Слайд 1Наша задача- учиться ясно выражать свои мысли на письме и в
устной речи
Ясно мыслить- ясно говорить -ясно писать
Слайд 2О скверном и святом
Можно ли употреблять нецензурные выражения?
Почему люди употребляют
нецензурные выражения?
Как бороться с нецензурной бранью?
Слайд 3А что поэт?
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать
и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено
Э. Асадов
Слайд 4Сейчас тебе будут предложены 3 точки зрения. Подумай и ответь:
Чьи аргументы
показались наиболее убедительными?
(Высказывая свою точку зрения по поводу предложенных аргументов, помни, что это тезис, который в тексте нужно доказать либо прямо-прямая характеристика, либо косвенно- через употребление таких слов и выражений, которые бы указывали на то, как ты относишься к тому , о чём говоришь или пишешь)
Слайд 5Можно ли употреблять нецензурные выражения?
Не стоит сквернословить, т. к. это показатель
низкой культуры.(50%)
Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять.(30%)
Сквернословить нельзя, т.к. это великий грех. (20%)
Слайд 6Прямая характеристика
(используемые слова и выражения)
Я согласен. Я не согласен.
Да, это так.
Нет, это не так.
Это верно. Это неверно.
С этим можно согласиться. С этим нельзя согласиться
Слайд 7Непрямая(косвенная) характеристика)
Она видна через подбор синонимов или лексически окрашенных слов. В
тексте с непрямой характеристикой ключевые слова подбираются так, что среди синонимического ряда будут не только нейтрально окрашенные слова, но и слова с экспрессивной окрашенностью (например: кричать, восклицать, орать; плохой, скверный, дрянной, скабрёзный, неприличный, непристойный, нецензурный, матерный ).
Слайд 8Справка
Экспрессивный - в переводе с латинского ( expressio)- выражение - содержащий
выражение чувств, настроений, положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений
Слайд 9Свою точку зрения надо уметь аргументировать
Сегодня мы будем учиться тому, как
в качестве аргументов можно использовать различные афоризмы, пословицы и поговорки, цитаты как прозаические, так и стихотворные
Слайд 10Использование цитаты прозаической
«Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем
говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире,- и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать»
Ф.М. Достоевский
Слайд 11Использование цитаты стихотворной
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат»
идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Эдуард Асадов
Слайд 12Пример использования цитаты в тексте(цитата продолжает предложение)
Язык наш очень богат, есть
из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык- «это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное»(Л.И. Скворцов).
Слайд 13Слова
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная
трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова, пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы,-
Горькие слова, слова - полынь.
Слайд 14Слова
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на
плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых , добрых слов!
Слайд 16Пусть вам встречаются в жизни только хорошие слова