Слайд 1Обучение выпускников формулировке проблемы,
комментарию к основной проблеме текста, нахождению авторской
позиции и аргументации собственного мнения
ЕГЭ-2017
Слайд 2Сколько критериев оценки эссе мы знаем?
Какие из них считаются
главными?
Почему?
Слайд 4Композиция сочинения
1. Вступление.
2. Проблема, над которой размышляет автор.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция
5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод (заключение).
Слайд 5Вступление (1-2 предложения)
Задачи:
вступить в контакт с читателем;
подготовить его к восприятию
текста;
подвести к формулировке проблемы.
О чем писать:
сообщение о теме (о чем текст);
сообщение об авторе (если знаем);
цитата, связанная с проблематикой темы;
риторический вопрос, восклицание
Можно начать сразу с формулировки проблемы.
Слайд 6С1. Формулировка проблемы
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый
словарь)
Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.
Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы.
Слайд 7Проблема может быть сформулирована
двумя способами:
Проблема чего, какая? –
Одним словом или словосочетанием:
Одиночества
Милосердия
Экологии
Воспитания
Взаимоотношений «отцов и детей»
В форме вопроса:
Что важнее – закон или совесть?
Может ли прогресс быть человечным?
Необходимо ли милосердие в нашей жизни?
Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?
Слайд 8Типовые конструкции
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает очень важную проблему…
Автора текста волнует проблема…
Проблема,
которую хотел показать нам автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..
Текст … заставил меня задуматься над проблемой…
Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение
(1-2 предложения)
Слайд 9Прокомментировать
проблему – значит
показать
степень понимания текста;
умение видеть его важнейшие аспекты;
понять
замысел автора;
ход авторской мысли;
указать, что делает автор, чтобы
донести до читателя свою проблему
Слайд 10Требования к комментарию
Комментарий к проблеме может включать
характеристику проблемы;
анализ композиции текста, позволяющей
понять авторский замысел, его позицию;
анализ аспектов (микротем);
синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:
Слайд 11Обратите внимание!
Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой)
должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.
Слайд 13
Тезис
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1 Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
В ы в о д
Слайд 15Типы аргументации.
Поддерживающая
Тезис
Прямые доказательства
Вывод
Слайд 16Типы аргументации.
Опровергающая
Тезис
Обратные
доказательства
Антитезис
Слайд 18
Моя «она». Антон Павлович Чехов
Она, как авторитетно утверждают мои родители и
начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
Её зовут — Лень.
1885
Слайд 19Как обозначить проблему?
Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи
(мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.
Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.
Слайд 20Итак, какова, по-вашему, проблема данного текста?
Слайд 21Текстуальный комментарий
Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая
на вопросы:
Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?
На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?
Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?
Слайд 22Какие комментарии вы могли бы предложить?
Сколько их должно быть?
Слайд 23Пример текстуального комментария
Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из
своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчеркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя она» – причина всех его несчастий; с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.
Слайд 24Пример концептуального комментария
Лень… Действительно, какое «поэтичное» слово! Кто из нас
не знаком с ней?! Не случайно и называют ее часто «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский текст, невольно проводит параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана компьютера и сесть за выполнение домашнего задания! Как трудно заставить себя что-то сделать заблаговременно: постоянно находятся «отговорки», что это можно сделать завтра. Практически ежедневно каждому из нас приходится бороться с ней, коварной, или, к сожалению, как и чеховскому герою, уступать ей.
Слайд 25Речевые клише
Несомненна актуальность поднятой автором …
Проблема, затронутая автором текста,
без сомнения, сложна и серьёзна, потому что…
Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как…
Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации…
Поднятая нравственная проблема, злободневна…
Слайд 26Типичные ошибки
Комментарий отсутствует.
Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная.
Допущены
фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.
Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.
Комментарий заменяется пересказом.
Комментарий заменяется перечнем проблем.
Слайд 27
В чем состоит позиция автора?
Что он хочет нам сказать?
Согласны ли вы
с ним?
Слайд 28
Подумайте над аргументами. Что мы должны аргументировать?
Сколько должно быть аргументов?
Что вы
можете предложить?