слайд 8СКАЖИТЕ, КАКУЮ ОСОБЕННОСТЬ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА ОТРАЖАЕТ СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД?

СКАЖИТЕ, КАКУЮ ОСОБЕННОСТЬ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА ОТРАЖАЕТ СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД?

Слайд 9ГРАМОТА КНЯЗЯ МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА
СЕ АЗЪ МСТИСЛАВЪ ВОЛОДИМИРЬ СЫНЪ ДЬРЖА РОУСЬСКУ ЗЕМЛЮ
В

СВОЕ КНЯЖЕНИЬ ПОВЕЛЬЛЪ ЕСМЬ СЫНОВИ СВОЕМУ ВСЬВОЛОДУ ОТДАТИ БОУИЦЬСТОМУ ГЕОРГИЕВИ СЪ ДАНИЮ И СЪ ВИРАМИ И СЪ ПРОДАЖАМИ.



ГРАМОТА КНЯЗЯ МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧАСЕ АЗЪ МСТИСЛАВЪ ВОЛОДИМИРЬ СЫНЪ ДЬРЖА РОУСЬСКУ ЗЕМЛЮВ СВОЕ КНЯЖЕНИЬ ПОВЕЛЬЛЪ ЕСМЬ СЫНОВИ СВОЕМУ

Слайд 10ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА
В древнерусском языке действовал закон
открытого слога, то есть слог

не мог заканчиваться на согласный звук. Существовали редуцированные, то есть плохо слышимые, звуки, обозначающиеся на письме буквами Ъ и Ь (ер и ерь)
Например: [ко-нь] или [сто-лъ]. Сравни с современными слогами [кон’], [стол].


ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКАВ древнерусском языке действовал законоткрытого слога, то есть слог не мог заканчиваться на согласный звук.

Слайд 11В КАКОМ СЛУЧАЕ В ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ Ь и Ъ?

В КАКОМ СЛУЧАЕ В ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ Ь и Ъ?

Слайд 12
ВМЕСТО
О и А
ВМЕСТО
Е и Я

а

и
ПОСЛЕ
ТВЕРДЫХ
СОГЛАСНЫХ
ПОСЛЕ МЯГКИХ
СОГЛАСНЫХ


Ъ
ь
Э

ВМЕСТОО и А ВМЕСТОЕ и ЯаиПОСЛЕТВЕРДЫХСОГЛАСНЫХПОСЛЕ МЯГКИХСОГЛАСНЫХЪьЭ

Слайд 13ПРИМЕР
ПЕ/РЕ/МЕ/НА





1
П Ь Р И М Э Н Ъ
Э
,
,

ПРИМЕРПЕ/РЕ/МЕ/НА1П Ь Р И М Э Н ЪЭ,,

Слайд 14В безударном положении (слог 1-ый предударный)
Е, Я

И Т И НУТЬСЯ

О, А А К А ВЕР

И, У, Ы И, У, Ы

Э




Э





В безударном положении (слог 1-ый предударный)Е, Я         И

Слайд 15В безударном положении (слог не первый предударный):
О

Ъ ПР Ъ ХОДНАЯ
А Ъ
Е Ь Т Ь РЕМОК

И, У, Ы И, У, Ы









В безударном положении (слог не первый предударный):О        Ъ

Слайд 16ТРАНСКРИПЦИИ
КОРОБОЧКА

КОРОЛЕВА

ПЕРЕНОСИЦА


КАРОБЪЧ КЪ

1
1

,

КЪРАЛ ЭВЪ

,


П ЬР И НОС ЬЦЪ
,
,
,
Э

1

ТРАНСКРИПЦИИКОРОБОЧКА КОРОЛЕВАПЕРЕНОСИЦАКАРОБЪЧ КЪ11,КЪРАЛ ЭВЪ,П ЬР И НОС ЬЦЪ,,,Э1

Слайд 17Составьте транскрипцию
УКАЗАТЕЛЬ
СОКУРСНИК
ВЕРЕВКА
СЕРЕНАДА

Составьте транскрипциюУКАЗАТЕЛЬСОКУРСНИКВЕРЕВКАСЕРЕНАДА

Слайд 18СРАВНИТЕ
УКАЗАТ ЬЛ

САКУРСН ИК

В И Р ОФКЪ

С ЬР И НАДЪ
,
,
,
,
Э
,
,
Э
,

СРАВНИТЕУКАЗАТ ЬЛСАКУРСН ИКВ И Р ОФКЪС ЬР И НАДЪ,,,,Э,,Э,

Слайд 19КЛАССНАЯ РАБОТА
УПРАЖНЕНИЕ 45, стр. 20


КЛАССНАЯ РАБОТАУПРАЖНЕНИЕ 45, стр. 20

Слайд 20ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПОЧЕМУ УЧЕНЫЕ ГОВОРЯТ ПРО «ПАДЕНИЕ» РЕДУЦИРОВАННЫХ
ГЛАСНЫХ?
ТАК ГОВОРЯТ ПРО ГЛАСНЫЕ, КОТОРЫЕ


ПЕРЕСТАЛИ ПРОИЗНОСИТЬСЯ
ИЛИ ИЗМЕНИЛИ КАЧЕСТВО ПРОИЗНОШЕНИЯ,
СТАЛИ ДРУГИМИ ЗВУКАМИ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛПОЧЕМУ УЧЕНЫЕ ГОВОРЯТ ПРО «ПАДЕНИЕ» РЕДУЦИРОВАННЫХГЛАСНЫХ?ТАК ГОВОРЯТ ПРО ГЛАСНЫЕ, КОТОРЫЕ ПЕРЕСТАЛИ ПРОИЗНОСИТЬСЯ ИЛИ ИЗМЕНИЛИ КАЧЕСТВО ПРОИЗНОШЕНИЯ,СТАЛИ

Слайд 21КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС «ПАДЕНИЯ» ГЛАСНОЙ?
МАТЕРИАЛ ВЗЯТ С САЙТА
http://peressa2009.narod2.ru/olimpiadi_po_russkomu_yaziku/
Понаблюдаем:
К
Д
Е
Ь

Г
Звуки К

и Д оказались рядом, и звонкий Д оказал влияние на предшествующий глухой звук К. Произошло «уподобление» (ассимиляция) звука К звуку Д по звонкости, звук К стал звонким Г.
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС «ПАДЕНИЯ» ГЛАСНОЙ?МАТЕРИАЛ ВЗЯТ С САЙТА http://peressa2009.narod2.ru/olimpiadi_po_russkomu_yaziku/ Понаблюдаем:КДЕЬГЗвуки К и Д оказались рядом, и звонкий

Слайд 22КАК ДРЕВНЕРУССКОЕ СЛОВО ИСТЪБА ПРЕВРАТИЛОСЬ В ИЗБУ? СОСТАВЬТЕ ЦЕПОЧКУ «ПРЕВРАЩЕНИЙ».

ИСТЪБА

И
С
Т
Б
А

Д
З
http://peressa2009.narod2.ru/olimpiadi_po_russkomu_yaziku

КАК ДРЕВНЕРУССКОЕ СЛОВО ИСТЪБА ПРЕВРАТИЛОСЬ В ИЗБУ? СОСТАВЬТЕ ЦЕПОЧКУ «ПРЕВРАЩЕНИЙ».ИСТЪБАИСТБАДЗhttp://peressa2009.narod2.ru/olimpiadi_po_russkomu_yaziku

Слайд 23

ПОДСКАЗКА
Ъ и Ь ОБОЗНАЧАЛИ В ДРЕВНЕРУССКОМ
ЯЗЫКЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ПОДСКАЗКАЪ и Ь ОБОЗНАЧАЛИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Слайд 24

ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ ПРАВИЛЬНО НА
ВОПРОС, НЕОБХОДИМО ПОСТАВИТЬ
УДАРЕНИЕ И ОПРЕДЕЛИТЬ В


КАКОЙ ПОЗИЦИИ НАХОДИТСЯ
ГЛАСНЫЙ!

ПОДСКАЗКА



МЪЛАКО

ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ ПРАВИЛЬНО НА ВОПРОС, НЕОБХОДИМО ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ И ОПРЕДЕЛИТЬ В КАКОЙ ПОЗИЦИИ НАХОДИТСЯ ГЛАСНЫЙ!ПОДСКАЗКАМЪЛАКО

Слайд 25ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :
ПОДГОТОВИТЬ УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ :
« ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ

ЗВУКОВ»,
тетрадь « ПРОВЕРЬ СЕБЯ» выполнить САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ №3,
стр. 8


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :ПОДГОТОВИТЬ УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ : « ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ», тетрадь « ПРОВЕРЬ СЕБЯ» выполнить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть