Презентация, доклад по русскому языку по теме Подготовка к написанию сжатого изложения.9 класс

Содержание

Изложение. Этапы знакомства с теоретическими положениями1.Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства общения.2.При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные

Слайд 1 Что должны уметь учащиеся, чтобы подготовиться к написанию сжатого изложения
1.Умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
2.Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
3.Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.
4.Опрделение основной и второстепенной информации, вычленения в тексте микротем , обобщения содержания исходного текста.
5.Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, соблюдая нормы построения текста.
6.Умение правильно определять тему и идею(основную мысль текста).
Что должны уметь учащиеся, чтобы подготовиться к написанию сжатого изложения1.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Слайд 2Изложение. Этапы знакомства с теоретическими положениями
1.Задача сжатого изложения – кратко, в

обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства общения.
2.При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
3.Инструкция «Как писать сжатое изложение»
4.Памятка «Этапы написания изложения», «Способы и приёмы сжатия текста»

Изложение. Этапы знакомства с теоретическими положениями1.Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать

Слайд 3Пример: инструкция «Как писать изложение», «Этапы написания изложения»
1.Прочитайте текст
Определите тему и

основную мысль, ведущий тип речи.
Выделите в тексте существенные (то есть важные, необходимые) мысли.
Разбейте текст на части, выделите главную информацию всех микротем.
2.

Пример: инструкция «Как писать изложение», «Этапы написания изложения»1.Прочитайте текстОпределите тему и основную мысль, ведущий тип речи.Выделите в

Слайд 4Приёмы компрессии текста
1.Исключение подробностей, деталей.
При исключении необходимо сначала выделить главное, а

затем убрать детали (подробности), объединить существенное и составить новый текст.
2.Обобщение конкретных, единичных явлений.
При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.
Приёмы сжатия текста
1.Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2.Образование сложного предложения путём слияния двух простых;
3.Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части;
4.Разбивка сложного предложения на сокращённые простые;
5.Перевод прямой речи в косвенную;
6.Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;


 

Приёмы компрессии текста1.Исключение подробностей, деталей.При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности), объединить существенное

Слайд 5Пример: фрагмент исходного текста
1.Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех

работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.


Пример: фрагмент сжатого текста
В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь любили искусство и работу.



Пример: фрагмент исходного текста1.Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности.

Слайд 6Пример
1.На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.
-Какой способ уместно

применить в этом случае?

На лугу росли цветы.
Пример1.На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки.-Какой способ уместно применить в этом случае?На лугу росли

Слайд 7Пример: фрагмент исходного текста
Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали

о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Пример: фрагмент сжатого изложения

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Пример: фрагмент исходного текста Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали о двух братьях-близнецах – Геракле и

Слайд 8Пример: фрагмент исходного текста
Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать.

Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
Пример: фрагмент сжатого изложения
Ранним утром, когда Ификл ещё спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.


Пример: фрагмент исходного текста Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы

Слайд 9Пример: фрагмент исходного текста
Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко.

«Слишком высоко, - ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.

Пример: фрагмент сжатого изложения
Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достаёт плод.



Пример: фрагмент исходного текстаБратья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. –

Слайд 10Порядок слов в предложении
1.Согласованное определение - 2 подлежащее - 3 обстоятельство

образа действия - 4 сказуемое - 5дополнение, остальные обстоятельства.
Подлежащее обычно ставится перед сказуемым.
Согласованное определение - перед определяемым словом, обстоятельство образа действия - перед сказуемым, а остальные обстоятельства и дополнение - после сказуемого.
Такой порядок слов называется прямым. Изменение прямого порядка слов называется инверсией.
Красивая девочка медленно прошла мимо меня.

Порядок слов в предложении1.Согласованное определение - 2 подлежащее - 3 обстоятельство образа действия - 4 сказуемое -

Слайд 11Термины
1.Абзац – это смысловая и графическая текстовая единица, и абзацное членение

является важным средством выражения авторской позиции. Нарушение абзацного членения – логическая ошибка.
2.Правила построения абзаца:
в одном абзаце излагается только одна микротема;
расположение предложений подчиняется схеме: зачин(начало мысли), основная часть (развитие мысли), концовка (итог микротемы);
самое главное предложение абзаца(предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца.
развитие мысли осуществляется следующими способами: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, объяснение.


Термины1.Абзац – это смысловая и графическая текстовая единица, и абзацное членение является важным средством выражения авторской позиции.

Слайд 12Художественно-выразительные средства: синекдоха, метонимия
Это один из тропов, состоящий в замене наименования

жизненного явления названием его части вместо целого (например: Москва – вместо Россия), единственного числа вместо множественного (человек вместо люди) или, наоборот, целого вместо части, множественного числа вместо единственного.
Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях «меньшее – большее»; «часть- -целое».
Художественно-выразительные средства: синекдоха, метонимияЭто один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо

Слайд 13Метонимия
1.От гр. metonymia – переименование – один из основных тропов: замена

в поэтической речи названия явления, понятия или предмета другим названием, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом жизненном явлении, например:
а) между предметом и материалом:
Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов А.С.);
б) между действием и орудием этого действия:
Перо его местию дышит (А.К. Толстой).
2.Перенос названия с одного предмета на другой, смежный(близкий) с ним; художественное отождествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности.

Метонимия1.От гр. metonymia – переименование – один из основных тропов: замена в поэтической речи названия явления, понятия

Слайд 14 Выпишите только те предложения, в которых есть сравнения
1…Погорев золотыми каймами,


Разлетелись, как дым, облака. (Фет)
2.Его пригласили как знающего человека.
3.Как прекрасно это утро!
4.Школьный двор как сад.
5.Никто не знал, как закончится этот вечер.
6.Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые… (Некрасов)
7.Как трудно повторять живую красоту
Твоих воздушных очертаний… (Фет)
8.Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде… (Есенин)
Выпишите только те предложения, в которых есть сравнения1…Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. (Фет)2.Его пригласили

Слайд 15Найдите и выпишите олицетворения
1. Столетние липы и лиственницы толпятся группами или

разбросаны врозь.
2. Алый мак в небесной черни
Начертил пожаром грань…
3. Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным тёплым светом облило степь.
4. Липким запахом веет полынь,
Спит черёмуха в белой накидке.
5. Мечта мне что-то напевала,
И сон меня околдовал.

Найдите и выпишите олицетворения1. Столетние липы и лиственницы толпятся группами или разбросаны врозь.2. Алый мак в небесной

Слайд 16Изобразительно-выразительные средства языка
1.Укажите предложение, в котором средством выразительности является инверсия?
А. Полночь

сошла, непроглядная темень;
Б. Тучки грозовые по небу плывут;
В. День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно;
Г. Изумительная весна наступила.

Изобразительно-выразительные средства языка1.Укажите предложение, в котором средством выразительности является инверсия?А. Полночь сошла, непроглядная темень;Б. Тучки грозовые по

Слайд 17Сочинение-рассуждение
Состоит из трёх частей:
часть, содержащая основное положение, которое будет доказываться (тезис);
доказательная

часть, содержащая аргументы;
заключительная часть.
Рассуждение строится методом дедукции, сначала высказывается общее положение, а затем мысли и факты, подтверждающие общие положения.
Тезис – довод 1 – довод 2 – вывод
Приводятся иллюстрированные аргументы: один из текста, второй из жизненного опыта.
Сочинение-рассуждениеСостоит из трёх частей:часть, содержащая основное положение, которое будет доказываться (тезис);доказательная часть, содержащая аргументы;заключительная часть.Рассуждение строится методом

Слайд 18Композиция сочинения-рассуждения
Цельность текста обеспечивается за счёт правильного соотношения частей. Ни вступление,

ни концовка не могут быть больше основной части. На них лучше отводить примерно 1/8 объёма сочинения. В основной части следует следить за соразмерностью частей, излагающих микротемы. Для написания вступления, основной части, заключения используются типовые конструкции (клише):
Вступление: Я считаю, По моему мнению, На мой взгляд и др.
Основная часть: В подтверждение этого тезиса приведу пример…
Заключение: Таким образом,… Итак,… Следоавтельно,… Значит,..
Композиция сочинения-рассужденияЦельность текста обеспечивается за счёт правильного соотношения частей. Ни вступление, ни концовка не могут быть больше

Слайд 19Основные понятия
1.Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным.

Эта та мысль, которую надо доказать.
2.Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса.
3.Аргументация – это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции.
4.Доказательство выдвинутого положения – это основная, главная часть рассуждения, цель которой – убедить читателя в истинности собственной позиции (тезиса).
Основные понятия1.Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Эта та мысль, которую надо доказать.2.Аргумент

Слайд 20Грамматическая ошибка - нарушение норм образоваия слов и их грамматических форм,

нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении

1.Нарушение границ предложения: Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее.
2.Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится (стал) эгоистом.
3.Ошибки в построении сложного предложения: Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема…(Правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная…)
4.Ошибки в построении предложения с причастным оборотом:
Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
5.Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (правильно: вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

Грамматическая ошибка - нарушение норм образоваия слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в

Слайд 21Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, то есть норм словоупотребления

и лексико-семантической сочетаемости слова

1.Неразличение синонимичных слов: В конечном предложении автор подводит итоги (правильно: в последнем).
2.Употребление рядом или близко однокоренных слов: Писатель мастерски описывает своего героя; В своём рассказе автор рассказывает о событиях войны.
3.Неоправданное повторение слова: В прочитанном мною тексте автором поднимается… Автор очень ярко рассказывает о героизме… Позиция автора мне близка и понятна.
4.Бедность и однообразие синтаксических конструкций: Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал…
5.Неудачное употребление местоимений: Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.

Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, то есть норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова1.Неразличение синонимичных слов:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть