Презентация, доклад по русскому языку по теме Соединительные О и Е в сложных словах

Содержание

Цель урокаСовершенствовать навык образования и написания учащимися сложных слов;Задачи:1) отрабатывать правописание соединительных гласных в сложных словах2) расширять словарный запас учащихся3) воспитывать культуру речи

Слайд 1Соединительные О и Е в сложных словах
Подготовила Белькова М. А., учитель

русского языка и литературы МБОУ «СШ № 9» г. Новый Уренгой ЯНАО
Соединительные О и Е в сложных словахПодготовила Белькова М. А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ

Слайд 2Цель урока
Совершенствовать навык образования и написания учащимися сложных слов;
Задачи:
1) отрабатывать правописание

соединительных гласных в сложных словах
2) расширять словарный запас учащихся
3) воспитывать культуру речи

Цель урокаСовершенствовать навык образования и написания учащимися сложных слов;Задачи:1) отрабатывать правописание соединительных гласных в сложных словах2) расширять

Слайд 3Проверка дом. Задания Упр. 213
ПАПРОВЛЯЮСЬ или ПОПРАВЛЯЮСЬ?
ПРИЕХАЛ или ПРЕЕХАЛ?

Проверка дом. Задания Упр. 213ПАПРОВЛЯЮСЬ или ПОПРАВЛЯЮСЬ?ПРИЕХАЛ или ПРЕЕХАЛ?

Слайд 4ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
ПОПРАВЛЯЮСЬ (по - неизменяемая приставка; ПОПРА'ВИТЬСЯ)
ПРИЕХАЛ (приближение)

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТПОПРАВЛЯЮСЬ (по - неизменяемая приставка; ПОПРА'ВИТЬСЯ)ПРИЕХАЛ (приближение)

Слайд 5 Графический диктант Вставьте пропущенные буквы

Графический диктант Вставьте пропущенные буквы

Слайд 6Повторение. Корни с чередованием
Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 
1) озарять  2)

преподаватель  3) поласкать (котёнка)  4) винегрет 

Повторение. Корни с чередованиемУкажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) озарять  2) преподаватель  3) поласкать (котёнка)  4)

Слайд 7КЛЮЧ
Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 
1) озарять  2) преподаватель  3) поласкать (котёнка)  4)

винегрет 

КЛЮЧУкажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) озарять  2) преподаватель  3) поласкать (котёнка)  4) винегрет 

Слайд 8Повторение. Корни с чередованием
Найди ошибку!
А) прикоснуться к щеке
Б) приберала в комнате
В)

волосы отросли
Г) ранняя заря

Повторение. Корни с чередованиемНайди ошибку!А) прикоснуться к щекеБ) приберала в комнатеВ) волосы отрослиГ) ранняя заря

Слайд 9КЛЮЧ
Найди ошибку!
А) прикоснуться к щеке
Б) приберала в комнате
В) волосы отросли
Г) ранняя

заря

КЛЮЧНайди ошибку!А) прикоснуться к щекеБ) приберала в комнатеВ) волосы отрослиГ) ранняя заря

Слайд 10Готовимся к ОГЭ
Укажите слово с чередующейся гласной в корне, которое является

исключением из правила. 
1) зоревать 2) пригореть 3) замирать 4) коснуться 

Готовимся к ОГЭУкажите слово с чередующейся гласной в корне, которое является исключением из правила. 1) зоревать 2) пригореть

Слайд 11КЛЮЧ
Укажите слово с чередующейся гласной в корне, которое является исключением из

правила. 
1) зоревать 2) пригореть 3) замирать 4) коснуться 

КЛЮЧУкажите слово с чередующейся гласной в корне, которое является исключением из правила. 1) зоревать 2) пригореть 3) замирать

Слайд 12Вопрос
Назовите части слова, какие вы знаете?
Как они называются

по - другому?
ВопросНазовите части слова, какие вы знаете? Как они называются  по - другому?

Слайд 13Вопрос
С какими способами словообразования вы знакомы?

ВопросС какими способами словообразования вы знакомы?

Слайд 14ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Какая тема нашего урока?
Как вы думаете, какова будет наша цель нашей

работы на уроке?
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕКакая тема нашего урока?Как вы думаете, какова будет наша цель нашей работы на уроке?

Слайд 15Параграф 41
1) читаем теорию стр. 119
2)Отвечаем на вопросы:
- Что такое сложные

слова?
- Что такое соединительные гласные?
-Когда пишется соединительная гласная О? Когда Е?
-Как еще могут образовываться сложные слова?

Параграф 411) читаем теорию стр. 1192)Отвечаем на вопросы:- Что такое сложные слова?- Что такое соединительные гласные?-Когда пишется

Слайд 16Вариант графического изображения орфограммы
Орфограмма № 30

Вариант графического изображения орфограммыОрфограмма № 30

Слайд 17Работа с учебником
1) упр. 215
(работа у доски)

Работа с учебником 1) упр. 215  (работа у доски)

Слайд 18Физкультминутка
Нам за партой не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево, вправо,
Разминаемся на

славу.
Мы немного отдохнули
И за парту вновь вернулись.
 

ФизкультминуткаНам за партой не сидится,Разминаем поясницу.Корпус крутим влево, вправо, Разминаемся на славу.Мы немного отдохнули И за парту

Слайд 19Устная работа
Задание: заменить слова одним сложным словом, выполнить морфемный разбор.
Пить чай-------------
Помогать

взаимно------------
Любить труд------------------
Люди одной фамилии----------------
Любить свободу--------------------
Тот, кто ходит пешком-------------
Ученик старшего класса------------------


Устная работаЗадание: заменить слова одним сложным словом, выполнить морфемный разбор.Пить чай-------------Помогать взаимно------------Любить труд------------------Люди одной фамилии----------------Любить свободу--------------------Тот, кто

Слайд 20Устная работа
Задание: заменить слова одним сложным словом, выполнить морфемный разбор.
Пить чай-------------чаепитие
Помогать

взаимно-------------взаимопомощь
Любить труд------------------трудолюбие
Люди одной фамилии----------------однофамильцы
Любить свободу--------------------свободолюбие
Тот, кто ходит пешком-------------пешеход
Ученик старшего класса------------------старшеклассник

Устная работаЗадание: заменить слова одним сложным словом, выполнить морфемный разбор.Пить чай-------------чаепитиеПомогать взаимно-------------взаимопомощьЛюбить труд------------------трудолюбиеЛюди одной фамилии----------------однофамильцыЛюбить свободу--------------------свободолюбиеТот, кто

Слайд 21Работа с учебником
Упр. 216
Выпишите слова в 2 колонки:
1 Колонка: Сложные слова,

обозначая условия выбора соединительных О и Е
2 колонка: остальные слова , обозначая в них суффиксы
1 ряд - первые 4 слова
2 ряд - вторые четыре слова
3 ряд - третью группу из 4-х слов
Работа с учебникомУпр. 216Выпишите слова в 2 колонки:1 Колонка: Сложные слова, обозначая условия выбора соединительных О и

Слайд 22Самостоятельная работа  в группах
1 -й уровень.
Составьте и запишите сложные слова с

основой: хлеб, снег, лист.
2 -й уровень.
Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами
Самостоятельная работа  в группах1 -й уровень.Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист.2 -й уровень.Придумайте

Слайд 23Домашнее задание

П. 41 упр. 217

Домашнее заданиеП. 41 упр. 217

Слайд 24- Какова была цель урока? Мы ее достигли?
– Что такое

сложные слова?
– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?
– От чего зависит выбор соединительной гласной?

- Какова была цель урока? Мы ее достигли?  – Что такое сложные слова?– Всегда ли сложные

Слайд 25Есть ли здесь сложное слово?
БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Есть ли здесь сложное слово?БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Слайд 26КРОССВОРД № 1

КРОССВОРД № 1

Слайд 27Кроссворд № 2

Кроссворд № 2

Слайд 28Игра «Сложи слово». Кто быстрее? На доске слова записаны в 2 столбца.

Задача учащихся – записать 10 сложных слов (существительных и прилагательных), использовав по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом изменяя слова.

мир строить
единый хранить
любить жить
общий знать
взаимный ловить
машина убирать
каша любить
вода помощь
хлеб душа
птица варить
 

Игра «Сложи слово». Кто быстрее? На доске слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся – записать 10

Слайд 29КЛЮЧ
Кашевар
Птицелов
Миролюбивый
Взаимопомощь
Машиностроительный
Единодушный
Хлебоуборочная
Водохранилище
Общежитие
Любознательный

КЛЮЧКашеварПтицеловМиролюбивыйВзаимопомощьМашиностроительныйЕдинодушныйХлебоуборочнаяВодохранилищеОбщежитиеЛюбознательный

Слайд 30Проверка домашнего задания упр. 217
Кашевар, самовар, сталевар;
Языковед, краевед, востоковед;
Тепловоз, водовоз, паровоз;
Хоровод,

нефтепровод, газопровод;
Ледокол, дырокол, частокол;
Землекоп, углекоп, рудокоп;
Птицелов, зверолов, змеелов;
Пулемёт, гранатомёт, бомбомёт

Проверка домашнего задания упр. 217Кашевар, самовар, сталевар;Языковед, краевед, востоковед;Тепловоз, водовоз, паровоз;Хоровод, нефтепровод, газопровод;Ледокол, дырокол, частокол;Землекоп, углекоп, рудокоп;Птицелов,

Слайд 31Упр. 217
Пароход, снегоход, снегоболотоход, дымоход, пешеход.
 Снегоболотоход - это машина, которая

ходит как по снегу, так и по болоту.
Дырокол - это канцелярское приспособление для пробивания дырок в бумаге.

Упр. 217Пароход, снегоход, снегоболотоход, дымоход, пешеход.  Снегоболотоход - это машина, которая ходит как по снегу, так и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть