Презентация, доклад по русскому языку Подготовка к части 2 ЕГЭ

Содержание

Проблема текста Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением. Это всегда процесс обобщения. Факты, описываемые в тексте, – это иллюстрация, частный случай проявления какой-то общей идеи, которую следует найти.

Слайд 1ЕГЭ по русскому языку
Подготовка к части 2
( сочинение)
Подготовила учитель русского языка


МБОУ «Цолгинская СОШ
им. Р. Номтоева»
Шаврова БВ
ЕГЭ по русскому языкуПодготовка к части 2( сочинение)Подготовила учитель русского языка МБОУ «Цолгинская СОШ им. Р. Номтоева»Шаврова

Слайд 2Проблема текста
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап

работы над сочинением. Это всегда процесс обобщения.
Факты, описываемые в тексте, – это иллюстрация, частный случай проявления какой-то общей идеи, которую следует найти.

Проблема текста   Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением. Это всегда процесс

Слайд 3Алгоритм №1 (от частного к общему)
1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
2.

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.
3. Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм).
4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Алгоритм №1  (от частного к общему)1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.2. Определите, какие положительные или отрицательные

Слайд 4Алгоритм №2 ( от позиции автора к проблеме)
1. Выявите основную мысль текста.
2.

Запишите её в виде законченного предложения.
3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Алгоритм №2 ( от позиции автора к проблеме)1. Выявите основную мысль текста.2. Запишите её в виде законченного

Слайд 5Способы формулирования проблемы
Проблему можно
1) сформулировать своими словами.
В том случае, если проблему

можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, подойдет конструкция «проблема + сущ. (словосочетание ) в род. пад.», например:
Автор поднимает проблему совести.
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».

Способы формулирования проблемыПроблему можно1) сформулировать своими словами.В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом

Слайд 6Способы формулирования проблемы
2) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных

предложений, например:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?

Способы формулирования проблемы2) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений, например:    Может

Слайд 7Способы формулирования проблемы
Проблему можно
3) процитировать.
В некоторых текстах можно

найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:
«Кому выгодно разжигание национальной розни?» - таким вопросом начинает свой текст Ю. Лотман.

4)Указать номера предложений из текста.
Способы формулирования проблемыПроблему можно3) процитировать.   В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких

Слайд 8Комментарий к проблеме
1) Текстуальный («от текста к действительности»)

предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему?
Какие высказывания заслуживают особого внимания?
Комментарий к проблеме   1) Текстуальный («от текста к действительности») предполагает объяснение текста, следование за автором

Слайд 9Комментарий к проблеме
2) Концептуальный ( от действительности к

тексту)предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
Актуальна ли она в наши дни?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Комментарий к проблеме   2) Концептуальный ( от действительности к тексту)предполагает, что вы, опираясь на понимание

Слайд 10Комментарий к проблеме
Публицистический текст
1) На каких примерах автор раскрывает проблему?
2) Какими

событиями автор иллюстрирует проблему?
3) Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?
4) В чем значимость этих высказываний? (В чем убеждает нас автор?)
Комментарий к проблемеПублицистический текст1) На каких примерах автор раскрывает проблему?2) Какими событиями автор иллюстрирует проблему?3) Какие высказывания

Слайд 11Комментарий к проблеме
Художественный текст
1) На каком примере автор раскрывает проблему?
2) Какое

значение имеет поступок героя?
3) Какие чувства героев описаны автором?
4) Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?
5) В чем убеждает автор читателей?


Комментарий к проблемеХудожественный текст1) На каком примере автор раскрывает проблему?2) Какое значение имеет поступок героя?3) Какие чувства

Слайд 12Авторская позиция -
это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор

текста. Она проявляется в отношении автора в изображаемым событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства.
Авторская позиция - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Она проявляется в отношении автора

Слайд 13Средства выражения позиции автора
Слова – маркеры: главное, самое важное, надо, нужно

и т.д.
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, чудесный, роскошный, великолепный (+); скверный, безобразный, нахальный, наглый (-).
Средства выражения  позиции автораСлова – маркеры: главное, самое важное, надо, нужно и т.д.Оценочная лексика – слова,

Слайд 14Средства выражения позиции автора
Средства выразительности, например, риторические восклицания: Как много во

всем этом ума и чувства красоты!
Вводные слова: к сожалению, к счастью, к всеобщей радости.
Побудительные предложения содержат в себе различные призывы, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих!


Средства выражения  позиции автораСредства выразительности, например, риторические восклицания: Как много во всем этом ума и чувства

Слайд 15АРГУМЕНТЫ –
это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.




Логические

Иллюстративные Ссылки на
авторитет
АРГУМЕНТЫ –это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.Логические   Иллюстративные    Ссылки на

Слайд 16ЛОГИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ
Реальные факты
Статистика
Законы природы
Положения официальных документов

ЛОГИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫРеальные фактыСтатистикаЗаконы природыПоложения официальных документов

Слайд 17ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ АРГУМЕНТЫ

Примеры
из художественных произведений

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ АРГУМЕНТЫПримеры из художественных произведений

Слайд 18Ссылки на авторитет
Мнение выдающихся людей
Общественное мнение
Мнение очевидцев
Цитаты

из авторитетных источников
Ссылки на авторитет Мнение выдающихся людей Общественное мнение Мнение очевидцев Цитаты из авторитетных источников

Слайд 19Виды заключения
Обобщение основных мыслей
Вопросительное предложение
Призыв к читателю
Использование

цитат
Виды заключения Обобщение основных мыслей Вопросительное предложение Призыв к читателю Использование цитат

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть