Слайд 1ЕГЭ по русскому языку
Подготовка к части 2
( сочинение)
Подготовила учитель русского языка
МБОУ «Цолгинская СОШ
им. Р. Номтоева»
Шаврова БВ
Слайд 2Проблема текста
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап
работы над сочинением. Это всегда процесс обобщения.
Факты, описываемые в тексте, – это иллюстрация, частный случай проявления какой-то общей идеи, которую следует найти.
Слайд 3Алгоритм №1
(от частного к общему)
1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
2.
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.
3. Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм).
4. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Слайд 4Алгоритм №2
( от позиции автора к проблеме)
1. Выявите основную мысль текста.
2.
Запишите её в виде законченного предложения.
3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Слайд 5Способы формулирования проблемы
Проблему можно
1) сформулировать своими словами.
В том случае, если проблему
можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, подойдет конструкция «проблема + сущ. (словосочетание ) в род. пад.», например:
Автор поднимает проблему совести.
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.
Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».
Слайд 6Способы формулирования проблемы
2) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных
предложений, например:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?
Слайд 7Способы формулирования проблемы
Проблему можно
3) процитировать.
В некоторых текстах можно
найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:
«Кому выгодно разжигание национальной розни?» - таким вопросом начинает свой текст Ю. Лотман.
4)Указать номера предложений из текста.
Слайд 8Комментарий к проблеме
1) Текстуальный («от текста к действительности»)
предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему?
Какие высказывания заслуживают особого внимания?
Слайд 9Комментарий к проблеме
2) Концептуальный ( от действительности к
тексту)предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.
К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
Актуальна ли она в наши дни?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Слайд 10Комментарий к проблеме
Публицистический текст
1) На каких примерах автор раскрывает проблему?
2) Какими
событиями автор иллюстрирует проблему?
3) Какие высказывания автора заслуживают особого внимания?
4) В чем значимость этих высказываний? (В чем убеждает нас автор?)
Слайд 11Комментарий к проблеме
Художественный текст
1) На каком примере автор раскрывает проблему?
2) Какое
значение имеет поступок героя?
3) Какие чувства героев описаны автором?
4) Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?
5) В чем убеждает автор читателей?
Слайд 12Авторская позиция -
это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор
текста. Она проявляется в отношении автора в изображаемым событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства.
Слайд 13Средства выражения
позиции автора
Слова – маркеры: главное, самое важное, надо, нужно
и т.д.
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, чудесный, роскошный, великолепный (+); скверный, безобразный, нахальный, наглый (-).
Слайд 14Средства выражения
позиции автора
Средства выразительности, например, риторические восклицания: Как много во
всем этом ума и чувства красоты!
Вводные слова: к сожалению, к счастью, к всеобщей радости.
Побудительные предложения содержат в себе различные призывы, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих!
Слайд 15АРГУМЕНТЫ –
это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
Логические
Иллюстративные Ссылки на
авторитет
Слайд 16ЛОГИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ
Реальные факты
Статистика
Законы природы
Положения официальных документов
Слайд 17ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ АРГУМЕНТЫ
Примеры
из художественных произведений
Слайд 18Ссылки на авторитет
Мнение выдающихся людей
Общественное мнение
Мнение очевидцев
Цитаты
из авторитетных источников
Слайд 19Виды заключения
Обобщение основных мыслей
Вопросительное предложение
Призыв к читателю
Использование
цитат